Вуз без границ
Партнер
проекта:
Photo: ГУУ
Как отечественные университеты выходят на внешний рынок
Текст:
Ирина Резник
Основой стратегии ведущих российских вузов становятся подготовка специалистов мирового уровня и экспорт высшего образования. Помочь в этом должны цифровизация и международные проекты востребованных кафедр.
Одна из основных целей нового нацпроекта «Развитие образования» до 2024 года — вывести российское высшее образование на международный уровень. За шесть лет число иностранцев — студентов российских вузов и слушателей онлайн-курсов — планируется увеличить втрое, с 220 тыс. до 710 тыс. человек. Лучшим иностранным выпускникам будут созданы условия для трудоустройства в России, говорится в госпрограмме. Объем средств, полученных от экспорта российского образования, должен вырасти более чем в пять раз, до 373 млрд руб. в 2025 году.

Названия проектов в рамках программы говорят сами за себя: «Вузы как центры пространства создания инноваций», «Современная цифровая образовательная среда в РФ» и «Экспорт российского образования». Предстоит развивать новые формы обучения, в том числе на английском языке, онлайн-образование, усовершенствовать нормативную базу, регулирующую прием и обучение иностранцев, создать единый интернет-навигатор по российской системе образования.
Photo:
Getty Images Russia
Потребность в переменах ощущается и в самом профессиональном сообществе. Все чаще вузы становятся инициаторами крупных конференций, акций, исследований, которые проводятся совместно с зарубежными коллегами, увеличивается количество студентов, обучающихся по программам взаимного обмена. Один из ярких примеров: 6–7 декабря более тысячи ведущих отечественных и зарубежных ученых, представителей власти, бизнеса и дипломатического сообщества, студентов и аспирантов российских и зарубежных вузов соберутся в Государственном университете управления (ГУУ) для участия во втором международном научном форуме «Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика». Мероприятие состоится при поддержке Минобрнауки РФ, под эгидой Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО и в партнерстве с Ассоциацией бизнес-школ стран БРИКС.

Эксперты сформируют рекомендации по согласованной разработке научных, педагогических и методологических компетенций в области цифровой экономики на территории стран — участниц Евразийского экономического союза в кооперации с партнерами на европейском, азиатско-тихоокеанском направлениях в форматах Шанхайской организации сотрудничества и БРИКС. «Цифровизация — необратимый глобальный процесс, которым нужно уметь правильно пользоваться, более того, важно научиться управлять им», — отметил в своем приветствии форуму ответственный секретарь Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, посол по особым поручениям МИД РФ Григорий Орджоникидзе.
Photo: ГУУ
Студенты на потоке
Кто едет в Россию учиться
По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в общем объеме доходов мирового рынка образовательных услуг на Россию сейчас приходится лишь около 1% (для сравнения: доля США составляет примерно 30%).

Сегодня доля иностранцев в вузах России — около 7% от общего числа студентов в стране, по статистике ОЭСР; при этом, по данным Минобрнауки РФ, 99,9% иностранных студентов приехали из стран СНГ и только 0,1% — из дальнего зарубежья. Всего их чуть больше 93 тыс. человек, по этому показателю наша страна занимает шестое место в мире после США, Великобритании, Франции, Австралии и Германии. При этом СССР накануне своего распада входил в тройку лидеров, обучив за четыре десятилетия в совокупности свыше полумиллиона иностранцев (данные Минобрнауки РФ).
Преподавание без границ
Как развивался российский экспорт образования
Студенты из каких стран учились в СССР
с 1950 по 1991 годы, %
Источник: Минобрнауки РФ
33,2%
Восточная Европа и Балканы
Средняя Азия
Африка к югу от Сахары
Ближний Восток и Северная Африка
Северная Америка и Океания
26,7%
12,6%
12,5%
Латинская Америка
11,8%
2%
Западная Европа
0,6%
Северная Европа
0,6%
Что изучают иностранные студенты в России
Источник: Минобрнауки РФ
Здравоохранение
30,1%
Другие направления
17%
Экономика и управление
16,5%
Гуманитарные науки
12%
Русский язык
4,5%
Архитектура и строительство
4,2%
4%
Юриспруденция
Образование и педагогика
3,8%
Геология
2,5%
Культура и искусство
3%
Информатика
2,4%
Взлететь в рейтингах
В чем российские вузы конкурируют с лучшими мировыми
К 2020 году не менее пяти российских университетов должны войти в топ-100 мировых рейтингов — такова ключевая цель государственной программы поддержки вузов «5–100». Университеты-участники наиболее заинтересованы в иностранных студентах, ведь этот критерий дает дополнительные очки в мировых рейтингах.
Ведущие университеты мира и положение российских вузов
Источник: World University Rankings 2019
Чтобы привлечь в страну лучших выпускников школ со всего мира, говорит профессор Московской школы управления «Сколково» Андрей Щербенок, необходимо предложить им то, что дают ведущие мировые университеты: гибкие образовательные форматы, индивидуализацию и сложную дисциплинарную композицию.
Несмотря на высокий уровень теоретической науки, российской системе образования не хватает гибкости для обеспечения требований цифровой трансформации во всех сферах экономики, считает начальник управления координации научных исследований Государственного университета управления, профессор Владимир Линник.

Владимир Линник
Начальник управления координации научных исследований ГУУ
Photo: Getty Images Russia
Управленцы цифровой эпохи
Как меняются требования к образованию
Согласно международному Индексу развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), самый высокий потенциал развития ИКТ и степень их влияния на экономический рост среди полутора сотен стран-участниц — у Исландии, Южной Кореи и Швейцарии. Россия в этом рейтинге на 45-м месте. В рейтингах Всемирного индекса цифровой конкурентоспособности, Индекса цифровой эволюции и готовности к сетевому миру наша страна занимает средние позиции, отмечает в своем исследовании заведующая кафедрой статистики Государственного университета управления, профессор Марина Ефимова.

Например, с помощью Индекса цифровой эволюции отслеживаются процессы перехода в цифровую сферу физических взаимодействий в коммуникации, социальном и политическом обмене, коммерции, медиа и развлечениях. Индекс опубликован в 2017 году, он рассчитан по 60 странам. В ГУУ подчеркивают, что каждая из них оценивается по 170 параметрам, среди которых наличие в стране доступа к интернету и степень развития инфраструктуры, спрос потребителей на цифровые технологии, политика государства и инновационный климат.
Photo:
Getty Images Russia
«Вечная компетенция управленца — лидерство»
Какими качествами должен обладать топ-менеджер цифровой эпохи, РБК+ рассказал ректор Государственного университета управления (ГУУ) Иван Лобанов.

Иван Лобанов
Ректор ГУУ
— Подготовка менеджеров век назад и сейчас — в чем ключевые отличия?
— За сто лет весь уклад жизни изменился до неузнаваемости, во многом благодаря научным достижениям и развитию технологий. Отчасти ответом на вопрос служит история нашего университета. Первая в стране кафедра теории управления и факультет переподготовки и повышения квалификации организаторов промышленного производства и строительства открылись в Московском инженерно-экономическом институте — прародителе ГУУ — еще в 1966 году. Именно тогда вуз начал готовить специалистов-менеджеров. В МИЭИ была создана первая в Советском Союзе учебная программа по научным основам управления, а тремя годами позднее выпущен первый учебник по управлению под названием «Научные основы управления производством». Институт был первым вузом в СССР, где начали готовить инженеров-экономистов, владеющих математическими методами и моделями, а также электронно-вычислительной техникой. В 1972 году было написано учебное пособие «Автоматизированная система управления производством».
Читать далее
Кафедра предпринимательства появилась у нас тоже одной из первых, в 1990 году. Впервые в истории России было создано учебное подразделение по подготовке специалистов с высшим образованием по специализации «предпринимательство». Кроме открытия специальностей «маркетинг», «социальный менеджмент», в начале 1990-х годов появилась специальность «государственное и муниципальное управление» — опять же впервые в российском образовании. В 1991 году была открыта подготовка магистров по экономике и управлению на основе МВА. В середине 1990-х появилась «Бизнес-школа» — учебно-консультационный центр по стратегическому развитию организаций. Одним из значимых достижений можно считать вклад сотрудников вуза в восстановление российской экономики после дефолта 1998 года — многие из них выступали консультантами правительства Евгения Примакова. С тех пор вуз часто называют «московским Гарвардом».

Если же говорить о ключевых отличиях в подготовке управленцев тогда и сейчас, то в настоящее время такая подготовка является более адресной. Мы готовим управленцев для отраслей реального сектора экономики. Нельзя уйти от прогресса в области цифровых коммуникаций — многие студенты обучаются удаленно с использованием вебинаров и других технических средств. Еще 20 лет назад представить такое было невозможно. Третье отличие: с каждым годом внедряются новые интерактивные методики обучения, которые вовлекают студентов в учебно-познавательный процесс.

Сегодня в ГУУ мы развиваем четыре стратегических направления: цифровую экономику, отраслевой менеджмент, государственное и муниципальное управление, укрепление связки «школа — студент — вуз — работодатель». Своей миссией мы определили построение современной многоуровневой системы непрерывного образования. Она поможет подготовить лидеров управления на основе синергии академических традиций и инновационных технологий.
— Какие компетенции управленца вечны, а какие — проходящи?
— Вечная компетенция — лидерство. За руководителем должны идти, к нему должны тянуться. Важно уметь управлять конфликтами. В любой организации они возникают, но есть такие, которые под силу разрешить только руководителю. Важнейшая компетенция — новаторство. Для развития организации каждый руководитель должен привносить в нее что-то новое. Лидер, обладающий шаблонным мышлением, обречен на провал. Сегодня профессионализм менеджера в значительной степени измеряется soft skills — нестандартным подходом к решению задач, креативностью, максимальной оптимизацией своих ресурсов. Умение вдохновлять своих сотрудников — еще один немаловажный навык, и руководители должны обеспечивать сбалансированную программу профессионального развития, которая побудила бы сотрудников демонстрировать все лучшее, на что они способны. Важной компетенцией руководителя эпохи «Индустрии 4.0» является понимание, как именно использовать современные технологии, любые цифровые инструменты и инновации, имеющиеся в его распоряжении.
— Какой у российского образования экспортный потенциал?
— В связи с развитием экономических отношений с Китаем наиболее вероятно увеличение спроса на образовательные услуги со стороны китайских абитуриентов в России. Не следует забывать и про страны СНГ, абитуриенты которых исконно выбирали российское образование. Государственный университет управления тесно взаимодействует с иностранными образовательными учреждениями, в том числе с китайскими. У нас 48 вузов-партнеров за рубежом.
— Чему следует поучиться у зарубежных участников образовательного рынка?
— Организации образовательного процесса. В каждом вузе идет серьезный отбор преподавателей, учитывается не только их научный уровень, который оценивается различными комиссиями, но и стиль преподавания. Студенты выбирают лекции и преподавателей, которые интересны.
— Что мешает российским вузам быть в топах мировых образовательных рейтингов? Только ли зависимость от государства и языковой барьер?
— Языковой барьер играет здесь не последнюю роль. Не самое лучшее знание иностранных языков — преграда на пути к публикациям в зарубежных журналах, что, соответственно, приводит к низким показателям публикационной активности и цитируемости. Цитируемость, в свою очередь, является одним из главных критериев в зарубежных рейтингах. Второй критерий, по которому мы проигрываем, — доля иностранных преподавателей в вузах. Однако сегодня российские вузы активно работают над созданием привлекательных условий для преподавателей из-за рубежа.

Часто говорят о том, что в ведущие мировые рейтинги вузов попасть нереально, имея при этом в виду тот факт, что зарубежные рейтинги ориентируются на непривычную для российской высшей школы систему показателей. С этим трудно согласиться. Во-первых, российские вузы уже приняли зарубежные показатели. И по-другому быть не может, ведь если мы ориентируемся на попадание в международные рейтинги, то должны принимать их правила игры. Во-вторых, уже сегодня многие российские вузы занимают далеко не самые последние позиции в международных рейтингах. В стратегии научного развития Государственного университета управления в качестве основного показателя заложено попадание университета в 2023 году в один из ведущих мировых рейтингов — QS World University Rankings. Другой вопрос, ориентируются ли российские абитуриенты на ведущие мировые рейтинги при выборе вуза. Здесь, к сожалению, мы пока в большей степени прислушиваемся к отзывам знакомых.
— Зачем вузам специализированные кафедры, такие как кафедра ЮНЕСКО Государственного университета управления?
— Благодаря открытию кафедры ЮНЕСКО «Социально-правовые и этические основы общества знаний (информационного общества)» вуз выходит на новый виток своего развития — сразу поднимается уровень научных исследований в этой области, расширяются связи внутри России, за границей, со странами СНГ. Кафедра ЮНЕСКО способствует интеграции вуза в мировое академическое сообщество, привлечению на нашу площадку ведущих мировых экспертов — ученых из зарубежных вузов. Это, в свою очередь, является одним из значимых показателей, способствующих попаданию вуза в мировые рейтинги.

В современном обществе все еще существует проблема доступа к образованию, информации, знаниям как таковым. В условиях развития цифровой экономики и наступления эпохи «Индустрии 4.0» проблема приобретает все более острые черты, угрожая ростом социальной напряженности между различными слоями общества. Необходимо развитие в обществе этических и социально-правовых компетенций, направленных на решение проблем, препятствующих доступу к новым знаниям во всем мире. Деятельность кафедры ЮНЕСКО как раз и будет направлена на развитие подобных компетенций и откроет новые возможности для повышения доступности знаний, формирования правовых основ и этических норм, для расширения возможностей доступа к знаниям среди всех слоев населения вне зависимости от пола и вероисповедания.
— Сможет ли искусственный интеллект (ИИ) заменить человека на управленческих должностях?
— Широта взглядов, креативность, умение вдохновлять сотрудников на саморазвитие и нестандартно мыслить — не каждый человек может сегодня быстро овладеть подобными компетенциями. Можно ли научить этому искусственный интеллект? Его можно запрограммировать, можно наделить возможностями самообучения, но в какой степени? Кроме того, руководитель несет ответственность за принимаемые решения, а если взглянуть шире, то и за последствия этих решений, их влияние на атмосферу в коллективе, на удовлетворенность работников. Способен ли ИИ хотя бы в среднесрочной перспективе «почувствовать» эту ответственность? Вряд ли.
Индекс цифровой эволюции — 2017*
* Место страны в индексе
Источник: данные предоставлены Государственным университетом управления
1
2
3
4
5
39
Норвегия
Швеция
Швейцария
Дания
Финляндия
Россия
Для оценки и поддержки значимых проектов в сфере виртуальных финансов в Государственном университете управления, например, создан Центр мониторинга реализации программы «Цифровая экономика в РФ». Программа должна создать в стране условия для роста национальной экономики за счет качественного изменения структуры и системы управления финансовыми активами в условиях глобальной цифровой системы расчетов, говорит советник ректора Государственного университета управления, профессор Сергей Лукьянов. Задача центра — координировать взаимодействие бизнес-сообщества с органами власти для достижения общей цели.

Сергей Лукьянов
Советник ректора ГУУ
Навыки XXI века
Отставание России от стран — лидеров мировой экономики при сохранении еще на семь—десять лет существующей структуры рынка труда рискует стать несократимым. К такому выводу пришли авторы исследования The Boston Consulting Group (BCG) «Россия 2025: от кадров к талантам». Страна находится на переходном этапе между экономикой ресурсов и экономикой знаний, к которой принадлежат такие страны-лидеры, как Япония, США, Германия, Сингапур. Группу лидеров объединяет схожая структура рынка труда, при которой все более существенную роль играют люди, способные работать в условиях неопределенности и выполнять сложные аналитические задачи, требующие импровизации и творчества.

В новой экономике от работников требуются не столько элементарные знания (языков, точных или естественных наук), они должны обладать набором ключевых универсальных компетенций: навыками критического мышления, эффективной работы в команде, способностью быстро адаптироваться к изменениям, принимать решения, самостоятельно организовывать деятельность, работать с большими массивами данных.
«В России очевидный дефицит управленцев с опытом работы с digital-проектами, глубоко понимающих законы ведения бизнеса в глобальной Сети», — говорит проректор по международной деятельности Санкт-Петербургского политехнического университета Дмитрий Арсеньев. И решение тут только одно — активизировать развитие данного направления, перенимать зарубежные практики и опыт.

Технологии развиваются настолько быстро, что человеку за свою жизнь придется осваивать несколько профессий, говорит проректор по международным программам и технологическому предпринимательству МФТИ Алексей Малеев: «Образование должно давать человеку навыки самостоятельного обучения, развивать у управленцев способность быстро адаптироваться к новому миру».

Общая платформа
Зачем нужна интеграция в международные проекты
Узнаваемости российских вузов будет способствовать рост присутствия наших курсов на международных образовательных онлайн-платформах, создание более общих совместных курсов. В Государственном университете управления тоже делают ставку на интернационализацию, говорит начальник отдела научных мероприятий ГУУ Ольга Голикова: «Мы сотрудничаем с 48 ведущими зарубежными вузами и 74 международными компаниями, выступая платформой для эффективной работы исследователей, преподавателей и лекторов со всего мира». Одна из главных площадок для такого сотрудничества — международный форум «Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика». В этом году его участники будут искать ответы на вопросы, куда нас приведет цифровизация, как эффективно управлять этим процессом и как избежать цивилизационной катастрофы при столкновении гуманитарных и технологических вызовов новой информационной эпохи.

Ольга Голикова
Начальник отдела научных мероприятий ГУУ
Важную роль в обмене опытом, знаниями и информацией играет создание при вузах кафедр ЮНЕСКО в рамках «Всемирного плана межвузовского сотрудничества и академической мобильности», принятого на 26-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в 1991 году, подчеркивает заместитель руководителя кафедры ЮНЕСКО «Социально-правовые и этические основы общества знаний (информационного общества)», проректор Государственного университета управления, к.с.н. Светлана Малкарова: «Они также обеспечивают вхождение российских вузов во всемирную систему многостороннего межвузовского и научного сотрудничества. В этом году такая кафедра — «Социально-правовые и этические основы общества знаний» — была открыта и у нас».

Светлана Малкарова
Проректор ГУУ
Кузницы руководящих кадров
Где лучше всего готовят управленцев
Гарвардский университет (США)
Занимает первое место в стране по числу миллиардеров среди выпускников. Здесь учились 40 нобелевских лауреатов, а также многие известные политики (например, Теодор Рузвельт и Барак Обама) и бизнесмены (в частности, Билл Гейтс и Марк Цукерберг).

Photo: Getty Images Russia
Национальный университет Сингапура
Готовит специалистов, поднявших страну на верхнюю строчку в рейтинге государств по значению Индекса готовности к сетевому миру и цифровой конкурентоспособности. Междисциплинарная школа бизнеса NUS — кузница управленцев для всех основных областей экономики.

Photo: Getty Images Russia
Университет Санкт-Галлена (Швейцария)
Лидер по критерию удовлетворенности выпускников бизнес-школ мира. Программа MA in Strategy and International Management много лет подряд занимает первое место в рейтинге Financial Times «Masters in Management».

Photo: НSG
Стэнфордский университет (США)
Известен сильной предпринимательской направленностью. В структуру факультета бизнеса и управления входит Стэнфордская высшая школа бизнеса. выпускников вуза — основатели ряда транснациональных корпораций (Hewlett-Packard, Yahoo!, Google и др.).

Photo: Getty Images Russia
Государственный университет управления (Россия)
Вот уже 25 лет ГУУ называют «московским Гарвардом». Сегодня вуз развивает четыре стратегических направления — цифровую экономику, отраслевой менеджмент, государственное и муниципальное управление, укрепление связки «школа — студент — вуз — работодатель».

Photo: ГУУ
Left
Right
В международных проектах участвует ряд российских вузов. Например, представительство Ассоциации медицинского образования в Европе (AMEE) в Сеченовском университете позволяет интегрировать российское медобразование в глобальную образовательную среду, делать его конкурентоспособным, говорит ректор Сеченовского университета Петр Глыбочко. По словам директора по развитию AMEE Тревора Гиббса, ассоциации интересен опыт российского электронного медобразования, использования искусственного интеллекта и цифровых возможностей поддержки принятия врачебных решений.

Инновационные российские вузы могут стать университетами мирового класса, но это будет непросто, уверен директор-основатель Центра международного высшего образования Бостонского колледжа, член Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов РФ среди мировых научно-образовательных центров Филип Альтбах.
Российской системе образования требуются структурные реформы, включающие сокращение узкой специализации вузов, развитие их институциональной автономии, диверсификацию финансовых ресурсов, считает Вейфанг Мин из Института экономики образования Пекинского университета.

Многие вузы пока лишь только открывают для себя преимущества цифровизации, между тем успех университетов в глобальной конкуренции будет зависеть от того, насколько быстро они смогут сориентировать свою политику и инвестиции для достижения максимальной эффективности.

Век учись
Неотъемлемой частью образовательного процесса становится концепция long live learning. Один из инструментов ее реализации — открытые данные, или MOOC (Massive Open Online Course).
Спрос на открытые онлайн-курсы известных мировых университетов, которые стали выкладывать в свободный доступ записанные лекции, оказался настолько велик, что привел к формированию методики MOOC, говорит проректор Государственного университета управления, профессор, д.э.н. Ксения Екимова. Такие платформы, как edX, Coursera, Udacity, реализуя концепцию MOOC, дают возможность экспортировать свое образование и российским вузам.

Ксения Екимова
Проректор ГУУ
Photo:
Getty Images Russia
Современные университеты должны уходить в онлайн-среду, а не бороться за посещаемость лекций, констатирует Ксения Екимова. Сегодня появляется возможность транслировать более сложные типы образовательного содержания. «Это может быть как система VR-университета с полным погружением, так и возможность доступа к различным базам данных, образовательным платформам и цифровым продуктам», — считает руководитель проектно-учебной лаборатории «Цифровая экономика и высокие технологии» ГУУ Михаил Начевский.

Михаил Начевский
Руководитель проектно-учебной лаборатории «Цифровая экономика и высокие технологии» ГУУ
Photo: Getty Images Russia