Беседовал: Александр Кочетов
Партнер проекта:
«Мало кто из производителей серверов проводит 24-часовые стресс-тесты»
Фото: Асхат Бардынов
О спросе на серверы в пандемию, импортозамещении и ошибках при выборе оборудования РБК+ рассказал генеральный директор компании Asilan Дмитрий Слеповский.
Дмитрий Слеповский
Генеральный директор компании Asilan
— Продажи серверов в России в 2020 году, по данным аналитиков IDC, показали рост на 18%. С чем вы связываете растущую популярность серверного оборудования?
— Конечно, этот рост большей частью связан с пандемией. Во-первых, компании уходят во всевозможные компьютерные технологии. Например, стала популярной удаленная работа с использованием виртуальных рабочих столов и полным доступом к внутренней инфраструктуре организации. Компании переводят на нее значительную часть своих коллективов или выбирают гибридные форматы, когда удаленная работа совмещена с посещением офисов. А ведь любая удаленка связана с использованием серверов.

Во-вторых, стали еще более популярны всевозможные цифровые сервисы дистанционного обучения, дистанционной медицины, дистанционной торговли и т.д. Учебные заведения размещают в своей сети видеоуроки, требующие много дискового пространства и вычислительных ресурсов. Значительный рост показали онлайн-кинотеатры, которые сейчас присутствуют в прошивках практически всех домашних телевизоров. Весь контент таких сервисов, как Okko или Megogo, выступающих нашими заказчиками, так или иначе находится на серверах выдачи, хранения и обработки фильмов. Другой наш старый заказчик, сеть парфюмерных магазинов «Рив Гош», активно развивает интернет-торговлю.
Фото: Асхат Бардынов
— Бизнес вашей компании тоже вырос в пандемию?
— Прошлый год показал финансовый результат лучше, чем было в 2019 году, но о 18-процентном росте я бы не говорил. Наверное, продажи Asilan выросли где-то на 5%. На мой взгляд, у нас примерно одинаковые показатели последние три года. Бывают небольшие всплески, но в целом все достаточно ровно.

Надо сказать, что в некоторых секторах продажи в связи с пандемией и общим кризисом опустились почти до нуля. Например, небольшие компании покупали, скажем, серверы для бухгалтерии. Этот сегмент в пандемию провалился почти полностью, поскольку такие клиенты стали уходить в дата-центры и арендовать там серверное оборудование. С другой стороны, наряду с падением продаж для небольших компаний сильно вырос корпоративный сектор, например поставки тем же дата-центрам и хостинг-провайдерам. И рост продаж в секторе дата-центров полностью покрыл падение выручки в коммерческом секторе.
— Какие задачи способно решать современное серверное оборудование? Что ждет бизнес от поставщиков серверов?
— Серверы способны решать задачи широкого спектра, от обеспечения видеонаблюдения до поддержки баз данных. В основном мы поставляем серверы для дата-центров, которые затем сдаются в аренду конечным заказчикам или предлагают им сервисы хостинга сайтов и баз данных. Кроме того, мы очень плотно занимаемся blade-системами, когда в один корпус ставятся 14-20 серверов с интерконнектом между лезвиями. Эти системы дают высокую вычислительную мощность при небольшом физическом объеме. Многие компании используют такие решения для экономии места и простоты обслуживания. Были случаи, когда дата-центры заказывали по 20 blade-систем с 14 серверами в каждом корпусе.

Устройства для установки в стойки высотой в один юнит (1U) – самые востребованные. Дело в том, что стоимость размещения серверов в дата-центрах идет в пересчет на юниты, и никто не хочет платить больше. На такие серверы приходится, наверное, три четверти заказов.

Серверы — штука специфическая, здесь нет универсальных моделей, которые подойдут для всех задач. Сервер каждый раз конструируется и собирается под конкретную задачу. Возьмем гипотетическую ситуацию. Стоит детский сад, которому сервера вроде как не нужны. Но завтра в детсаду решают организовать серьезное видеонаблюдение: ставят, допустим, 100 камер, и при этом руководство учреждения хочет хранить записи на протяжении недели. Детсад приходит к нам с техническим заданием, в котором указано количество камер и ширина видеопотока, мы подбираем оборудование, способное справиться с этими задачами, а затем организуется конкурс. Мы в этом процессе выигрываем за счет большого склада и наличия широкого ассортимента компонентов.
Фото: Асхат Бардынов
— Ваша компания производит серверы с шестью-восемью слотами под графические сопроцессоры (GPU). Для чего нужна эта техника?
— Например, для архитектурных бюро. Такие компании могут пойти двумя путями: поставить графическую станцию каждому архитектору или поставить серверы с GPU. В последнем случае архитектор может рисовать из любого места со стабильным интернетом, поскольку вся обработка происходит на серверах и он больше не привязан к своей графической станции. Серверы с GPU также широко используются в области искусственного интеллекта, например голосовыми роботами в колл-центрах — эта техника более производительна для таких задач. Но, вообще, для нас часто остается тайной, как используется наше оборудование, поскольку мы подбираем вычислительные мощности под технические задания, а не под виды бизнеса.
Фото: Асхат Бардынов
— На вашем производственном участке есть гермозона для тестирования серверов. Что происходит на этом объекте?
— Прежде чем предлагать заказчикам любой компонент, появившийся на рынке, мы его закупаем и тестируем. Если компонент нам нравится, начинаем предлагать его заказчику. Каждый сервер после производства отправляется на 24 часа в гермозону на стресс-тестирование. Речь о стопроцентной загрузке дисков, памяти и процессоров ровно на сутки. Бывает, что во время таких тестов выходят из строя блоки питания, модули памяти, материнские платы — все это к заказчику, разумеется, не попадает. После прохождения тестов сервер запечатывается и отправляется клиентам. Надо сказать, что такое тестирование в России мало кто проводит. Кстати, гермозону мы расширили более чем вдвое: если раньше у нас было оборудовано помещение для 30 серверов, то сейчас в новом здании туда помещается 64.
— Asilan активно участвует в программе импортозамещения. Какие требования к серверным платформам предъявляют госструктуры?
— У госструктур обычно нет специальных требований, их интересует лучшая цена и наименьший срок поставки с одновременной возможностью обеспечить серверами объекты по всей стране. Например, мы поставляли технику крупной федеральной сети заправок, где на каждой станции стоит несколько серверов кассовых операций, учета бензина и видеонаблюдения. Данные с этих серверов стекаются в общий дата-центр буквально со всей страны.
Фото: Асхат Бардынов
— Каковы типичные ошибки при выборе серверов?
— Сейчас на рынке много бывшей в употреблении техники. Она пользуется спросом в связи с подросшим курсом доллара и удорожанием серверных компонентов. Небольшие предприятия покупают такое оборудование, даже не задавая себе вопрос о его надежности. Однако есть большой риск простоев подобной техники – она гораздо чаще выходит из строя. А убытки от выхода сервера из строя могут превышать цену нового сервера. Чтобы избежать такой ошибки, все риски и гарантии лучше обсудить с поставщиком серверов заранее и тщательно изучить ассортимент: если предлагается снятое с производства оборудование, то оно наверняка уже было в употреблении.
5 правил выбора сервера
Что нужно выяснить при выборе поставщика техники. Опыт Asilan
Правило 1
Определитесь с выбором страны — производителя сервера. У импортных брендов есть имя и «красивый шильдик на лицевой панели», говорит Дмитрий Слеповский. Однако в числе минусов зарубежных серверов — большие сроки поставки, неторопливый гарантийный сервис, более высокая цена в сравнении с серверами, сконструированными в России. Наконец, имеет смысл не забывать о возможных санкциях, которые могут быть препятствием для закупки и эксплуатации иностранного оборудования.
Правило 5
Запросив ценовое предложение сразу у нескольких продавцов, следует принимать в расчет не только цену и сроки поставки, но и компетенцию инженеров, поставляющих серверное оборудование. Если она недостаточна, есть риск получить совсем не то, что требовалось. Разобраться как раз и поможет совместный анализ техзадания с представителями фирмы-поставщика.