Культура в «цифре»
Текст:
Марина Журавлева,
Владимир Паньков
Фото: Shutterstock
Партнер проекта
Почему растет интерес к культурному наследию
и академическому искусству
Цифровые технологии приходят в музеи, библиотеки и концертные залы, расширяя их аудиторию. Сделать культурное наследие технологичным и по-настоящему доступным для всех — одна из главных целей нацпроекта «Культура».
Креативность как навык
Культура все сильнее влияет на экономику
Способность человека творчески мыслить и неординарно действовать — обязательная составляющая набора так называемых гибких навыков, требуемых работодателями в цифровую эпоху.

Креативная индустрия — самостоятельная сфера деятельности с высоким потенциалом развития и продвижения остальных секторов экономики. Термин «креативная экономика» впервые был использован в журнале Business Week в 2000 году. Он подразумевает деятельность на перекрестке искусств, культуры, бизнеса и технологий.
Фото: Getty Images
В частности, по оценкам международной консалтинговой компании EY, на долю креативной экономики приходится порядка 3% мирового ВВП, в этом секторе занято более одного процента экономически активного населения.

Ремесла и промыслы, культурые объекты, живопись, музыка, танец, дизайн — такие области, как культурное наследие и искусство, наряду с современными медиа и функциональным творчеством способны вносить серьезный вклад в развитие территорий.

Например, европейский рынок креативной индустрии базируется на высокой концентрации организаций, связанных с историческим наследием, искусством и модой: cемь из десяти самых посещаемых музеев мира — европейские. И именно сфера культурного наследия формирует приток капитала в города за счет развития внутреннего и внешнего туризма, отмечают в Аналитическом центре при правительстве РФ.

KPI нацпроекта «Культура»
сельских домов культуры будет построено и отреставрировано к концу 2024 года
500
кинозалов будет создано и модернизировано в городах с населением до 500 тыс. жителей к концу 2024 года
1200
Более
774,6
890,8
2017
2024
+15%
16
80
в 5 раз
2018
2024
Увеличение посещаемости организаций культуры в динамике, млн человек
Рост числа обращений к цифровым ресурсам, млн
Определения «креативная индустрия», «креативный класс», «креативный город» встречаются в стратегических документах социально-экономического развития различных стран мира. Авторы федерального нацпроекта «Культура», стартовавшего в России в начале 2019 года, также связывают рост качества жизни и социально-экономическое благополучие страны с развитием культурной среды, творческих личностей и цифровизацией этой сферы.
КАК РАСТЕТ КРЕАТИВНЫЙ КЛАСС В РЕГИОНАХ
Фото: Getty Images
Творческая среда
Расширение креативного класса зависит от целого ряда факторов, в том числе от современной инфраструктуры и эффективности управления объектами культурного наследия. Об этом говорят авторы Индекса креативного капитала российских городов 2018 года британского благотворительного фонда Calvert 22 (специализируется на поддержке культурных, инновационно-креативных и образовательных проектов из России и стран Восточной Европы) и международной консалтинговой компании PwC.

По их данным, на сегодняшний день в экономике Москвы и Санкт-Петербурга, например, креативный сектор уже составляет более 5% ВРП. Так, в столице сконцентрировано большинство крупных креативных кластеров — дизайн-завод «Флакон», квартал Artplay, «Фабрика», АРМА, «Винзавод» и др. Здесь полноценно сформировано креативное сообщество, а у администрации и бизнеса есть понимание принципов монетизации таких пространств. В целом наиболее насыщенными креативной инфраструктурой городами признаны также Санкт-Петербург, Тюмень, Великий Новгород и Новосибирск.

Фото: Getty Images
Санкт-Петербург при этом является городом с наиболее эффективно используемым культурным наследием. Здесь также отмечается довольно активная роль в культурной жизни города как местной администраци и, так и самих горожан.

В России в целом за последние несколько лет произошел серьезный скачок в управлении сферой культуры, считают авторы индекса. В частности, знаковым стало появление в Новгородской области первой официальной должности, связанной с креативным сектором, — советник губернатора по культуре, туризму и креативному сектору. В целом финансовая поддержка со стороны местных властей и их открытость к инициативам жителей города — также существенный фактор развития культуры и тесно связанной с ней креативной средой.

Как ранее заявлял министр культуры РФ Владимир Мединский на Российском инвестиционном форуме в Сочи, 95% средств нацпроекта «Культура» пойдут на региональные проекты: «Мы хотим, чтобы произведения искусства были предельно доступны всем нашим гражданам».

В Минкультуры России подчеркивают, что одним из драйверов для культурной среды являются цифровые технологии. Например, виртуальные концертные залы, онлайн-трансляции на портале культура.рф (где можно, например, посмотреть как архивные спектакли, так и совсем недавние премьеры), развитие Национальной электронной библиотеки, виртуальные музеи и мультимедийные гиды, другие проекты с использованием цифрового пространства значительно расширяют возможности организаций культуры. «Любой житель нашей страны вне зависимости от места проживания получит доступ к лучшим образцам академического искусства и сможет, например, посмотреть в прямом эфире концерт Дениса Мацуева из зала имени Чайковского Московской филармонии»,— заявил на Санкт-Петербургском международном культурном форуме Владимир Мединский.

Цифровая культура
500
виртуальных концертных залов должно быть создано в стране к концу 2024 года
онлайн-трансляций различных культурных событий должно быть размещено на портале Культура.рф
мультимедиа-гидов по экспозициям и выставочным проектам с использованием технологии дополненной реальности будет создано к 2025 году
600
450
книжных памятников будут оцифрованы и включены в Национальную электронную библиотеку
48 тыс.
При этом нет задачи заменить искусство виртуальными технологиями, подчеркивают в ведомстве. «У нас довольно большая страна. Россия — не Люксембург, и возможность посетить Третьяковскую галерею или Эрмитаж, послушать концерт в Московской филармонии есть не у всех», — отмечает директор департамента информационного и цифрового развития Минкультуры России Вадим Ваньков. Поэтому необходимо не только стимулировать развитие культурных центров и творческих коллективов на местах, но и с помощью современных технологий расширить доступ жителей регионов к культурному наследию и к современному академическому искусству.

Современная цифровая техника открывает возможности фото- и видеофиксации исчезающих традиций для создания большой единой общероссийской базы и дальнейшего распространения, говорит директор Государственного российского дома народного творчества имени В. Д. Поленова Тамара Пуртова: «Широкая аудитория одним нажатием «мышки» сможет прикоснуться к традициям самых разных национальностей. У жителей страны появится возможность узнать, какие песни пели в том или ином селе, какие обряды бытовали, как развивается ремесло и что сегодня делается для сохранения и актуализации нематериального наследия».

Согласно нацпроекту, число обращений к цифровым ресурсам культуры, таким как культура.рф, история.рф, портал Национальной электронной библиотеки (нэб.рф), Государственный каталог Музейного фонда РФ (goskatalog.ru), платформа «Артефакт» — должно увеличиться в пять раз по отношению к итогам 2017 года и достигнуть 80 млн.
Сервисы для цифровой культуры
Без нафталина
Как консервативные учреждения культуры стали современными
Технологии уже вдохнули жизнь в один из самых консервативных институтов культур — музеи, на очереди библиотеки и дома культуры. После резкого (в 2,5 раза, по данным Государственного института искусствознания РАН) снижения интереса в период 1985–2012 годов сегодня ситуация кардинально изменилась. По данным опроса ВЦИОМ, интерес и фактическое потребление россиянами культурных продуктов и услуг растет. Посещение музеев, как ранее заявлял директор департамента музеев Минкультуры России Владислав Кононов, достигло 154 млн, что соответствует потоку посетителей 1985 года. Это результат в том числе трансформации их в современные общественные пространства, оцифровки коллекций и внедрения виртуально-информационных пространств, открывающих для аудитории представление о богатстве музейных архивов и экспозиций.

Одним из знаковых событий, которые показали эффективность новых способов коммуникации музеев со своей аудиторией, стала приуроченная к 150-летию художника выставка работ Валентина Серова в Третьяковке. «Очередь на Серова», в которой, несмотря мороз декабря 2015 года, стояло 1,5 тысячи человек, стала именем нарицательным, отразив новый виток интереса россиян к изобразительному искусству и к музейным экспозициям в целом. Как сообщала пресс-служба Третьяковской галереи, экспозицию посетило более 480 тыс. человек. Она стала самой посещаемой выставкой русского искусства в России за последние 50 лет, заявила тогда генеральный директор Третьяковки Зельфира Трегулова.

Фото: Getty Images
«В этом году мы попробовали активно использовать новые средства общения с аудиторией: были запущены новые мобильные приложения», — писала в отчете по итогам 2015 года Зельфира Трегулова. В общественных пространствах была создана более комфортная обстановка, открылись кафе, новый музейный магазин, переоборудована входная зона.

Еще одним ярким примером того, как музеи заговорили с аудиторией на ее языке, стала креативная компания Государственного музея изобразительных искусств (ГМИИ) имени А.С. Пушкина «К импрессионистам нужно прийти». Совместно с социальной сетью «Одноклассники» музей записал аудиогиды к ключевым картинам голосами селебритиз: Ивана Урганта, Сергея Шнурова, Полины Гагариной, Ксении Собчак и др.
Личный вклад: как соцсети и гранты поощряют россиян к самодеятельности

Соцсети — доступный ресурс популяризации народной культуры, говорит директор Государственного российского дома народного творчества (ГРДНТ) имени В.Д. Поленова Тамара Пуртова: «Тысячи просмотров, сотни лайков и репостов собирают публикации о народных ремеслах и промыслах, национальных костюмах». Задача учреждений культуры, по ее словам, наполнять их качественным образовательным и просветительским контентом на языке, понятном молодежи, подрастающему поколению.
Читать далее
Тысячи пользователей социальных сетей присоединились к флэшмобу «Поддержи традиции», отмечает она: «Участники и руководители творческих коллективов, исполнители, сказители, собиратели, ценители фольклора, сотрудники домов культуры, библиотек, музеев, домов ремесел и, самое главное, просто интернет-пользователи размещали посты с хештегами #поддержитрадиции, #поддержитрадициистрана о традициях народов России, публиковали фотографии, видео- и аудиозаписи, воспоминания бабушек и дедушек».

Во время проведения Всероссийского фестиваля-конкурса любительских творческих коллективов благодаря активным постам в соцсетям фото- и видеоисторий участников, прямым трансляциям и интернет-голосованию за лучший коллектив, по словам Тамары Пуртовой, число подписчиков на официальных страницах ГРДНТ им. В.Д. Поленова и региональных домов народного творчества, принимавших этапы фестиваля-конкурса, увеличилось в пять раз.

Напомним, что федеральный проект «Творческие люди» направлен на поддержку творческих инициатив среди нового поколения и в том числе предусматривает создание системы грантовой поддержки фестивалей самодеятельных коллективов.

В этом году по итогам фестиваля-конкурса участники получили первые 20 грантов в размере 2 млн руб. Всего за шесть лет, на протяжении которых будет проводиться фестиваль-конкурс, поддержку получат 120 коллективов.
Государство способствует цифровизации музеев: в 2015 году на базе портала культура.рф создано Единое информационное пространство. Система стимулирует продвижение учреждений культуры в интернете: здесь можно делать отложенные публикации для социальных сетей, e-mail-рассылки, публиковать анонсы мероприятий и участвовать в образовательных вебинарах. В 2017 году Минкультуры РФ запустило продвинутое AR (augmented reality — дополненная реальность), приложение — гид по музеям для пользователей и одновременно единую программную платформу для создания виртуальных гидов для всех музеев Artefact. В рамках нацпроекта в 2019 году будут сформированы 78 таких гидов на русском и английском языках по музеям и выставкам, а это более 3 тыс. экспонатов. В Минкультуры России отмечают, что речь идет о совершенно разных музеях, в основном региональных. «Таким образом самые новейшие технологии становятся им доступны», — говорят в ведомстве.
Фото: Getty Images
Нет такой цифровой технологии, которая бы уже не использовалась в музеях-лидерах, будь то создание внутреннего цифрового пространства или работа с посетителями, говорит заместитель директора по цифровому развитию ГМИИ им. А.С. Пушкина Владимир Определенов.

Следующий этап Artefact — развитие виртуальных помощников, основанных на искусственном интеллекте. Системы будут искать ответ на вопрос не в одном источнике знаний, а давать релевантную научную информацию, основанную на разных источниках.

Музеи, библиотеки, архивы — это институты памяти, говорит Владимир Определенов: «Их задачей является создание достоверного пространства знаний, в первую очередь в интернете. Потому что, к сожалению, сейчас сеть состоит из фейков и непроверенной информации. И чем более качественно мы построим вот это достоверное пространство, чем точнее будут ссылки, чем меньше ошибок в перепечатках, тем в целом будет выше и уровень образования и культуры».

Он же памятник
Страны Евросоюза занимаются оцифровкой музейных, библиотечных и архивных материалов в соответствии с рекомендациями Еврокомиссии от 2011 года. Однако, согласно последнему докладу ЕС от июня 2019 года, 11 государств союза начали активно оцифровывать объекты недвижимого культурного наследия, памятники истории и архитектуры с использованием трехмерного сканирования.

Поводом к этому послужил в том числе пожар, вспыхнувший в Нотр-дам-де-Пари в апреле этого года. Собор, построенный в XII-XIV, лишился шпиля и части первозданных деревянных перекрытий крыши, невидимых для взглядов туристов, но ценных для историков архитектуры. Реставрировать собор Парижской Богоматери будут в том числе по реставрационной документации XIX века.

Фото: Getty Images
Стремительное развитие цифрового информационного поля лишило библиотеки монополии на знания, изменились подходы к размещению информации, ее систематизации, обработке, говорит руководитель проектного офиса Национальной электронной библиотеки Павел Лушников. Проект развития национальных модельных библиотек, по его словам, должен не только превратить библиотеки в современные культурно-образовательные пространства, но и способствовать распространению достоверной информации среди интернет пользователей, вернуть библиотекам авторитет.

«Еще недавно очагом культуры в небольшом городе был супермаркет, сегодня таким очагом становятся модельные библиотеки. Их посетители уже просят продлить время работы», — отмечает Павел Лушников.

Запуск раздела «Книжные памятники», в рамках которого в высоком качестве оцифровываются уникальные книги, в том числе изданные ранее 1830 года, откроет широкой общественности доступ к ним.

Инфраструктура для творчества: новые очаги культуры
Дома культуры — центры культурной жизни в небольших населенных пунктах. Они должны стать своего рода экосистемой, которая объединит образование, досуг, творчество и откроет возможности для адаптации людей с ограниченными возможностями. В рамках нацпроекта будут построены и модернизированы более 500 ДК по всей стране. Конкурс в рамках проекта «Дом культуры. Новый формат», который пройдет в 2020 году, позволит тиражировать лучшие практики.
В рамках нацпроекта 660 муниципальных библиотек к 2024 году должны превратиться в современные информационные пространства с доступом к достоверной информации. В 2019 году в 44 регионах уже открыты 134 модельные библиотеки, оснащенные новейшими информационными технологиями. Сейчас в России более 40 тыс. общедоступных библиотек.
В течение шести лет будет создано дополнительно 1200 кинозалов в населенных пунктах до 500 тыс. человек. Программа кинофикации страны ведется с 2015 года. Тогда, по данным Фонда кино, 40% населения не имело доступа к современным цифровым кинотеатрам. За это время было построено 789 кинозалов, которые посетили более 15,7 млн зрителей. С 2019 года программа стала частью нацпроекта.
ДК нового формата
Модельные библиотеки
Цифровые кинозалы
Нацпроект предусматривает техническое переоснащение детских школ искусств. К концу 2024 года 1800 образовательных учреждений в сфере культуры (детских школ искусств и училищ) должны быть оснащены новыми музыкальными инструментами, оборудованием и учебными материалами.
Школы искусств
Фото: Getty Images