Перейти границы
Текст:
Илья Власов
Фото: Getty Images
Партнер проекта
Как российские финансовые институты завоевывают международных клиентов
Крупнейшие международные корпорации контролируют сегодня около 40% мировой торговли, гарантируя потребителям узнаваемость и качество товаров и услуг в разных странах. В борьбе за новые рынки глобальным компаниям приходится решать сразу много разноплановых задач. Партнерами в такой ситуации все чаще становятся банки, развивающие свои экосистемы и предлагающие компетенции не только в финансовой сфере.
Современную экономику невозможно представить без сильных международных игроков, известных далеко за пределами стран, где они начали работать, — McDonald's, Apple, Volkswagen, Unilever, IKEA и десятков других брендов. Выходя на новые рынки, международные компании вынуждены решать серьезные задачи: отражать натиск со стороны местных конкурентов, продвигать новые концепции и искать надежных партнеров, в том числе среди банковских учреждений. «Международные корпорации размещают свои подразделения по всему миру, решая задачу минимизации издержек. При этом в каждой юрисдикции они сталкиваются с целым комплексом специфических регуляторных требований», — отмечает профессор Российской экономической школы Наталья Волчкова.
Что такое международная корпорация

Международная корпорация (multinational company, или MNC) — термин, который уже успел войти в словари, но о содержании которого экономисты спорят до сих пор. Международная организация труда считает главной отличительной чертой MNC наличие штаб-квартиры в одной стране, при этом предприятие осуществляет операции и в ряде других стран. От компаний с иностранными филиалами международные корпорации отличаются тем, что предпочитают прямые инвестиции за рубежом и хорошо разбираются в деловой среде стран, в которых работают. По данным ООН, около 35 тыс. компаний по всему миру осуществляют прямые инвестиции в зарубежных странах, и 100 крупнейших из них контролируют около 40% мировой торговли.


Фото: Getty Images
Надежность как часть стратегии
Как бизнес выходит на иностранные рынки
Исторически глобализация деятельности компаний шла в унисон с глобализацией банковского бизнеса. В конце XIX — начале XX века промышленная революция, развитие транспорта и средств коммуникаций привели к тому, что компании, действующие в разных уголках планеты, стали нуждаться в быстром и надежном доступе к капиталу. Трансформация крупных банков в глобальные международные кредитные организации в современном понимании этого термина произошла в 70-е — 80-е годы ХХ века, одновременно с формированием валютного и других сегментов финансовых рынков. В последние десятилетия минувшего века бурный рост международных компаний обусловил необходимость в широко разветвленной сети транснациональных банков, которые занимались бы финансовым обслуживанием первых, говорится в материалах Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова.
Страницы истории корпоративной глобализации
Страницы истории корпоративной глобализации
1
1600 год
Основание британской Ост-Индской компании
Прародительницей современных международных корпораций можно считать знаменитую Ост-Индскую компанию. Основанная в новогоднюю ночь 1600 года, она начинала как мелкий импортер азиатских специй, каких тогда было много не только в Великобритании, но и в других странах Европы. Однако благодаря пожалованной короной монополии на торговлю в Индии и штыкам небольшой, но эффективной частной армии компании удалось потеснить конкурентов — португальцев, голландцев и французов и завоевать значительную часть Индии, где руководство создало целое «корпоративное государство». Из своей штаб-квартиры в лондонском Сити компания управляла торговой империей, простиравшейся на юг до самого мыса Доброй Надежды, а на востоке установившей своими форпостами Индию и Китай. Ост-Индская компания не выходила на международный рынок — по сути, она его создавала, налаживая цепочки поставок между отдаленными странами.

Фото: Getty Images

2
1896 год
Ford открывает первый завод за рубежом
Американские компании рано проявили склонность к экспансии за рубеж — вплоть до Первой мировой войны США импортировали больше капитала, чем экспортировали, причем речь именно о прямых иностранных инвестициях. Основанная в Нью-Йорке Singer в 1870-е годы построила в Шотландии фабрику по производству швейных машинок, на которой трудились тысячи рабочих, — компания стала первой в мире предлагать свой товар по договору франшизы. Рано начала строить предприятия за рубежом и одна из крупнейших американских корпораций — Ford. Завод в канадском Уокервилле (ныне — Виндзор) позволил торговать автомобилями не только в Канаде, но и по всей Британской империи, частью которой страна тогда выступала. Сейчас заводы компании работают не только в США и Канаде, но и в Мексике, Китае, Индии, Великобритании, Германии, Турции, Бразилии и ряде других стран.

Фото: Getty Images

3
1960 год
Toyota начала продавать автомобили в США
До второй половины ХХ века международная экспансия компаний шла в одном направлении — с Запада на Восток. Когда на американский и европейский рынок стали выходить японские компании — Mitsubishi, Honda, Toyota, потребители сначала относились к их продукции с недоверием, а то и насмешкой: казалось невероятным, чтобы побежденная страна-агрессор могла в считаные десятилетия освоить производство сложной потребительской техники. Американцы оценили экономные японские автомобили в 1973 году, когда из-за нефтяного кризиса взлетели цены на бензин и традиционные американские модели с огромным бензобаком стали уделом лишь очень богатых людей. Чуть позже американские корпорации заинтересовались и производственной системой японских концернов-дзайбацу — такие гиганты, как Ford, стали перенимать принципы бережливого производства. А в 1980–1990-е годы американские компании признали технологическое лидерство японских производителей электроники: Yamaha, Toshiba, Sony, Sharp, Panasonic, Hitachi, JVC, Fujitsu - многие из этих компаний получали от 40 до 60% выручки от зарубежных продаж.

Фото: Getty Images

4
1990 год
В Москве открылся первый «Макдоналдс»
31 января 1990 года на Пушкинской площади Москвы открылся первый в СССР «Макдоналдс». Появление в столице ресторана, считавшегося одним из символов западного образа жизни, вызвало настоящий ажиотаж: москвичи отстаивали несколько часов в очереди, чтобы заказать гамбургер или жареную картошку. В день открытия в ресторане побывало 30 тыс. посетителей, что стало рекордом для сети. Любопытно, что компания, основанная в 1940 году и почти с самого начала развивавшаяся по франшизе, вышла за рубеж относительно поздно: первый ресторан в Канаде открылся лишь в 1967 году, первый McDonald's в Европе — в 1971-м (в Нидерландах). В Европе сеть была вынуждена не только бороться с местными конкурентами — небольшими заведениями, но и продвигать саму идею фастфуда, которая во многих странах, например во Франции, довольно долго ассоциировалась с негативными аспектами глобализации — одноразовостью и низким качеством товаров. Сейчас McDonald's объединяет 36 тыс. заведений более чем в ста странах мира. По состоянию на декабрь 2019 года в России действует 693 ресторана сети.

Фото: РИА Новости

5
2010 год
Поисковик Google заблокирован в Китае
В некоторых странах экспансия международных корпораций наталкивается на бетонную стену политической конъюнктуры. Хорошим примером служит история Google China. Поиск на китайском языке американская корпорация запустила еще в 2000 году, а несколько лет спустя открыла отделение в КНР. Цели были амбициозными — портал, чья популярность в мире росла стремительными темпами, собирался стать поисковиком номер один для более чем миллиарда жителей страны. Однако этому не суждено было сбыться — правительство КНР потребовало от Google цензурировать поисковую выдачу, чтобы пользователи национального сегмента интернета не могли получить информацию, например, по запросу «расстрел на площади Тяньаньмэнь». Изначально компания пошла навстречу требованиям правительства. Однако когда это согласие вызвало гневную международную реакцию, Google пришлось официально отказаться от цензурирования. В результате в марте 2010 года правительство КНР заблокировало поиск через Google на территории материкового Китая. В 2014 году компания перестала поддерживать в китайском сегменте интернета другие сервисы — почтовую службу Gmail, браузер Chrome и т.п.

Фото: Getty Images

Ярким примером глобализации банковской деятельности может служить Bank of America (BofA). Это один из крупнейших мировых финансово-банковских институтов с полным спектром услуг и продуктов в сфере международной банковской деятельности, инвестирования, управления финансовыми активами и рисками в разных регионах мира: США и Канаде, Азии, Европе, на Ближнем Востоке и в Африке, Латинской Америке.
Фото: Getty Images
Работа компаний на иностранных рынках сильно зависит от экономической и регуляторной составляющей. Юрисдикции рынка сейчас активно борются за налоги с операций и доходов MNC, перечисляет Наталья Волчкова: «Некоторые страны с целью защиты национального рынка вводят требования, которые оборачиваются значительным ростом издержек международных корпораций». Китай и Россия, к примеру, ввели требование локализации данных на территории страны. Это ограничивает возможности MNC по снижению удельных расходов, увеличивая масштаб операций и повышая издержки присутствия. Компания может просто предпочесть уйти с рынков, как это сделала, например, LinkedIn, прекратившая работу в России в результате требования о локализации данных. «Серьезным ограничением для деятельности международных компаний являются и меры экономической политики, связанные с ограничениями на иностранные инвестиции в определенных секторах или в определенных объемах, и доступ к государственным закупкам», — напоминает Наталья Волчкова.
В поисках финансовых помощников
Каким критериям должны отвечать российские банки для работы с MNC
Надежных партнеров корпорации ищут и в банковской сфере, от которой сегодня напрямую зависит уровень удобства услуг для конечного потребителя. Многие работающие в России международные компании предпочитают обслуживаться в иностранных банках. Зачастую это обусловлено общей политикой корпораций, когда штаб-квартира задает жесткие критерии выбора банка для «дочки» в той или иной стране. Как рассказал РБК+ главный финансовый директор компании McDonald's в России Олег Пароев, дочерним компаниям иностранных корпораций, как правило, предписывается работать либо с глобальными банками, либо с российским банком, при условии, что он способен оказывать самый широкий спектр различных услуг. По его словам, в целом российские кредитно-финансовые организации демонстрируют сегодня неплохой уровень сервиса по традиционным услугам. Но при этом не все из них надежны, не все имеют достаточно широкий географический охват, не у всех адекватное соотношение цены и качества сервиса. «Не везде четко выстроена работа с клиентами: иногда на нас выходят по два менеджера из одного и того же банка и еще начинают между собой конкурировать», — описывает ситуацию Олег Пароев.

Но главный минус, как говорит представитель McDonald's, в том, что очень немногие российские банки отвечают запросам клиентов по уровню технологичности. Хотя есть исключения, одним из которых, по его словам, является Сбербанк, в том числе благодаря сформированной на его базе экосистеме. «Для нас определяющим является то, что важно для наших потребителей. А им сейчас нужно, чтобы мы были современными, технологичными и удобными. Соответственно, нам необходим банк-партнер, который сам является таким, может помочь улучшиться и нам. Ну и, конечно, надежность и широта охвата регионов России, в которых мы уже присутствуем или планируем открытия», — рассказывает Олег Пароев.

Фото: РИА Новости
Генеральный директор скандинавского бренда для дома JYSK в России Игорь Раич также соглашается, что ряд банков в России, и Сбербанк в первую очередь, отвечают ключевым требованиям глобальной компании при выборе партнерских банковских организаций: существенная доля на рынке, признание среди потребителей, развитый блок по сопровождению и поддержке бизнеса клиента, адекватная цена услуг и др. Старт в каждой новой стране, по его словам, сопряжен со сложностями из-за множества неизвестных факторов, связанных с внутренним рынком. «Я бы сказал, что две самые большие проблемы связаны со следующими обстоятельствами. Во-первых, это ожидания клиентов, для соответствия которым необходимо провести тщательный анализ рынка, внести коррективы, имеющие отношение к его специфике. Во-вторых, адаптация к правилам и законам», — поясняет Игорь Раич.

Российские банки стараются удовлетворять этот очевидный спрос — например, Сбербанк в последние два года развивает направление MNC Coverage. «Мы смотрим на перспективы работы с иностранными организациями с оптимизмом, учитывая то, как выросла наша экспертиза в этой части за последнее время», — говорит управляющий директор, начальник управления департамента ключевых клиентов Сбербанка Александр Юдин.

При этом эксперт замечает, что внимание уделяется в числе прочего происхождению клиента: подходы к ведению бизнеса американскими, европейскими и азиатскими компаниями часто сильно отличаются, и банку нужно подстраиваться под разные «национальные» принципы. К преимуществам национальных игроков в «Сбере» относят доскональное знание местного финансового рынка и его нюансов, развитую филиальную сеть, устойчивые коммуникации с государственными органами и различными институтами по развитию потребительского рынка.

Фото: РИА Новости
В банке также говорят о своей мультифункциональности и широких возможностях как крупнейшего игрока. «У нас есть стимулы развивать не только стандартные финансовые продукты, но и открывать абсолютно новые продуктовые ниши, которые недоступны международным банкам. Например, на основе эксклюзивной аналитики банка у нас есть возможности для продвижения продукции MNC и взаимодействия с покупателями. Отдельно хочу отметить наши уникальные решения в b2b», — рассказал Александр Юдин. Напомним, что в экосистему «Сбера» помимо Сбербанка входит более 40 «дочек», работающих в самых разных нишах потребительского рынка. «Обладая уникальной экспертизой в России, мы не раз помогали MNC, выходящим на российский рынок, разобраться в тонкостях законодательства РФ и с самого начала выстроить управление операционными потоками максимально эффективно», — продолжает Александр Юдин.

Игорь Раич, в частности, отмечает, что компания JYSK при выходе на российский рынок успешно воспользовалась этой мультифункциональностью «Сбера»: «Помимо банковских услуг, мы сотрудничаем со Sber Solutions. Компания оказывала нам юридическую, бухгалтерскую и зарплатную поддержку при запуске бизнеса в России. Эта поддержка была особенно важна в первые месяцы — прежде, чем мы создали здесь нашу собственную команду».

В «Сбере» считают, что уровень отдельных игроков российского банковского сектора уже сейчас отвечает запросам глобальных компаний. Речь идет не только о финансовых услугах, но и о ряде направлений взаимодействия бизнеса с потребителями — туризме, электронной коммерции, телемедицине и др., а также сервисов по сопровождению бизнеса. По мере развития экосистем на базе финансовых холдингов качество услуг по работе с международными компаниями будет только расти, считает Александр Юдин.

Фото: РИА Новости