Экспертиза Private
Как не проспать тихую техническую революцию
Нужно ли инвестировать в будущее

Антон Помелов,
исполнительный директор по альтернативным инвестициям Sber Private Banking
В России принято скептически относиться к заявлениям, что мир меняется. Да, говорят про новые технические революции, про «зеленую» энергетику и электротранспорт, но где все это, когда наша обычная жизнь, со своими привычками и традициями, остается прежней?

Эта обыденность таит в себе опасность — мы чаще не замечаем, как вокруг нас кардинально меняется мир. Как водится, движение тектонических плит мы замечаем лишь когда трещина проходит ровно по нашему дому. Но вот подборка новостей за последние несколько месяцев, которая говорит о том, какие процессы происходят в мире и не всегда оказываются в топе новостей.
Об авторе: присоединился к Sber Private Banking в 2016 году. Имеет более 15 лет опыта в финансовом секторе. Специализируется на сделках M&A, VC&PE Funds, специальных решениях, недвижимости, консалтинге и вопросах структурирования активов на долговых рынках.
E-mail: anton_pomelov@sberbank-pb.ru.
Северная Европа
• В Норвегии, по данным Службы информации дорожного движения Норвегии (OFV [1]), 54,3% машин, купленных в 2020-м, были электромобилями или гибридами. Страна намерена с 2025 года полностью отказаться от продажи новых автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. По данным концерна VW [2], к 2023 году он планирует полностью отказаться от продажи автомобилей с двигателями внутреннего сгорания в скандинавских странах, где ожидается ужесточение налоговых и экологических сборов для пользователей такого рода автомобильного транспорта.

• В Швеции израильский стартап ElectReon [3] завершил прокладку 1,65 км тестовой динамической беспроводной зарядки для крупногабаритного транспорта (так называемая электрическая дорога). Полотно позволяет передавать 70 КВт электроэнергии двигающемуся грузовому транспорту на скорости до 60 км/ч. Уже подана заявка властям Швеции на строительство второго участка трассы протяженностью 30 км.
Северная Америка
• Компания UPS заключила контракт с компанией Arrival [4] на поставку 10 тыс. электрических почтовых фургонов к 2024 году, рассматривается увеличение заказа до 20 тыс. фургонов. Arrival планирует запустить новую фабрику в США в 2021 году для удовлетворения спроса на североамериканском рынке.

• В штате Вирджиния (США) правительство официально одобрило использование беспилотного электрического пассажирского шаттла на шесть человек (Relay [5]) на дорогах общественного пользования. Партнерами проекта выступают компании Dominion Energy и Transdev [6].

• Компания General Motors [7] ведет переговоры с Национальным управлением по безопасности движения США (NHTSA [8]) о внесении изменений в федеральное законодательство, что позволит запустить производство автомобилей, конструкцией которых не предусмотрено наличие руля и педалей.

• Канадская Hydro-Quenbec [9] и немецкая ThyssenKrupp [10] построят один из крупнейших в Канаде заводов по производству экологически чистого водорода. Правительство Канады планирует, что к 2050 году 30% выработки электроэнергии будет обеспечиваться водородными технологиями, остальное обеспечит гидро- и ветроэнергетика.
Европейский союз
• Европейская комиссия представила Стратегию оффшорных возобновляемых источников энергии. Согласно стратегии, ЕС увеличит мощность ветроэнергетики в 25 раз к 2050 году — до 300 ГВт (в настоящий момент около 12 ГВт). Предполагаемые инвестиции составят около €800 млрд.

• Австрийские федеральные железные дороги совместно с Министерством охраны климата, окружающей среды, энергетики, мобильности инноваций и технологий (BMK [11]) выдало разрешение на эксплуатацию поездов производства компании Alstom — Coradia iLint [12], работающих на водородных топливных элементах. Германия ранее уже одобрила использование таких поездов на своей территории и оформила заказ на 41 состав, который будет введен в эксплуатацию к 2022 году.
Австралия
• Правительство Австралии совместно с компанией Sun Cable [13] объявило о строительстве одной из крупнейших в мире солнечных электростанций мощностью 10 ГВт. Ожидаемые инвестиции в проект — $20 млрд, занимаемая площадь — около 120 кв. км. Потребителем электроэнергии с указанной электростанции будет Сингапур, куда будет проложена высоковольтная линия постоянного тока (HVDC [14]) по морскому дну длиной 4500 км.

• Австралийская компания Toll Group [15] совместно с конгломератом Keppel Corp [16] из Сингапура объявила о реализации одного из крупнейших проектов по строительству центра обработки данных (ЦОД) на плавучей платформе в офшорных водах Сингапура. ЦОД будет обеспечиваться электроэнергией водородных топливных элементов и охлаждаться с помощью морской воды. Водородную мини-электростанцию для проекта поставят Mitsubishi Heavy Industries и Osaka Gas [17].
Азия
• Один из крупнейших производителей комплектующих для электроники компания Foxconn [18] создала конгломерат с FCA Group (Fiat Chrysler), Yulon Motors и Yageo Group [19] по разработке модульной платформы для электромобилей и производства конечной продукции для потребителей. Ключевая цель — захватить 10% мирового рынка электромобилей к 2025 году.

• Подразделение Energy Systems & Solutions [20] японского холдинга Toshiba [21] объявило о прекращении бизнеса, связанного с угольными электростанциями. По информации компании, она завершит десять строящихся объектов и перестанет участвовать в подобных проектах. В настоящий момент Toshiba занимает 11% мирового рынка производства тепловой энергии (без учета Китая).

• Группа ученых из Национального университета материаловедения Японии (NIMS [22]) представила новое поколение батарей, потенциально способное работать в течении 100 лет без перезарядки. В новых батареях используются искусственные алмазы, которые вырабатывают электричество, когда их помещают в радиоактивное поле. В рабочем прототипе планируется использовать изотоп никель-63.
Все это произошло за последние шесть-восемь месяцев. и такого рода события будут происходить с все возрастающей частотой в ближайшие два-три года. Через десять лет мы можем с удивлением увидеть, что нефтегазовые гиганты либо потеряют свои позиции, либо превратятся в «зеленые» компании — производителей водородной, солнечной или иной энергии. А некоторые из них станут не только производителями энергоносителей, но и производителями накопителей и портативных источников энергии. Если они успеют за технологическими компаниями, которые активно в настоящий момент осваивают новые ниши.

В списке новостей выше нет ни одной российской компании. Однако это не значит, что в нашей стране нет компаний, которые занимаются этими перспективными разработками. Есть у нас те, кто делает сверхпроводники и на своем рынке занимает лидирующие в мире позиции. В Санкт-Петербурге есть компания по выращиванию искусственных алмазов. А графеновые нанотрубки новосибирской компании OCSiAI [23] могут поменять расклад сил в ближайшие годы на рынке производства энергоемких элементов питания.

Но, несмотря на перспективность отечественных разработок, и все еще сильную фундаментальную науку в нашей стране, у российских инновационных компаний и разработчиков прорывных технологий есть существенный недостаток по сравнению с их зарубежными коллегами — мы так и не научились превращать отличные идеи и прорывные технологии в реальные продукты и бизнесы.

Вопрос очень простой: а как на этом заработать?

• Новые технологические сферы — это большие деньги в перспективе 10–20 лет. Инвестировать туда можно как через немногочисленные публичные компании (если это уже не промышленный гигант), так и через прямое вхождение в капитал таких компаний через профессиональных посредников. Технологические компании сейчас не стремятся на IPO [24], как раньше, и все чаще ограничивают предложения для избранных инвестфондов.

• Для профессионалов инвестрынка все эти факты говорят о буме альтернативных инвестиций. По данным UBS Global Family Office Report 2020 [25], где анализируются капиталы самых богатых семей в мире, альтернативные инвестиции составляют до 30% портфеля — это очень много и говорит о том, что в эту сторону будет смотреть и более массовый рынок.

• Уже очевидно, что все большему числу инвесторов стоит обратить пристальное внимание на инвестиции в «будущую экономику» через венчурные фонды, на команды, которые управляют такими фондами, и на то, насколько широкую диверсификацию они могут привнести в ваш портфель.
(Экспертиза Private) Прайвет, (private banking) прайвет бэнкинг, (M&A) Эм-энд-Эй, (VC&PE Funds) Ви-Си-энд-Пи-И Фандс, [1] О-Эф-Ви), [2] Ви-Дабл ю, [3] ЭлектРион, [4] Аррайвэл, [5] Рилэй, [6] Доминион Энерджи и Трансдев, [7] Дженерал Моторс, [8] Эн-Эйч-Ти-Эс-Эй, [9] Хайдро-Квебек, [10] ТиссенКрупп, [11] Би-Эм-Кей, [12] Алстом — Корадия айЛинт, [13] Сан Кейбл, [14] Эйч-Ви-Ди-Си, [15] Толл Груп, [16] Керрел Корп, [17] Митсубиши Хеви Индастрис и Осака Газ, [18] Фоксконн, [19] Эф-Си-Эй Груп (Фиат Крайслер), Юлон Моторс и Ягео Груп, [20] Энерджи Системс-энд-Солюшнс, [21] Тошиба, [22] Эн-Ай-Эм-Эс, [23] О-Си-Эс-ай-Эй-Ай, [24] Ай-Пи-О, [25] Ю-Би-Эс Глобал Фэмели Офис Репорт.