Еда по месту назначения
Текст:
Александр Кочетов
Фото: Getty Images
Партнер проекта
Общепит уже не будет прежним
Развитие доставки еды — тренд последних лет, усиленный пандемией в связи с временным закрытием кафе. Эксперты утверждают, что новая привычка к ресторанной еде дома — это уже навсегда.
От перекусов к посиделкам
Как изменилась модель потребления
Когда-то человек добывал и выращивал еду сам, затем покупал про запас, потом оценил супермаркеты у дома, а сейчас привыкает к быстрой доставке на дом. То, что в России потребительские привычки стремительно меняются в этом направлении, было ясно еще до пандемии COVID-19.
Эволюция заказа еды на дом
По данным Data Insight, вложения в рынок фуд-тех в 2019 году перевалили за $50 млн. В январе 2020 года один из крупнейших сервисов доставки еды Delivery Club обработал 3,5 млн заказов, удвоив этот показатель по сравнению с тем же месяцем 2019-го. В «INFOLine-Аналитике» ожидали роста объемов рынка по итогам 2020 года до 170 млрд руб., но в реальности спрос из-за пандемии коронавируса увеличился еще больше. Так, по данным «РБК Исследования рынков», в 2020 году оборот российского рынка доставки еды вырос на 47%, а сборы отрасли — до 258 млрд руб. «За время ограничений и карантина привычки россиян настолько изменились, что влекут за собой корректировку структуры рынка и усиление роли доставки в фуд-сервисе», — констатировали в NPD Group.

В исследовательской компании отметили, что в 2020 году уже 62% рынка фуд-сервиса (по количеству визитов) пришлось на доставку, еду на вынос и drive-thru (то есть «заезжаловки», по аналогии с «забегаловками») — против 45% в 2019-м. Наиболее растущим сектором фуд-сервиса стала доставка готовой еды: в NPD Group отмечают увеличение числа заказов на 90% и то, что именно этот сектор помог ресторанной индустрии «остаться на плаву в самые тяжелые месяцы локдауна».

* Прогноз

Источник: Statista
107,4
2019
2020
2021
2024
111,3
151,5
182,3
Объем мирового рынка онлайн-заказов на доставку еды*, $ млрд
Развернуть
Источник: РБК Исследования рынков
93,1
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
92,1
97,3
120,3
140,2
175,7
258,4
Объем российского рынка доставки еды, млрд руб.
260,0
2021
Источник: Росстат
1591,5
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
1511,8
1468,0
1515,1
1578,6
1665,4
1350,3
Динамика рынка общественного питания в РФ, млрд руб.
Динамика доли рынка доставки еды в обороте общественного питания в России, %
5.9%
2014
6.1%
2015
6.6%
2016
7.9%
2017
8.9%
2018
10.5%
2019
19.7%
2020
Источник: РБК Исследования рынков
115,8
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
100,1
101,7
116,1
130,2
157,3
255,8
Динамика сервисов по доставке готовой еды в РФ, млн заказов
В «РБК Исследования рынков» отмечают, что и сами точки общепита пересмотрели в пандемию свое отношение к доставке, став активнее ее продвигать. Так, в «Яндекс.Еде» заявляли о росте числа партнеров с 16 тыс. (в декабре 2019 года) до 32 тыс. заведений (в декабре 2020 года). В Delivery Club также сообщали об удвоении числа партнеров с апреля по сентябрь прошлого года, а по итогам трех кварталов 2020-го отчитались о росте выручки до 7 млрд руб. (в сравнении с 4,5 млрд руб. по итогам всего 2019 года). В российской сети доставки еды Farfor — компания родом из Уфы является одной из крупнейших в стране в своем формате — сообщили о 30-процентном росте годовой выручки.

По данным «РБК Исследования рынков», в 2020 году на Delivery Club и «Яндекс.Еда» пришлось более четверти оборотов отрасли. «Аудитория, заказывающая доставку ресторанной еды, расширилась как за счет новых пользователей, так и тех, кто уже был хорошо знаком с сервисом и стал пользоваться доставкой еще чаще», — говорит эксперт NPD Group Марина Лапенкова. В NPD Group уточняют, что в 2019 году посетители посещали общепит в основном с двумя целями: дружеский или семейный поход в ресторан (доля таких визитов составляла 40%), а также рабочий ланч или кофе-брейк (31%). Между тем на домашнее потребление еды приходилось лишь 10%. Однако в 2020 году, констатируют исследователи, заказ ресторанной пищи на дом вырос как минимум в полтора раза. Опрос в октябре 2020 года показал, что 59% респондентов считают классические рестораны попросту небезопасным местом, связывая это с высоким риском заражения коронавирусом. «Изменение потребительского поведения необратимо. За время карантина многие переосмыслили стиль жизни, — говорит Марина Лапенкова. — Очевидно, что доставка уже никогда не вернется на прежний уровень, а число потребителей продолжит увеличиваться». Руководитель отдела продаж Franshiza.ru Анна Рождественская отмечает, что изменилось в этой связи и поведение предпринимателей: «В лидеры кризисного периода вышли те, которые закрывали первичные потребности потребителей и все, что связано с дистанционным обслуживанием — доставка, пункты выдачи заказов и онлайн-торговля».

Рестораны и агрегаторы
Два направления развития рынка
По данным «РБК Исследования рынков», в 2020 году доставка еды обеспечила почти пятую часть оборотов российского рынка общепита, причем за год этот показатель фактически удвоился. Все это произошло на фоне существенного падения доходов всего рынка общепита в стране. По данным Росстата, в 2020 году его обороты составили 1,35 трлн руб., снизившись за год более чем на 20%.
Хотя существенную долю в сегменте доставки готовой еды заняли агрегаторы, аналитики отмечают, что отрасль выросла и за счет активности самих ресторанных сетей. Если в 2019 году доставку своей продукции предлагало лишь чуть более половины опрошенных участников бизнеса (в исследовании РБК приняло участие порядка 900 крупных представителей общепита), то в 2020 году эти услуги были доступны уже в 74,7% ресторанов. В «РБК Исследования рынков» ожидали, что по итогам 2020 года агрегаторы и рестораны обработают почти 256 млн заказов на доставку (на 62% больше показателей позапрошлого года).

Фото: пресс-служба
Существенный вклад в рост числа заказов внесли бренды, созданные с акцентом на доставку. В числе их, например, уфимская сеть доставки готовых блюд Farfor, созданная в 2010 году и объединяющая 144 предприятия в 94 российских городах. Компания выстроила бизнес вокруг готовки и развоза практически всех «хитовых» блюд у потребителей — наряду с привычными для горожан пиццей и роллами в Farfor пекут пироги, жарят бургеры, шашлыки, лапшу и рис на воке, варят супы и мастерят поке с креветками и лососем. Подобный формат пользовался спросом у потребителей, сделавших 13 млн заказов в точках бренда за все годы его существования. Основатель сети Данил Панюшкин вспоминает, что в 2015 году заведения под вывеской Farfor были открыты в 30 городах, а совокупная годовая касса тогда составила почти 0,7 млрд руб. Между тем в 2019 году сеть заработала 2,6 млрд руб. Наибольшую прибыль сети приносит японская еда —- ролл-сеты (почти 63% выручки в 2019 году) и роллы отдельно (почти 12%), а также пицца (более 18%). Заведения Farfor работают в трех форматах (dark kitchen, open kitchen с возможностью самовывоза и street kitchen с ресторанным залом), однако Данил Панюшкин говорит, что свои залы есть лишь в 5% заведений сети.
Три франшизы Farfor

Во всех форматах франчайзинга сети паушальный взнос — 1 руб., ежемесячные роялти — 4,5% от оборота. Средний срок окупаемости точки — восемь месяцев, рентабельность — 10–15%.

Фото: Getty Images
Dark kitchen
(закрытая кухня)
Формат для помещений площадью от 70 кв.м. со специализацией только на доставку, без возможности для клиента сделать или забрать заказ на точке. В заведениях такого типа требуется 7 человек персонала; при этом его кухня может справляться с ограниченным меню – роллами и пиццей.

Бюджет для открытия: от 2 млн руб.
Open kitchen
Формат открытой кухни для помещений площадью от 100 кв. м, который работает на доставку и самовывоз (то есть клиент может прийти сделать и забрать заказ в заведении). Преимуществом формата в компании называют «открытость для клиента», что «улучшает репутацию компании». При этом «вывеска и самовывоз работают как реклама, от этого растет выручка», уверены менеджеры Farfor. В заведениях такого типа требуется 10 сотрудников; в меню кухни – роллы, пицца, супы, салаты и закуски.

Бюджет для открытия: от 2,5 млн руб.
Street kitchen
(заведение с залом для еды)
Формат для помещений площадью от 150 кв. м, который работает на доставку и самовывоз, причем клиент может не только сделать и забрать заказ на точке, но и съесть его в зале. Преимуществом формата в компании считают то, что вывеска и зал «работают как реклама», в результате чего «растет выручка». В заведениях такого типа требуется 15 сотрудников; на кухне готовят как роллы, пиццу, супы, салаты и закуски, так и дополнительное меню – бургеры и питы.

Бюджет для открытия: от 6 млн руб.
Примечательно, что уфимская компания не сотрудничает с агрегаторами. «Мы — бизнес с большим оборотом, а умение оптимизировать расходную часть сохраняет рентабельность. Когда агрегаторы предлагают доставлять за высокий процент, нам это не подходит. И мы не можем отдать работу с клиентами кому-то, потому что в этом случае клиенты будут не твоими. В общем, с агрегаторами мы движемся параллельными курсами», — рассуждает Данил Панюшкин.
КАК ДОСТАВКА ЗАХВАТЫВАЕТ МАЛЫЕ ГОРОДА
Фото: Getty Images
Кухня по франшизе
Руководство MсDonald's в России рассказывало «РБК Исследования рынков» о четырехкратном росте заказов своего подразделения доставки всего за несколько месяцев 2020 год во время пандемии. В исследовании рынка франчайзинга от портала Franshiza.ru по итогам семи месяцев 2020 года аналитики отмечают положительную разницу между открытыми и закрытыми предприятиями (первых оказалось больше на 3,5%). Однако интерес предпринимателей к франшизам в целом за это время ослаб на 12%. Причем больше всего в пандемию, говорит руководитель отдела продаж Franshiza.ru Анна Рождественская, пострадали сегменты ресторанов (число соответствующих франчайзи уменьшилось на 30%) и торговли одеждой и обувью (24%). Впрочем, осенью 2020 года интерес к франшизам стал восстанавливаться: на портале отметили, что число заявок в сентябре прошлого года увеличилось на 15% в сравнении с аналогичным периодом 2019 года. По словам Анны Рождественской, стала востребована сфера услуг, наиболее динамично развивались франшизы пунктов выдачи заказов.

Гендиректор Farfor Денис Неклеенов подчеркивает, что сеть развивается по франшизе, и прошлый год она завершила с ростом выручки на 30% (сборы достигли почти 3,5 млрд руб.). Одним из секретов роста компании может служить ставка на открытие точек в небольших городах с населением 100 тыс. человек и менее — в отличие от крупных агрегаторов доставки, собирающих основную кассу в миллионниках. В числе таких городов — стотысячный Обнинск, где в первую неделю, по словам Дениса Неклеенова, новому предприятию сети удалось заработать свыше 300 тыс. руб.

Фото: пресс-служба
Данил Панюшкин отмечает, что в малых городах подчас накопился такой потенциальный спрос на доставку, что новым игрокам становится непросто обслужить объем поступающих заказов. Так, в первый день работы после получения сотого заказа из заведения в 30-тысячной Тавде (Свердловская область), вспоминает основатель компании, попросту сбежали непривычные к такой нагрузке повара. Об аналогичном случае рассказывает и франчайзи сети Андрей Августов, которому в первую пятницу работы заведения в Благовещенске пришлось отказаться от 40 из 155 заказов, так как повара не успевали их выполнить.

По данным Franshiza.ru, во время пандемии предприниматели стали активнее искать недорогие франшизы стоимостью до 1 млн руб.: интерес к ним за семь месяцев 2020 года вырос на 13%. Тогда как к предприятиям с уровнем вложений 3–6 млн руб. бизнес несколько охладел (спад на 9%). «Доля инвесторов, готовых вкладывать серьезные деньги в проект, в кризис сократилась. Рынок прибавил за счет недорогих проектов и франшиз, которые смогли предложить интересные антикризисные форматы», — перечисляет Анна Рождественская. Предприниматель из Подольска Максим Анисимов вспоминает, что франшиза Farfor привлекла его стоимостью 1–1,5 млн руб., причем в его случае сумма была еще меньше, так как он владел в городе точкой доставки суши и пиццы. В первый месяц Farfor в Подольске заработал вдвое больше, чем под старой вывеской, — 1 млн руб. Столько же принес первый месяц работы и Максиму Августову, тогда как в старом кафе «заказывали несопоставимые три пиццы в день».

В исследовании Franshiza.ru говорится, что во время пандемии более половины владельцев франшиз сократили отчисления для партнеров, а 28% респондентов даже отменили роялти. «Практически все франшизы пытались выводить на рынок усеченные, удешевленные форматы, например за счет сокращения паушального взноса», — говорит Анна Рождественская. Максим Анисимов вспоминает, что на момент открытия в Подольске паушальный взнос в Farfor составлял 200 тыс. руб. Данил Панюшкин говорит, что сейчас сумма взноса снижена до символического 1 руб. «Мы это называем «на счастье». Когда часы дарят, надо копеечку какую-то отдать. Мы же ищем партнеров для совместного развития, а не просто продаем франшизу», — рассуждает совладелец сети.

Фото: пресс-служба
Анна Рождественская отмечает, что в кризис некоторые предприниматели «с помощью расширения сети и франчайзинга стали пытаться спасти бизнес и поспешно выводили на рынок сырые франшизы». «Число предложений увеличилось, но их качество не всегда соответствует рынку», — говорит она. Впрочем, более ответственные компании в пандемию старались помогать партнерам. Среди основных инструментов поддержки на Franshiza.ru выделяют переговоры с арендодателями (их провели 17,5% респондентов) и получение франчайзи дополнительного дохода за счет расширения ассортимента товаров и услуг (20%). Но самой популярной мерой стал перевод процессов в онлайн — этим занимались 22,5% опрошенных владельцев франшиз.

«Общепит за последние годы сильно изменился, мы всё больше похожи на технологические производства», — рассуждает один из основателей Farfor Тимур Ханбиков, который говорит, что 30–40% доходов сети тратится на ИТ-инфраструктуру. Собственной ИТ-разработкой компания занимается с 2012 года.«Несколько лет назад доставка за час была крутым предложением, а сейчас клиент не хочет так долго ждать. Я не знаю, как обеспечить доставку за 30–40 минут при большом потоке заказов без применения ИТ-решений. Если выполнять 20 заказов в день, можно успевать. Но если кухня отдает по 300 заказов за смену, без некоего ИТ-дирижера не обойтись», — поясняет Тимур Ханбиков, который выделяет автоматизацию процессов, маркетинг и отчетность как трех ИТ-китов в компании. Ханбиков поясняет, что, скажем, автоматизация отчетности позволяет управляющим принимать решения, «имея оперативную картину происходящего в каждом городе». «Например, менеджер точки говорит, что мы доставляем заказы за час, но система знает, что это далеко не всегда так, и может показать, в какие часы есть провалы по скорости. Более того, мы увидим, за счет чего происходит опоздание, — кухни, упаковщиков или курьеров. Всё это возможно благодаря планшетам на кухне и приложению для курьеров», — рассказывает Тимур Ханбиков.
Максим Анисимов говорит, что сейчас в его заведениях 30% заказов идет через мобильное приложение. Предприниматель из Брянска Евгений Мелешкевич отмечает важность ИТ-составляющей во франчайзинге, говоря, что почти все сетевые продавцы общепита используют сайты и мобильные приложения как основной канал заказа продукции. «По телефону принимается лишь 20% заказов», — говорит Евгений Мелешкович, который управляет семью заведениями Farfor в Брянске и Орле.

Евгений Мелешкевич
владелец точек Farfor
в Орле и Брянске
Андрей Августов
владелец ресторанов Farfor
в Благовещенске и Свободном
Максим Анисимов
владелец ресторанов Farfor
в Подольске, Щербинке и Клинске
«Я занимался торговлей одеждой, и опыта в общепите у меня не было. Но мне нравилась сама его идея. Года два я мониторил концепции, изучал франшизы, поначалу присматриваясь к дорогим ресторанам, но в 2014 году остановился на пиццерии, конкретно — на Farfor. Относился сначала недоверчиво, но во время обучения в Уфе мне приглянулась налаженность процессов, прежде всего их автоматизация. Привлек и бюджет — для первого помещения площадью 90 кв. м, которое я сам шпаклевал и красил, нужно было до 1 млн руб.

Открылись к лету, и сначала было по 10–15 заказов в день. Но к сентябрю пошел поток, и я уже свободно мог выплачивать зарплату и закрывать долги. Сейчас у нас четыре кухни в Орле, которые в декабре 2020 года показали месячный оборот 12 млн руб., и еще три в Брянске, которые сделали кассу в 7–8 млн руб. Кстати, пандемия принесла нам рост заказов где-то в 30% год к году».
«В 2017 году у меня было двухэтажное кафе-бар в Благовещенске, но из помещения пришлось съехать из-за проблем у арендодателя. Изучал многие франшизы. В Farfor понравилось меню, сайт и фразы о поиске не просто покупателей, а партнеров, а также обещания трудностей, а не легкой жизни. Для кафе в формате открытой кухни нашли помещение в 167 кв. м., вложили 1,2 млн руб., набрали 15 сотрудников. На запуск приехали повара из Уфы и гендиректор Денис Неклеенов.

От команды Farfor осталось очень хорошее впечатление: например, у нас были не готовы какие-то продукты, так они вместе с нами нашли и купили все недостающее. Открылись неплохо: в первую пятницу было 115 заказов, от 40 пришлось отказаться, поскольку повара просто не справлялись. В первый месяц заработали 1,08 млн руб., и это было круто даже в сравнении с другими городами Farfor, где точки показывали 500–600 тыс. руб. оборота на старте. Окупились мы месяца за три. В первый же год дошли до месячных оборотов 5 млн руб. В 2020 году две точки в Благовещенске показали оборот в 85 млн руб., еще одна кухня в Свободном — около 40 млн руб. С моим опечатанным кафе, где заказывали по три пиццы в день, это просто несравнимо».
«У меня в Подольске была доставка суши и пиццы с тремя курьерами и тремя поварами, но я пришел к мысли о чем-то более глобальном. Франшиза Farfor понравилась из-за сильного маркетинга и возможности масштабирования бизнеса при вложениях до 1,5 млн руб. с нуля. На докупку оборудования потратил 300–400 тыс. руб.; в июне 2015 года уже отдавали первые заказы, сделав в первый месяц 1 млн руб. Это вдвое больше моей старой доставки.

Перестроиться под новые технологические карты было легко, тем более что на стадии запуска специалисты Farfor помогали мне целую неделю, командировав гостевых поваров и бренд-шефа. Отдельно понравилась ERP-программа — она легкая, удобная, информативная, там есть все продажи, можно контролировать курьеров и кухню. У меня в старой доставке такого ИТ-решения, конечно, не было — принимали заказы только по телефону, а сейчас как минимум 30% покупок идет с мобильных устройств. В 2017 году открыли вторую точку в Щербинке, в 2019-м — в Клинске, а февраль 2021 года я закрыл с оборотом 12 млн руб.»
Анна Рождественская из Franshiza.ru называет период пандемии предпочтительным для покупателя франшиз в сравнении с открытием собственного бизнеса. «Франчайзеры могли предложить решения, недоступные единичному предпринимателю, например ИТ-платформы, разработку приложений для онлайн-продаж. А за счет масштаба франчайзеры могли обеспечивать снижение издержек, например, договариваясь с поставщиками», — рассуждает она. По прогнозам «РБК Исследования рынков», в 2021 году оборот российского рынка доставки еды может вырасти до 260 млрд руб.
Фото: пресс-служба