Нотная грамота
Практика показывает, что реальность несколько сложнее. Здесь я бы хотел отметить несколько важных трендов, поддерживающих рост популярности структурных продуктов.
Во-первых, стремление сократить риски крайне негативных сценариев за счет полной, частичной или условной защиты капитала действительно играет важную роль в поведении инвесторов. Этот тренд обеспечивает популярность таким продуктам, как, например, «барьерные ноты», в которых инвестор начнет терять вложенный капитал только в том случае, если базовый актив опустится ниже определенного уровня — «барьера». Именно эта опция позволила некоторым инвесторам увереннее заходить в рынок и инвестировать весной прошлого года, когда никто не понимал реальных сроков локдауна, а рынки акций показывали сигналы наступления медвежьего рынка. Стоит напомнить, что 12 марта 2020 года индекс S&P 500 [2] падал на 9,5%, что до сих пор является самым большим дневным падением с 1987 года.
Поиск доходности — второй фундаментальный тренд. Беспрецедентные стимулы ведущих центральных банков одномоментно увеличили уровень долга к ВВП и еще сильнее снизили доходности в твердых валютах, что естественным образом стимулирует спрос. Согласно отчету SSPA, так называемые Yield Enhancement [3] ноты, то есть продукты, предлагающие повышенную доходность, составили практически половину оборота — 46%. Это не удивительно: такие инструменты позволяют инвестору сделать «концентрированную» ставку, то есть отказаться от участия в росте актива (или корзины активов), но взамен получить привлекательный купон и комфортный уровень защиты капитала. В поисках доходности именно в прошлом году мы увидели рост спроса на такие базовые активы, как нефть, продовольственные товары и т.д., так как именно структурированные продукты дают один из самых удобных способов включения этих активов в портфель.
Наконец, продуктовая инновация. На нашем рынке существует некоторое заблуждение, что ноты — это всегда один и тот же профиль: барьеры, купоны, корзины. В действительности программы нот глобальных банков — это в первую очередь удобная в обращении «упаковка» продукта, а во-вторую очередь уже то, что находится внутри. Сегодня рынок структурированных продуктов не ограничен только деривативами. Например, мы активно работаем с так называемыми сертификатами участия (Tracker certificates) [4], которые позволяют инвестировать в ту или иную торговую стратегию или индекс точно так же, как при покупке биржевого фонда. Активно развивается направление секьюритизации, которое позволяет предложить инвесторам новые классы активов, часто недоступные для инвесторов-физлиц: пулы обеспеченных кредитов или участие в хедж-фондах. Активно развивается направление структурирования продуктов, обеспеченных ипотечными закладными. Все эти тренды способствуют росту популярности структурных продуктов, а главное, удовлетворяют потребность инвесторов в доходности и управлении рисками.