Мир как офис
Текст:
Мария Попова
Фото: Getty Images
Партнер проекта
Почему удаленная работа стала новой нормальностью
Быстрое массовое проникновение удаленки трансформировало подходы к организации труда. Цифровые технологии призваны обеспечить эффективное взаимодействие распределенных команд, безопасность и продуктивность — но только для тех, кто станет решать новые задачи системно и с помощью надежных технических алгоритмов.
Коронакризис 2020 года существенно ускорил цифровизацию в разных сферах. Большинство организаций были вынуждены оперативно перестроить свои процессы, переведя их в онлайн-среду. Наибольшей трансформации подверглась непосредственная организация трудового процесса: из-за эпидемиологических предписаний госструктурам и частному бизнесу пришлось в максимально короткие сроки привыкнуть к отсутствию в офисах большей части персонала. Однако уже к четвертому кварталу текущего года компании по всему миру настолько «распробовали удаленку, что пока не планирует в ближайшее время отказываться от этого формата. Его достоинствами стали доступные технологические возможности для эффективного взаимодействия персонала. Недостатками — пока не отлаженный контроль за служебной деятельностью сотрудников и кибербезопасность, далекая от 100%.
Домашнее задание
Что общего у удаленки и ВВП



В США 45% сотрудников весной и летом 2020 года работали удаленно, осенью их доля превышала 33%, по данным исследовательской компании Gallup (для сравнения: до пандемии на дистанционном режиме были 3,4% рабочей силы страны). Уже заявили о планах сохранять дистанционный формат как минимум до середины 2021 года в корпорациях Google, Facebook, Airbnb, Amazon, Hitachi (и навечно — в Twitter).

По оценкам Всемирного банка, сделанным на основе данных Международной организации труда о рабочих местах в 107 странах, почти каждый четвертый сотрудник в мире мог бы работать из дома. В странах с высоким уровнем дохода (где номинальный ВВП на душу населения превосходит $ 12,5 тыс.) можно было бы организовать на дому каждое третье рабочее место, в странах с низким уровнем дохода (номинальный ВВП на душу населения ниже $ 1,035 тыс.) — менее 4%. Так, в соответствии с этой методикой, в Люксембурге на удаленку можно перевести свыше 50% работников, в Израиле — 47%, в Швеции — 44%, в Чехии — 43%, Эстония — 38%, Ирландия — 35%, а в Зимбабве или Эфиопии — 6%.

Фото: Getty Images Russia
В России в разгар пандемии 54% российских компаний перешли на удаленный режим работы, по данным исследования, проведенного РАЭК совместно с НИУ ВШЭ и Microsoft. 47% респондентов считают, что дистанционный формат занятости станет в будущем одним из общепринятых. К сохранению удаленной работы для сотрудников, чьи обязанности напрямую не связаны с постоянным пребыванием в офисе, в точке продаж или на производстве, склоняется и большинство (68%) компаний с оборотом от 3 млрд до 100 млрд руб., опрошенных агентством «РБК Исследования рынков» в партнерстве с SAP CIS.

Известно, что розничная компания X5 Retail Group переводит до 60% сотрудников на комбинированный формат работы, с посещением офиса один-три раза в неделю. Интернет-маркетплейс «Озон» перевел и пока оставляет на удаленке более 70% офисных сотрудников. ВТБ с начала 2020 года увеличил количество удаленных рабочих мест в десять раз. На производственных площадках группы «Соллерс» (УАЗ, ЗМЗ, «Соллерс Форд», «Мазда Соллерс») в Ульяновске, Заволжье и Владивостоке удаленный формат сохраняется частично — до 30% сотрудников продолжают работать из дома.

В Росбанке в марте 2020 года перевели на удаленку 85% сотрудников головного офиса, а летом было принято решение о запуске полностью удаленного форматы работы. «Мы начали нанимать сотрудников по всей России без привязки к офисам Росбанка, а также переводить часть уже работающих сотрудников на дистанционный формат — такой подход позволяет искать талантливых сотрудников по всей стране, а сотрудникам дает возможность быть более мобильными», — комментирует директор по персоналу Росбанка Мария Мосина.

Как показал опрос Webinar.ru и Левада-центра, 45% опрошенных владельцев бизнеса сегодня оценивают эффективность офисной и удаленной работы на одинаковом уровне. Плюсы удаленки руководители видят в экономии на аренде помещений, сокращении издержек на покупку техники и в целом — на операционные расходы.

По данным опроса компании AppDynamics, охватившего одну тысячу ИТ-специалистов из десяти стран мира, пандемия стала причиной самой высокой технической нагрузки в истории 81% компаний-респондентов. 64% отметили, что начали выполнять задачи, с которыми прежде не сталкивались.



Фото: Getty Images Russia
В поддержку этого подхода теперь обеспечена законодательная база. В начале декабря 2020 года президентом РФ был подписал закон об удаленной работе: теперь официально дистанционный формат может быть постоянным, временным (до полугода) или периодическим. А при временном переводе на удаленку работодатель должен обеспечить работника необходимым оборудованием либо компенсировать ему расходы на собственную технику. «В случае, если работодатель выдает или рекомендует к использованию определенное оборудование или иные средства для дистанционной работы, ему следует ознакомить работников с требованиями охраны труда при работе с ним», — напоминает партнер департамента налогов и права Deloitte Светлана Борисова. Такое ознакомление проводится, как правило, в форме инструктажей по охране труда, в том числе в онлайн-формате.
От оптотелеграфа до оптоволокна: как мир учился быть на дистанции
Трудности перехода
Как выросла нагрузка на онлайн-сервисы



К непредсказуемой ситуации, сложившейся в первом квартале 2020 года, многие организации оказались неготовы — быстрый переход на дистанционный формат давался тяжело и в части технологического обеспечения, и в части организационных процессов. По данным опроса компании AppDynamics, охватившего одну тысячу ИТ-специалистов из десяти стран, пандемия стала причиной самой высокой технической нагрузки в истории 81% компаний-респондентов, а 64% отметили, что начали выполнять задачи, с которыми прежде не сталкивались.
45%
опрошенных Левада-центром владельцев бизнеса оценивают эффективность офисной и удаленной работы на одинаковом уровне, а плюсы удаленки видят, в том числе, в экономии на аренде помещений и технике.



Фото: Getty Images Russia
В том числе резко увеличилась нагрузка на платформы, поддерживающие взаимодействие онлайн, — проведение совещаний и встреч удаленно. Так, с марта по май 2020 года количество онлайн-мероприятий на платформе Webinar.ru выросло в 15,5 раза по сравнению со средним показателем за аналогичный период в 2019 году. В российском разработчике систем видеосвязи TrueConf фиксировали тридцатикратный рост числа запросов на решения с начала марта 2020 года.
В Gartner прогнозируют, что глобально к 2024 году лишь 25% совещаний будут проводиться очно (до начала 2020 года их доля составляла 60%).
Увеличилась нагрузка и на ИТ-службы компаний, которые должны были в сжатые сроки перевести большое количество сотрудников на удаленные рабочие места, сохраняя непрерывность бизнеса и обеспечивая высокий уровень информационной безопасности.

Чтобы перевести сотрудников банка на удаленную работу, необходимо было расширить каналы связи и установить дополнительное оборудование, отмечают в пресс-службе ВТБ. Это позволило банковским ИТ-системам справиться с резко возросшими нагрузками. Важно было обеспечить безопасность хранения конфиденциальной банковской информации, а также качество, стабильность связи, участие в конференциях по городским телефонным линиям и сотовой связи, возможность подключения к системам с различных устройств через интернет. Оперативно была расширена производительность и доступ к решениям для удаленной работы, которые в банке уже ранее использовались.

«Благодаря тому, что были в наличии все необходимые цифровые инструменты, мы довольно быстро перевели сотрудников производств на вахтовый режим работы, а административно-управленческий персонал — на удаленную работу», — рассказывает директор по цифровым и информационным технологиям «Сибур», генеральный директор «Сибур Диджитал» Алиса Мельникова. По ее словам, цифровые инструменты помогают более эффективно взаимодействовать и экономить рабочее время, поэтому люди не перестали использовать их даже после возвращения в офисы. Сейчас инструментами удаленной работы пользуется одновременно более 10 тыс. пользователей из числа персонала «Сибур».

Фото: Getty Images Russia
На Ульяновском автомобильном заводе было внедрено корпоративное решение для перевода офисных сотрудников (более одной тысячи рабочих мест) на удаленный доступ. Для этого подключение к корпоративным ресурсам (почта, система документооборота, служебное ПО, программы конференц-связи) производится через защищенный протокол. В настоящее время удаленным доступом пользуется до 30% офисного персонала. Аналогично в «Мазда Соллерс» в удаленном формате продолжают работать более 30% сотрудников офисных подразделений. Всем было настроено удаленное подключение к корпоративной сети посредством шифрованных каналов (VPN) с дополнительной авторизацией. Годом ранее подобной массовой практики на заводах не было, хотя удаленный доступ могли предоставить сотрудникам, чья деятельность связана с командировками.

В «Ростелекоме» технический персонал, задействованный в обеспечении непрерывной работы инфраструктуры, остается на сменном графике, а специалисты, которые не заняты непосредственно в производственном процессе, до конца 2020 года работают из дома. Всего на дистанционный формат в течение недели в марте 2020 года перешли более 50 тыс. сотрудников «Ростелекома». Такая скорость стала возможной за счет уже развернутого ранее удаленного подключения к корпоративным информационным ресурсам, уточняют в компании. В «Ростелекоме» еще до пандемии практиковалась удаленная работа, соответственно, уже была готова целая экосистема с инструментами для дистанта: системы аудио- и видеоконференций, внутренний онлайн-портал для информирования, онлайн-университет для обучения и др.
ГДЕ ВЗЯТЬ СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА
Фото: Getty Images Russia
Цифровая экипировка
Удаленное рабочее место — это не просто компьютер, подключенный к интернету из дома. Речь идет о полноценном наборе инструментов, аналогичных тем, что использовались в офисе для выполнения рабочих задач. Должна быть обеспечена и аналогичного типа техническая поддержка, в том числе по запросу, и тот же уровень защищенности от киберугроз, объясняют ИТ-специалисты «Ростелекома».

Как поясняет директор группы управления персоналом и организационными изменениями Deloitte Вера Витальева, сегодня виртуальное рабочее место сотрудника состоит из нескольких компонентов. Прежде всего это поддержка связи с коллегами (Skype, Zoom, Teams, Webex и пр.), а также взаимодействия команд (MS Office 365, GSuite, Slack, Workplace, Mural, Miro и аналоги). Используются инструменты по обмену и хранению файлов (Box, Sharepoint, Bitrix и др.), по управлению знаниями и данными (WalkMe, Atlassian и многие другие), по управлению задачами (Jira, Asana, Trello, Servicenow и аналоги). Асинхронную связь обеспечивают почтовые сервисы с непрерывным хранением сообщений и контента (Outlook, Lotus, Gmail и т. д.).

На стороне работодателя добавляются системы для контроля эффективности удаленной работы — например, решения, отслеживающие интенсивность взаимодействия сотрудников (ONA, Organizational Network Analysis) или позволяющие анализировать количество времени, которое сотрудники тратят в тех или иных приложениях. К примеру, с помощью услуги «Солар Dozor» можно контролировать рабочее время сотрудников, их активность в сети, посещение веб-ресурсов и приложений. Решение поддерживает инструменты для выявления признаков мошенничества и аномалий в поведении сотрудников, чтобы предотвращать инциденты инфобезопасности, отмечают в «Ростелекоме».

Фото: пресс-служба
А в «Сибуре» для удаленной работы используют решения аудио- и видеоконференций (Skype for Business, WebEx, Zoom), а также сервисы онлайн-обучения (Webinar.ru, WebTutor Webinar), рабочие пространства команд (SharePoint, Confluence). Они применялись в компании и до пандемии, но во время дистанционного режима работы стали незаменимыми, подчеркивает Алиса Мельникова. Цифровые инструменты помогают более эффективно взаимодействовать и экономить рабочее время, поэтому их не перестали использовать даже после того, как начали выходить на работу в офисы, добавляет она.

«Ключевые критерии для выбора решений при удаленном формате работы — это безопасность данных, доступность со все видов устройств, не только с рабочего компьютера, а также возможность интеграции с уже имеющимися хранилищами информации (к примеру, SharePoint), возможность работать с документами в режиме реального времени нескольким пользователям одновременно», — отмечает Вера Витальева.

«Важными требованиями к решениям остается стабильность работы и быстродействие, поэтому мы непрерывно работаем над совершенствованием инфраструктуры удаленного доступа и оптимизируем используемые решения, в том числе для возможности работы в условиях слабого интернет-соединения», — комментирует Мельникова. Для обеспечения защищенного удаленного доступа к почте и корпоративным системам всем сотрудникам «Сибура» был установлен мобильный офис на базе решения S-terra.

Фото: Getty Images Russia
Сотрудники Росбанка и до карантина имели возможность несколько дней в неделю работать вне офиса. К концу февраля 2020 года удаленкой в той или иной степени пользовались около 1500 человек. «И до карантина, и сейчас мы продолжаем использовать две основные технологии удаленного доступа: VPN и терминальный доступ к рабочему столу, в пропорции примерно 1:5», — поясняет Мария Мосина. Для коммуникаций применяют Skype for Business с возможностью подключения с мобильных устройств, в ближайших планах — использование коллаборационных инструментов — MS Teams или Slack.

«Для поддержки коммуникаций в первую очередь важна стабильность системы, отсутствие сбоев, качественный звук, наличие видеоряда и возможности транслировать экран, сервис обмена файлами и скриншотами, возможность совместного редактирования документов, поддержка версионности, возможность участия в нескольких каналах и отслеживание их активностей», — перечисляет Мария Мосина. А для обеспечения беспрерывности коммуникации и возможности новых участников знакомиться с итогами уже проделанной работы важны хранение истории переписки и возможность увидеть всю историю канала, мгновенный обмен сообщениями, детализированные Push-уведомления о последних изменениях в ленте.

В «Ростелекоме» отмечают важность оперативных консультаций по используемым в работе инструментам, чтобы быстро настроить продукт наилучшим для себя образом. Такую поддержку специалисты компании обеспечивают клиентам по выделенной линии. «Наиболее востребованный компонент — предоставление сервиса виртуальных рабочих столов (VDI), чтобы обеспечить сотрудников производительными рабочими местами с максимальной защитой от утечки информации вне зависимости от места работы сотрудника», — дополняют в компании. Также важна поддержка пользователей на всех уровнях — причем не только в классическом понимании. Так, в «Ростелекоме» также проводят обучение основам кибербезопасности. А если онлайн-ресурсов для поддержки недостаточно, сотрудники компании выезжают на место (онсайд) для консультации и настройки.

Куда приводит удаленка
На радость акционеру
С марта 2020 года — начала мировой пандемии коронавируса — стоимость акций Zoom Video Communications на бирже NASDAQ выросла почти на 350%. Сервис был создан американцем китайского происхождения Эриком Юанем в 2011 году.

Фото: Getty Images Russia
Новые навыки для новых знаний
Методики обеспечения взаимодействия и коммуникации между преподавателем и студентами, а также студентов друг с другом — не менее значимый компонент дистанционного образования, чем содержание учебных программ. При этом цифровые образовательные курсы предполагают не только умение студентов общаться с педагогом, но и взаимодействовать внутри группы учащихся, и делать это более качественно, чем в традиционной аудитории.

Фото: Getty Images Russia
Высоты науки
Студент Института водного транспорта Алексей Дудоладов из деревни Станкевичи, что в 200 км от Омска, для удаленных занятий по видеосвязи осенью был вынужден пользоваться особенностями местного ландшафта: хороший интернет-сигнал ловился только на верхушке березы.

Фото: ТАСС
Исчезнуть за горизонт
Имея надежный доступ в корпоративные сети, налаженную аудио- и видеосвязь, возможность управлять задачами и согласовывать график работы в дистанционном формате с помощью внедренных автоматизированных решений, свои служебные обязанности многие теперь могут выполнять не только дома или в другом городе, но и на другом конце света.

Фото: Getty Images Russia
Места силы
Крупные дата-центры и облачные хранилища — обязательный элемент любой системы организации удаленного корпоративного рабочего места.

Фото: Getty Images Russia
Left
Right
Облако возможностей
Почему сотрудники все еще проводят совещания



Большинство компаний продолжают использовать сервисы видеосвязи для встреч с клиентами и внутренних коммуникаций и в новых реалиях, когда часть сотрудников возвращается в офисы, а часть продолжает работать удаленно. Более 40% опрошенных Левада-центром руководителей считают онлайн-совещания такими же эффективными, как и совещания в офисе. Как показало исследование облачного провайдера «Мегаплан», почти 70% сотрудников и руководителей малого и среднего бизнеса в России активно пользуются системами видеосвязи в работе — ежедневно к ним обращается почти каждый четвертый (23,4%).

В «Соллерс» для корпоративных коммуникаций используются сервисы Skype, Zoom, Microsoft Teams, электронная почта, мессенджеры.

Количество ежедневных пользователей Zoom выросло в 20 раз за три карантинных месяца 2020 года. В марте количество ежедневных платных и бесплатных пользователей превысило 200 млн (для сравнения: в декабре 2019 года максимальное количество в день составляло около 10 млн).



Фото: Getty Images Russia
Сотрудникам организован удаленный доступ к корпоративным сетевым ресурсам и порталу. А переход на удаленный режим работы послужил стимулом эксплуатировать облачные решения на постоянной основе. В частности, в 2020 году в компании расширили использование облачной платформы Microsoft Office 365 — на этот сервис были переведены все коммуникационные процессы группы «Соллерс». «В связи с переходом на удаленку в период пандемии нам требовался инструмент, который позволил бы выйти за периметр классической инфраструктуры и организовать защищенную распределенную среду взаимодействия, вести прозрачную и сквозную постановку и контроль задач», — отмечает заместитель генерального директора «Соллерс» Зоя Каика. Переход к облачной модели, по ее словам, позволил оптимизировать время реализации проектов, улучшить контроль и прозрачность выполнения задач, снизить нагрузку на ИТ-сопровождение. Облачная платформа предоставляет сотрудникам доступ к полнофункциональным приложениям Word, Excel, PowerPoint, Outlook, OneNote, SharePoint, OneDrive и Microsoft Teams. В 2021 году планируется перенос в облачные сервисы коммуникаций. Сейчас сотрудники, имеющие дело с CAD-приложениями, работают через RDG, также настроен доступ через VPN.

Для эффективной удаленной работы нужны корпоративные системы связи и коммуникаций, обеспечивающие сохранность корпоративных данных, отмечают в «Ростелекоме». В пандемию компания перешла на российский сервис TrueConf, поддержавший непрерывность проведения корпоративных совещаний для топ-менеджмента. Затем решение распространилось на всех пользователей компании — в онлайн перешли встречи на всех уровнях, доступные в том числе с личных устройств. Сегодня «Ростелеком» предлагает этот сервис на базе собственной облачной платформы для внешних заказчиков — уже запущено несколько пилотных проектов TrueConf как SaaS.

В «Сибуре» отмечают стратегический фокус на применение облачных решений везде, где это возможно, для снижения их лицензионной стоимости и стоимости обслуживания и сопровождения. Исторически в ИТ-ландшафте накопилось много локально инсталлированных специфических решений, но постепенно их переводят на облачные сервисы по всем слоям ИТ-инфраструктуры (SaaS, IaaS, PaaS). «Безопасность во всех сферах нашей деятельности является ключевым приоритетом, и при использовании облака также можно построить взаимодействие с сервисом таким образом, чтобы не жертвовать высокими стандартами безопасности», — отмечает Алиса Мельникова.
КАК НОВЫЕ ПРАВИЛА МЕНЯЮТ ГИГИЕНУ ТРУДА
Фото: Getty Images
Безопасный доступ
Стремительный переход к работе в режиме «удаленный офис» (remote office) стал серьезным вызовом для кибербезопасности. Используемые прежде большинством организаций инструменты защиты информации были заточены под внутренний периметр, и переход на удаленную работу повысил риски несанкционированного доступа к системам и данным.

Набор устройств в корпоративной сети становится все более разнородным. До 85% сотрудников российских компаний со штатом более 50 человек в период пандемии использовали на удаленке личные устройства, отмечается в исследовании «Лаборатории Касперского». В то же время у пользователей по большей части отсутствуют привычки соблюдать базовые для корпоративного сектора правила безопасности в домашних условиях. У большинства компаний не были сформированы практики и регламенты по обеспечению защищенности личных устройств. А значит, на них может отсутствовать антивирусная защита или актуальные обновления для ПО и ОС. 79% россиян, перешедших на удаленку, не получали никаких конкретных рекомендаций по повышению цифровой грамотности и не прошли обучение, призванное защитить их от киберрисков, таковы данные исследования «Лаборатории Касперского».

Согласно отчету Wandera, 83% фишинговых атак в 2019 году пришли из текстовых сообщений в Facebook Messenger и WhatsApp.



Фото: Getty Images Russia
В пресс-службе ВТБ отмечают, что компания использует для обеспечения высокого уровня безопасности защищенные программно-аппаратные комплексы, средства антивирусной защиты, а также жестко контролирует доступ к информации. В том числе шифруется трафик и разграничиваются среды разработки.

«В Росбанке удаленные рабочие места представлены в виде нескольких технологий, а решение по их защите включает настройку ОС и ПО (hardening), регистрацию (логирование) действий пользователя и событий ОС, двухфакторную аутентификацию (при подключении из доверенной сети и при удаленном подключении), контроль аппаратной конфигурации, регулярную установку обновлений ОС и ПО, независимый анализ защищенности периметра банка, установленные, настроенные и постоянно работающие системы обеспечения безопасности (Anti-APT, EDR, IRP и т. д.) и другие элементы», — отмечает директор департамента информационной безопасности Росбанка Михаил Иванов.

Для организации безопасного контура в «Ростелекоме» предусмотрен набор решений — от защищенного хранилища данных в собственном дата-центре до использования VPN-решений, соответствующих ГОСТу протоколам шифрования. Также доступны расширенные сервисы информационной безопасности, включая Solar JSOC — непрерывный мониторинг безопасности ИТ-ресурсов при удаленном режиме работы и облачный сервис обучения навыкам и правилам кибербезопасности в экосистеме Solar MSS.

Изменившиеся реалии 2020 года обозначили высокую важность для бизнеса хорошо защищенной инфраструктуры, способной масштабироваться и выдерживать высокие нагрузки сетевого трафика. С помощью цифровых технологий, в том числе, доступных по сервисной модели, она становится фактором удержания конкурентоспособности и формирует задел для будущего роста организации в постпандемийном мире.

Фото: Getty Images Russia