Экономика малых дел
Текст:
Нина Блейман
Фото: Getty Images
Партнер проекта
Как государство стимулирует предпринимательство
Государство в России культивирует развитие небольших компаний. Создание специального нацпроекта должно дать им дополнительные стимулы.
Заметное отставание
В России предпринимательство менее распространено, чем в Европе и США
Фото: ТАСС
Активные малые и средние предприятия — признак развитой экономики. Сектор МСП обеспечивает значительный вклад в ВВП и налоговые доходы государства, создает рабочие места и способствует внедрению инноваций, росту производительности труда.

Учет субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) с 2016 года ведет Федеральная налоговая служба (ФНС). По данным ведомства, в октябре 2019 года в стране действовали 5,8 млн субъектов МСП, в том числе 3,4 млн индивидуальных предпринимателей (ИП).

По данным Института экономики роста имени Столыпина (его наблюдательный совет возглавляет уполномоченный по правам предпринимателей при президенте РФ Борис Титов), в среднем в развитых странах вклад сектора МСП в ВВП составляет 48%, в России — 21,9%.

Уступает Россия европейским странам и по численности субъектов МСП на 100 человек, опережая лишь США, отмечается в исследовании института «Сектор малого и среднего предпринимательства: Россия и мир». Например, в Чехии насчитывается в 4,7 раза больше малых и средних предприятий, в Швеции — в 3,4 раза, в Испании — в 2,7 раза, в Польше — в 2,1 раза.
Источник: Институт экономики роста имени Столыпина на основе данных ОЭСР, ООН и ФНС России
62,9
65,6
68,2
72,3
77,6
Германия
Швеция
Польша
Турция
Португалия
Доля работников в секторе МСП (юридических лиц), %
Фото: Михаил Джапаридзе, ТАСС
18,9
Россия
41
США
53,1
Великобритания
61
Франция
62,1
Бразилия
По показателю занятости в секторе МСП Россия также пока уступает другим странам, включая США. Это отражает различие в структуре сектора: в России в нем преобладают микропредприятия, создающие лишь 18,9% рабочих мест, тогда как в США — преимущественно средние предприятия с большим числом сотрудников. В отдельных европейских странах сектор МСП и вовсе обеспечивает занятость значительной доли экономически активного населения.

Однако доля МСП в российской экономике растет. Согласно данным Росстата, который в этом году впервые официально опубликовал подобные сведения, на 2017 год доля малого и среднего бизнеса достигла 21,9%. В 2014 году этот показатель составлял 19%, в 2015-м — 19,9%, в 2016-м — 21,6%.
От купцов до стартапов: как называли предпринимателей в России
В первом полугодии 2019-го, по данным ФНС, число субъектов МСП в России выросло почти на 3,1% по отношению к тому же периоду прошлого года, а общая численность занятых в секторе составила 19,1 млн человек.

Однако общая тенденция выглядит несколько тревожно, говорит заведующий кафедрой предпринимательства и логистики РЭУ имени Плеханова Дмитрий Завьялов: «По данным ФНС, реестр МСП за 2019 год потерял 200 тыс. организаций, что можно было бы списать на оздоровление бизнеса, но тогда чем объяснить падение занятости?» По его данным, за 2018 год количество работников, занятых в малом бизнесе, уменьшилось на 200–300 тыс. человек, или на 1,5%, за десять месяцев 2019 года — более чем на 400 тыс., тогда как цель — увеличивать их число на 1,5 млн человек каждый год. Количество малых компаний сократилось в 78 регионах.

В структуре сектора с сентября 2018 года наблюдается устойчивая тенденция по «замещению» организаций на ИП (согласно июньским данным, число юрлиц в прошлом году сократилось на 5,5% при росте числа ИП на 4,6%), отмечают в Институте комплексных стратегических исследований. При этом в большинстве регионов страны число малых и средних компаний сокращается быстрее, чем число микропредприятий (в эту категорию попадают более 99% ИП). Сокращение организаций МСП эксперты связывают со снижением рентабельности, ростом налоговой и иной нагрузки, ужесточением администрирования.
Портрет МСП: как предприятия распределяются в зависимости
от численности работников и величины дохода

Юридические лица и ИП с численностью работников до 15 человек и годовым доходом до 120 млн руб.
Юридические лица и ИП с численностью работников до 100 человек и годовым доходом до 800 млн руб.
Юридические лица и ИП с численностью работников до 250 человек и годовым доходом до 2 млрд руб.
Микропредприятия
Малые предприятия
Средние предприятия
Субъекты МСП традиционно неравномерно распределены географически: почти половина предпринимателей сосредоточена в Центральном (31%) и Приволжском (18%) федеральных округах (данные ФНС).

По данным Росстата, большинство малых предприятий работают в сфере оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств и мотоциклов (60,4% общего оборота малых предприятий), обрабатывающих производств (10,4%), а также строительстве (7,5%). Оборот малых предприятий (без микропредприятий) в январе—марте 2019 года составил 5,8 трлн руб. (без НДС и акцизов). Наибольший прирост оборота наблюдается в сфере транспортировки и хранения (+14,0%), административной деятельности (+7,8%), сельском хозяйстве (+4,2%). Малые предприятия также осуществляют деятельность в ключевых высокотехнологичных отраслях обрабатывающей промышленности. Оборот в январе—марте 2019 года в таких отраслях составил 32,1 млрд руб. (0,55% от общего оборота малых предприятий, +11,6% к аналогичному периоду 2018 года).

ЧЕГО НЕ ВИДИТ СТАТИСТИКА
Фото: Unsplash
Самозанятые в тени
Официальная статистика не учитывает долю самозанятых в экономике. С января 2019 года Минфин РФ проводит эксперимент по введению специального налогового режима для этой категории граждан на территории Татарстана, Москвы, Подмосковья и Калужской области. Граждане, ведущие профессиональную деятельность без привлечения наемных работников, могут зарегистрироваться через мобильное приложение «Мой налог» и отчислять 4–6% от суммы своего дохода без сдачи какой-либо дополнительной отчетности. Распространить эксперимент на другие регионы планируется с 2020 года. Уже с начала года спецрежим для самозанятых может быть введен в 13 высокообеспеченных регионах-донорах, заявил недавно министр финансов Антон Силуанов.

Как сообщил в октябре глава ФНС Михаил Мишустин, с января в системе зарегистрировались около 226 тыс. человек. Больше всего самозанятых работает в сфере перевозки пассажиров, сдают квартиры в аренду, занимаются консультированием, репетиторством и программированием. В Минфине, в свою очередь, рассчитывают, что к 2024 году количество «вышедших из тени» самозанятых достигнет 2,4 млн человек.

Меры господдержки
КАКИЕ ПРОГРАММЫ ПОМОГАЮТ БИЗНЕСУ
«За последнее десятилетие существенно изменилось отношение государства к МСП-сектору. Разработаны и реализованы объемные пакеты норм поддержки бизнеса и сняты многие существующие ограничения. Инвесторы чувствуют себя более спокойно, готовы вкладываться в долгосрочные проекты», — отмечает генеральный директор ОЭЗ «Технополис «Москва» Игорь Ищенко.

Напомним, что формально развитие малого и среднего бизнеса стало частью государственной социально-экономической политики в 2007 году, когда президент подписал федеральный закон №209. Целью правительства стало поддержание конкурентоспособности небольших компаний и оказание им содействия в продвижении товаров и услуг на российском и зарубежных рынках, рост числа МСП и занятости в этом секторе, их доли в ВВП и налоговых доходах бюджета.

Закон установил критерии, по которым предприятие может быть отнесено к МСП, а также возможные механизмы оказания им поддержки, в том числе введение специальных налоговых режимов, упрощение правил ведения налогового, бухгалтерского учета и статистической отчетности, льготный порядок приватизации государственного и муниципального имущества, специальные формы участия в госзаказе.

Фото:
Getty Images
Ответственным органом за реализацию политики было назначено Минэкономразвития. Ведомство также выступило распределителем федеральных средств — региональные бюджеты могли получить субсидию на реализацию собственных мер поддержки на условиях софинансирования.

В последующие годы была введена патентная система налогообложения для ИП, а регионы получили право устанавливать налоговые каникулы. В 2015 году было принято решение о надзорных каникулах для МСП — организации и ИП, числящиеся в реестре, освобождены от плановых проверок до конца 2020 года. Тогда же были установлены специальные налоговые режимы для малого бизнеса и создана Корпорация МСП — специализированный институт развития, координирующий оказание поддержки предпринимателям. Важнейшим решением стало установление квот на закупки у МСП для государственных заказчиков и компаний с госучастием в рамках законов 44-ФЗ и 223-ФЗ. В 2016 году в России впервые появился документ стратегического планирования в сфере МСП — «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года», на основе которой был сформирован национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Предусмотрен комплекс мер, направленных на удовлетворение потребностей субъектов МСП в консультационных, финансовых, имущественных, информационных и образовательных услугах, создаются объекты инфраструктуры, оказывающие поддержку предпринимателям, — сейчас их уже более 800, сообщили РБК+ в пресс-службе Минэкономразвития.

КАК ГОСПОДДЕРЖКА ПОВЛИЯЛА НА МЕСТО СТРАНЫ В DOING BUSINESS
Фото: Getty Images
Климатический эффект
«Приоритетные категории программы — экспортеры, социальные предприниматели, высокотехнологичный бизнес. На помощь таким компаниям и нацелена работа нашей инфраструктуры», — говорят в ведомстве. При этом «прямые» субсидии (кроме помощи предпринимателям в моногородах) практически исключены.

Важным показателем является соотношение результатов с другими регионами и странами, отмечает замдиректора Ассоциации инновационных регионов России Рустам Хафизов: «В рейтинге Doing Business за последние шесть лет наша страна поднялась с 92-го на 28-е место». Напомним, в 2012 году президент Владимир Путин поставил задачу войти в топ-20 рейтинга к 2018 году. Хотя полностью ее выполнить не удалось, страна продемонстрировала резкий подъем.

Продвижение РФ в Doing Business (позиция в рейтинге)*
*Данные ежегодного рейтинга Doing Business публикуются осенью; в названии указывается следующий год (например, Doing Business 2020).
Источник: Всемирный банк
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
123
120
112
92
62
51
40
35
31
28
«Критерии оценки, которые заложены в рейтинге, это скорость проведения разрешительных процедур, оформления документов, подключения к сетям и другие», — отмечает Рустам Хафизов. Однако, по его мнению, первоначальный запас роста уже практически исчерпан: «На мой взгляд, «двигать и регулировать» нынешние сроки дальше уже крайне непросто, хотя хороший потенциал скрыт в механизме «регуляторной гильотины». Речь идет об отмене с 1 февраля 2020 года более 20 тыс. устаревших правовых актов и пересмотре обязательных требований, предъявляемых бизнесу, и исключение дублирующих норм, их актуализацию. Эта мера предусмотрена принятым в прошлом году нацпроектом «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
КАК РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА СТАЛО НАЦПРОЕКТОМ
Фото: Getty Images
Новые KPI
В основу нацпроекта легли цели, заложенные в майском указе президента Владимира Путина 2018 года, где поставлены четкие KPI, которые отражены в показателях нацпроекта:
25млн
человек должно быть занято в сфере МСП к 2024 году
должна составить доля МСП в ВВП страны
должна достигнуть доля экспорта субъектов МСП в общем объеме несырьевого экспорта
32,5%
10%
Финансирование нацпроекта составит 481,5 млрд руб., которые будут направлены в том числе на расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам и льготному финансированию, акселерацию бизнеса, создание системы поддержки фермеров, популяризацию предпринимательства.

Показатели, заложенные в программу, требуют масштабных структурных изменений в экономике, постоянного совершенствования условий ведения бизнеса, кардинального снижения процентных ставок по кредитам для МСП или взрывного роста потребления, говорит Дмитрий Завьялов. Долю МСП в экономике предстоит увеличить в 1,5–2 раза.

Переупаковка господдержки: что нацпроект предложит предпринимателям
Ставка на инновации
КАК МСП ВСТРАИВАЮТ В ПРОМЫШЛЕННЫЕ ЦЕПОЧКИ
Особое внимание в правительстве уделяют развитию инновационного предпринимательства. С 2014 года в рамках деятельности Фонда содействия инновациям поддержку получили более 600 компаний, нацеленных на запуск собственного производства, на сумму более 6,5 млрд руб. В рамках нового нацпроекта в 2019 году фонд вложил еще свыше 3,5 млрд руб. более чем в 220 проектов малого бизнеса. Особое внимание уделяется не только финансированию исследований и разработок, но и коммерциализации полученных результатов НИОКР.

Минэкономразвития содействует встраиванию участников инновационных кластеров в программы инновационного развития компаний с государственным участием, говорит директор центра «Российская кластерная обсерватория» Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Евгений Куценко: «Программа поддержки промышленных кластеров Минпромторга России действовала похожим образом, субсидируя те же малые и средние предприятия под заявленный спрос со стороны крупных компаний в поставщиках качественно нового уровня».
Фото:
Getty Images
По словам гендиректора ОЭЗ «Технополис «Москва» Игоря Ищенко, на примере столичной особой экономической зоны наглядно видны ключевые параметры поддержки МСП, включая компании с иностранным участием. На территории «Технополиса» работает порядка 130 высокотехнологичных компаний, из которых более 60 являются резидентами ОЭЗ, для таких производств общая налоговая нагрузка до 47% ниже. Порядка 80% компаний, представленных в ОЭЗ, относятся к МСП-сектору. «В Москве формат ОЭЗ — одна из ключевых мер поддержки малого и среднего бизнеса, продукция которого уже поставляется в регионы России, а также за рубеж», — отмечает эксперт.

Должен быть создан ряд новых инфраструктурных объектов, отмечает Евгений Куценко: научно-образовательные центры мирового уровня, научные центры мирового уровня, центры НТИ, лидирующие исследовательские центры, международные научно-методические центры, инновационные научно-технологические центры. По его словам, важно, чтобы была преемственность с уже действующими институтами развития и мерами поддержки и чтобы бизнес понимал структуру такой помощи.
КАК У РОССИЯН ФОРМИРУЕТСЯ БИЗНЕС-ХАРАКТЕР
Фото: Getty Images
Привычка к риску
Предприниматели моложе 35 лет более оптимистично смотрят на перспективы развития бизнеса в стране, нежели их старшие коллеги, прошедшие через турбулентный период развития современного российского предпринимательства, ссылается на опросы «Опоры России» Дмитрий Завьялов. Оптимизм, по его словам, внушает активное развитие социального предпринимательства, которое наконец-то стало обрастать соответствующей законодательной базой.
Фото:
Getty Images
Согласно опросу аналитического центра НАФИ, проведенному по заказу Минэкономразвития в апреле этого года, более четверти россиян заинтересованы в открытии своего дела; примерно такие же данные приводит ВЦИОМ — 25%.

При этом большинство россиян (74%) положительно относятся к людям, решившим открыть свое дело, отмечают в НАФИ. Образ предпринимателя в сознании россиян меняется, отмечают аналитики: «Если ранее предпринимательство ассоциировалось с нестабильной ситуацией 1990-х годов, «диким бизнесом» и «челноками», то сегодня предприниматель воспринимается как успешный и самостоятельный человек, который трудолюбив и решителен».

Когда речь заходит о динамике реальной бизнес-активности, а не настроений, картина выглядит так: если в 2008 году лишь 4% респондентов ВЦИОМ действительно имели свой бизнес, то в 2019 году таких оказалось уже 10%.

Все опросы фиксируют, что наибольшую готовность к предпринимательской карьере демонстрируют молодые люди, причем мужчины чаще женщин, работники с высоким материальным статусом, жители крупных городов и областных центров. Возраст — ключевой демографический фактор, определяющий отношение россиян к своему бизнесу, отмечают в НАФИ: люди моложе 30 лет воспринимают предпринимательство положительно.

Особо выделяется при этом категория самозанятых, подчеркивают исследователи РАНХиГС: по сравнению с наемными работниками они почти в два раза реже говорят о категорическом нежелании открывать свое дело (34,4 против 61,7%), а 9,8% планируют сделать это в ближайшее время. Таким образом, резервы пополнения рядов предпринимателей находятся преимущественно в среде самозанятых: такие граждане уже имеют опыт организации индивидуального бизнеса, у них в большей степени выражены «предпринимательские намерения», отмечают исследователи.

Многие считают, что начать собственное дело сложно — об этом заявили 62% респондентов НАФИ, 24% придерживаются противоположного мнения. При этом 58%, например, просто не знают о мерах господдержки (знакомы с ними 33%). Четверть опрошенных знают о существовании грантов и субсидий, 16% — о льготных кредитах, 6% — о снижении налогов и количества проверок. 29% опрошенных для старта бизнеса не хватает финансовой грамотности, маркетинговых навыков (25%), юридических (24%) и экономических (23%), понимания рынка (22%). Барьерами граждане считают высокую налоговую нагрузку (47%), отсутствие стартового капитала (35%) и конкуренцию (27%).
Учитывая структуру экономики РФ, необходимо продолжить системно улучшать возможности участия малого и среднего бизнеса в закупках госзаказчиков и госкорпораций, полагает Рустам Хафизов (Ассоциация инновационных регионов России).

Он уверен, что по мере реализации и получения обратной связи из регионов нацпроект будет корректироваться. Создание, в частности, единого реестра МСП — получателей господдержки позволит объединить разрозненные данные различных органов власти и участников инфраструктурной поддержки, получить реальную оценку результатов действующих программ, а также разработать новые, отмечает Рустам Хафизов. Эксперты возлагают надежды и на популяризацию и улучшение имиджа предпринимательской деятельности в рамках года предпринимательства, планируемого к проведению в 2021 году.

26%
россиян не исключают для себя возможности стать предпринимателем, хотя и в отдаленной перспективе

Фото: Unsplash