В «РБК Исследования рынков» отмечают, что и сами точки общепита пересмотрели в пандемию свое отношение к доставке, став активнее ее продвигать. Так, в «Яндекс.Еде» заявляли о росте числа партнеров с 16 тыс. (в декабре 2019 года) до 32 тыс. заведений (в декабре 2020 года). В Delivery Club также сообщали об удвоении числа партнеров с апреля по сентябрь прошлого года, а по итогам трех кварталов 2020-го отчитались о росте выручки до 7 млрд руб. (в сравнении с 4,5 млрд руб. по итогам всего 2019 года). В российской сети доставки еды Farfor — компания родом из Уфы является одной из крупнейших в стране в своем формате — сообщили о 30-процентном росте годовой выручки.
По данным «РБК Исследования рынков», в 2020 году на Delivery Club и «Яндекс.Еда» пришлось более четверти оборотов отрасли. «Аудитория, заказывающая доставку ресторанной еды, расширилась как за счет новых пользователей, так и тех, кто уже был хорошо знаком с сервисом и стал пользоваться доставкой еще чаще», — говорит эксперт NPD Group Марина Лапенкова. В NPD Group уточняют, что в 2019 году посетители посещали общепит в основном с двумя целями: дружеский или семейный поход в ресторан (доля таких визитов составляла 40%), а также рабочий ланч или кофе-брейк (31%). Между тем на домашнее потребление еды приходилось лишь 10%. Однако в 2020 году, констатируют исследователи, заказ ресторанной пищи на дом вырос как минимум в полтора раза. Опрос в октябре 2020 года показал, что 59% респондентов считают классические рестораны попросту небезопасным местом, связывая это с высоким риском заражения коронавирусом. «Изменение потребительского поведения необратимо. За время карантина многие переосмыслили стиль жизни, — говорит Марина Лапенкова. — Очевидно, что доставка уже никогда не вернется на прежний уровень, а число потребителей продолжит увеличиваться». Руководитель отдела продаж Franshiza.ru Анна Рождественская отмечает, что изменилось в этой связи и поведение предпринимателей: «В лидеры кризисного периода вышли те, которые закрывали первичные потребности потребителей и все, что связано с дистанционным обслуживанием — доставка, пункты выдачи заказов и онлайн-торговля».