Лидеры урбанизации
Текст:
Марина Журавлева
Фото: Pexels
Партнеры проекта
Как внедрение локальных urban policies помогает трансформировать городские агломерации
Мировые мегаполисы переживают приток населения, а качественная городская среда становится условием развития экономики городов. Опыт лидеров урбанизации показывает: долгосрочные стратегии развития агломераций нивелируют последствия стремительного роста — безработицу, ухудшение трафика и состояния окружающей среды, способствуют притоку талантов, росту производительности труда и развитию инноваций.
Большие города
Что несет урбанизация
На протяжении последних 70 лет наш мир становился преимущественно городским. В 1950-х годах в городах проживал 751 млн человек, сегодня — около 4,2 млрд. К 2050 году доля городского населения в мире вырастет с 55 до 68%, прогнозируют в Департаменте по экономическим и социальным вопросам ООН. Через 30 лет урбанизация добавит еще 2,5 млрд горожан. В странах Северной Америки в городах уже проживает 82% населения, в Латинской Америке и странах Карибского бассейна — 81% населения, в Европе — 74%. Доля городского населения в нашей стране, по данным ООН, составляет 74,4%, или 107,2 млн человек, к 2050 году достигнет 83,3%.
Фото:
Unsplash
К 2030 году в мире будет насчитываться 43 мегаполиса с населением более десяти миллионов человек. Стратегии развития городов активно обсуждаются мировым сообществом урбанистов, в частности, на форуме «Среда для жизни» в Великом Новгороде практическим опытом делились первый мэр Лондона Кен Ливингстон и бывший градоначальник Копенгагена Йенс Крамер Микельсен.
Прогноз динамики городского населения в мире, млрд человек
Источник: Департамент по экономическим и социальным вопросам ООН
2030
2020
2040
4,4
2050
6,7
5,2
5,9
В целом европейские города наиболее комфортны для жизни, считают аналитики международной консалтинговой компании в сфере управления человеческими ресурсами и финансовыми услугами Mercer: восемь из первой десятки Mercer's Quality of living ranking 2019 — города Евросоюза. А в странах Азии первое место по общему показателю качества жизни занимает Сингапур.

С учетом уровня развития экономики, научного потенциала, культурного взаимодействия, жизнеобеспечения рабочей и домашней среды пятерка городов-лидеров the Global Power City Index (GPCI) Института городских стратегий Мемориального фонда Мори выглядит следующим образом: Лондон, Нью-Йорк, Токио, Париж и Сингапур.

Однако даже развитая экономика не всегда гарантирует качество жизни в городе. Мировые города Лондон и Нью-Йорк, отмечают аналитики британской The Economist Intelligence Unit, несмотря на развитые экономики являются магнитом для преступности, поэтому они оцениваются ниже, чем Вена или Мельбурн. Впрочем, лидирующие позиции Токио свидетельствуют о том, что и в многомиллионном городе можно снижать риски.

Источник: The Global liveability index 2019 британской консалтинговой компании The Economist Intelligence Unit
6
7
8
9
10
Ванкувер
Торонто
Токио
Копенгаген
Аделаида
Десять самых удобных для жизни городов
Фото: Unsplash
1
Вена
2
Мельбурн
3
Сидней
4
Осака
5
Калгари
С ростом населения все города сталкиваются с проблемами в удовлетворении растущих потребностей в жилье, транспорте, энергосистемах и другой инфраструктуре, а также в сфере занятости и базовых услугах, таких как образование и здравоохранение, отмечают аналитики ООН.

В условиях глобализации драйвером развития и роста конкурентоспособности экономики мегаполиса становится комфортная городская среда, отмечают аналитики BCG в отчете «Исследование развития комфортной городской среды в Москве и ведущих городах мира».

Между мировыми мегаполисами разворачивается борьба за привлечение талантов, говорится в отчете: «Города стремятся обеспечить качество жизни для лучших специалистов, предоставить им возможности для самореализации: создать новые умные рабочие места, построить благоприятную среду для ведения предпринимательской деятельности»
Разумный урбанизм: как развивалась идея гуманизации городской среды

Длинные стратегии управления
КАКИМ МЕГАПОЛИСАМ И ПОЧЕМУ УДАЛОСЬ СТАТЬ ОБРАЗЦАМИ ГОРОДСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Главное, что отличает большинство городов-лидеров, таких как Копенгаген, Лондон, Сингапур и другие, — последовательный план развития и инструменты, например, дизайн-код (проиллюстрированный набор правил проектирования, требований и рекомендаций по вопросам физического развития местности. РБК+), позволяющие сохранять историческую аутентичность города и избежать визуального хаоса, считает партнер КБ «Стрелка» архитектор Алексей Муратов. «Управление растущей городской агломерацией невозможно без структурированной долгосрочной стратегии социально-экономического и пространственного развития», — говорит он.
Копенгаген: пешеходная столица
Копенгаген, например, считается одним из образцов городского планирования — главный документ развития города план «Пять пальцев», или Fingerplan (Копенгаген на карте похож на раскрытую ладонь) был разработан еще в 1947 году. Развитие города по-прежнему ведется, как и было задумано первым планом, по линиям железной дороги, растягивающимся от центра города к пригородам. Пространство между инфраструктурными «пальцами» предназначалось для зеленых зон.

Однако в начале 2000-х небольшая в мировом масштабе столица столкнулась с проблемами роста. Население исторического центра города (700 тыс. человек), по данным городского совета Копенгагена, ежегодно увеличивается на 10 тыс. Численность столичной агломерации — более 2 млн человек; по прогнозам директора Центра знаний по экономике жилья Дании Курта Лильенгрена, к 2030 году она вырастет более чем на 200 тыс., к 2040-му — еще на 100 тыс. Неравномерное экономическое развитие территорий столичного региона, рост цен на жилье в его центре, в частности, повышает риск социальной сегрегации, отмечает Курт Лильенгрен.

Новая редакция Fingerplan, который был впервые пересмотрен 12 лет назад, расширяет территории столичной агломерации, на которых необходимо придерживаться единой стратегии. Сегодня в столичный регион Дании входят 34 муниципалитета, включая Большой Копенгаген. Они готовят подробные планы развития своих территорий.

Высокая культура местного самоуправления характерна для многих европейских столиц, особенно для скандинавских, и этим объясняется высокий уровень качества жизни и отсутствие протестных настроений, отмечает эксперт ООН, ведущий научный сотрудник ЦНИИП Минстроя РФ Александр Стрельников.

Децентрализация управленческих решений позволяет поддерживать непрерывный диалог, коммуникацию между городской властью и горожанами, говорит директор Института общественных наук РАНХиГС Сергей Зуев: «Это важно. Городская среда не будет качественно на высоком уровне, если этой коммуникации не происходит».

Фото:
Getty Images
Муниципальные власти находят решения, которые позволят приносить максимальную пользу городскому сообществу, отмечает директор по градостроительству в Nordic Real Estate Partners Йенс Крамер Микельсен (был мэром Копенгагена с 1989 по 2004 год). Даже непопулярное введение платной парковки, необходимое для разгрузки уличного трафика и снижения выбросов, можно сделать эффективным и приемлемым для людей.
«Если платная парковка будет не скучным уродливым зданием, а функциональным центром, где можно сделать покупки, бесплатно позаниматься спортом, сдать вещи на переработку, припарковать не только автомобиль, но и велосипед, такие услуги будут востребованы горожанами».

Йенс Крамер Микельсен
Директор по градостроительству, Nordic Real Estate Partners
В отсутствии федеральных и собственных средств именно городские власти Копенгагена нашли модели финансирования редевелопмента старых промышленных районов и развитие инфраструктуры, говорит Йенс Крамер Микельсен. Создание госкорпораций развития территорий и внедрение в практику принципов частно-государственного партнерства в конце 1980-х — начале 1990-х обеспечили столице Дании возможности для развития в XXI веке, отмечают аналитики американского Института Брукингса.

Госкорпорация CPH City & Port Development (95% принадлежит Копенгагену, 5% — федеральному правительству) реализует половину всех проектов редевелопмента последнего десятилетия. В частности, собранные в рамках перепланировки портового района Нордхавн $15 млрд частных инвестиций позволили реинвестировать $5,8 млрд в строительство копенгагенского метрополитена (данные отчета Института Брукингса).

Реконструкция района порта Нордхавн стала одним из крупнейших современных проектов редевелопмента в Дании. Превращение бывших портовых складов в уютные жилые дома столичные власти практикуют с начала XX века. После завершения проекта в 2025 промзона будет преобразована в плотный и компактный городской район с домами и офисами, расположенный на причалах и пирсах и окруженный каналами, водохранилищами и открытым морем. Новый район должен стать местом жительства и работы для 80 тыс. человек. Первые жители начали заселять район в 2014 году.

Здания в Нордхавне строятся с учетом требований устойчивого развития столичного региона, дорожная сеть — с учетом велосипедного движения. При этом застройщики сохраняют историческое наследие индустриального прошлого района — например, здание силосной башни было реконструировано в жилой комплекс.
В Копенгагене везде хорошо, не надо куда-то специально идти, чтобы насладиться городской средой, пишет блогер Илья Варламов: «У датчан надо учиться разнообразию архитектуры. Тут сложно найти два одинаковых дома». Модель гуманизации городских пространств города даже получила в мировом сообществе специальный термин «копенгагенизация». Вслед за столицей Дании волна пересмотра стратегии развития городских агломераций и гуманизации градостроительства в начале нулевых прокатилась по многим мировым столицам.
Города для людей
Четыре принципа благоприятной городской среды датского архитектора, основоположника гуманистического подхода к дизайну городской среды Яна Гейла:
Город тем больше оживает, чем больше людей передвигается пешком, используют велосипеды и проводят время в общественных зонах.
Город тем безопаснее, чем больше людей выходит на улицы и проводит время в общественных зонах.
Город тем устойчивее, чем больше его транспортная система характеризуется, как «зеленая мобильность»: передвижение пешком, на велосипеде и на общественном транспорте.
Город тем здоровее, чем более естественной частью повседневной деятельности является передвижение пешком или на велосипеде.
Лондон: централизованное управление агломерацией

В 2004 году, в частности, был издан первый План современного Лондона, который впоследствии пересматривался и выносился на общественные слушания. Последняя версия пространственной стратегии развития вступила в действие в 2011 году. Опыт стратегического пространственного развития британской столицы, сопоставимой по численности и занятости населения, размерам территории и экономическому значению в масштабах страны с Москвой, например, представляет особый интерес для отечественной градостроительной практики, отмечает президент Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН), главный архитектор города Москвы в 1996-2012 годах Александр Кузьмин (научная статья «Стратегии пространственного развития Большого Лондона и региона Иль-Де-Франс» для журнала «Academia. Архитектура и строительство»).

До 2000 года, когда у города появился мэр, который и отвечает за стратегию пространственного развития, Лондон обходился без центральной власти. Город был разделен на то, что у нас называется внутригородским муниципальным образованием — они решали вопросы развития, а государство реализовало крупные инфраструктурные проекты, говорит Алексей Муратов (КБ «Стрелка»). Избрание первого мэра Кена Ливингстона 19 лет назад, по его словам, стало переломным моментом в истории развития города: «Большой Лондон стал развиваться как единое социально-экономическое пространство». Развитием транспорта, инженерной инфраструктуры, природно-экологическим каркасом лучше управлять в масштабе агломерации, отмечает архитектор.

«Когда я стал мэром, трафик в центре Лондона составлял лишь девять миль в час (14,4 км/ч. — РБК+), и бизнес-сообщество сказало: если вы не можете решить эту проблему, компании начнут покидать Лондон»

Кен Ливингстон
Экс-мэр Лондона
Плата за въезд в Лондон была введена им в 2003 году параллельно с развитием системы общественного транспорта (введением круглосуточных автобусных маршрутов и выделенных полос). Это решение, по словам первого мэра Лондона, не только разгрузило трафик в столице и сократило количество выбросов выхлопных газов, но и на 10% повысило его рейтинг.
Фото:
Getty Images
За последние 19 лет население Лондона выросло с 7 млн до 9 млн человек. Приток в город экономически активного населения стал результатом в том числе транспортной политики города, считает Ливингстон: «Местные и национальные политики должны понимать, что инвестиции в инфраструктуру — ключ к развитию города и победе в конкурентной борьбе с другими экономиками».

Население города продолжает прибывать за счет миграции: 43% жителей Большого Лондона — иностранцы. Ожидается, что к 2031 году численность населения составит 8,82 млн человек, занятость в экономике — 5,45 млн человек. Для решения жилищной проблемы необходимо ежегодно строить около 32 тыс. единиц жилья, причем для каждого из 33 муниципальных районов определены свои показатели.

В условиях ограниченных территорий для застройки столица Великобритании стала примером вовлечения в оборот промзон. Стратегическим планом определены 38 так называемых зон возможностей — их реконструкция является основным источником земли для жилищного и коммерческого строительства, и семь «зон интенсификации» — предусмотрены для реновации и уплотнения.

Реконструкция преобразила облик привокзальных трущоб станций Кингс-Кросс (King's Cross) и Сент-Панкрас (St. Pancras). В бывшие привокзальные склады переехал Лондонский университет искусств и престижный колледж Сент-Мартинс, район наполнился творческими молодыми людьми. £2,5 млрд инвестиций правительства в инфраструктуру привлекло частные инвестиции в редевелопмент близлежащих промзон (данные BBC).

Сопредседатель инициативной группы по защите района King's Cross Railway Lands Group Мэриан Ларраги рассказала СМИ, что до сих пор планы развития территории района не устраивали местное сообщество — в конце 1980-х местные жители были категорически против строительства здесь офисных блоков. Они опасались опустения в случае экономической рецессии. Теперь жителям удалось договориться с застройщиками: в первую очередь здесь будут построены жилые дома для необеспеченной части населения района, приводит ее слова BBC. Второй ярус городского управления — локальные администрации муниципальных округов позволяют сохранять взаимодействии администрации с местными сообществами. По словам Сергея Зуева (РАНХиГС), роль локальных администраций нельзя недооценивать: «Во многом реконструкция районов Лондона, которая сейчас идет, это инициатива местных властей».
Сингапур: мастер-план на 100 лет

Трудно поверить, что в 1960-х две трети из 1,9 млн населения Сингапура жили в трущобах. Уже в 1985 году нищие кварталы исчезли. Правильная стратегия и устойчивая финансовая модель позволили городу-государству в кратчайшие сроки избавится от трущоб, рассказал в интервью Газете.ru бывший главный архитектор города-государства (в общей сложности с 1969 по 1992 год) Лиу Тай Кер. 82% сингапурцев государство субсидирует покупку жилья.

Кроме того, при разработке плана развития города власти учли ошибки большинства мегаполисов: вместо одного коммерческого центра города в Сингапуре были созданы четыре вторичных экономических центра. В каждом из них есть свои подцентры. Отсюда и градостроительная традиция строить парные небоскребы: один — для жилых помещений, другой — для офисных. Рабочие места здесь распределены равномерно, люди не стремятся большими потоками в главный центр, это частично решает проблему пробок. Однако экономический бум в начале 2000-х не позволил островному государству полностью избежать транспортных проблем: численность населения достигает 5,8 млн, доля частного транспорта — 34%, что выше, чем в Сеуле (23%), Токио (12%) и Гонконге (12%), где большинство людей пользуется общественным транспортом.

Фото:
Getty Images
Власти Сингапура не намерены мириться с этой ситуацией: к 2030 году планируется увеличить долю общественного транспорта до 75%, вдвое должна быть увеличена протяженность железнодорожной сети (до 360 км), вырастет автобусный парк, будут расширены веломаршруты, увеличен парк каршеринга и аренды велосипедов. Новые кварталы города уже разрабатываются с учетом 50-процентного сокращения парковочных мест.

Предусмотреть возможности для развития всех основных видов землепользования и ключевой городской инфраструктуры, особенно транспортной — задача «концептуального плана» пространственного развития города-государства. Формируется он на 40–50 лет, актуализируется примерно каждые десять лет. К настоящему времени Сингапур принял четыре таких плана — в 1971 году, 1991-м, 2001-м и 2011-м.

Более подробные условия землепользования, максимально допустимую плотность застройки для каждого участка устанавливает среднесрочный план пространственного развития — так называемый мастер-план, он утверждается на 15 лет и актуализируется каждые пять лет.

«Горизонт долгосрочного планирования должен быть растянут до 100 лет, чтобы охватить возможности потенциальной реконструкции существующих зданий и инфраструктуры по истечении их экономической продолжительности жизни»

Чонг Кун Хин
Директор Совета по жилищному строительству и развитию Сингапура
«Мастер-план обеспечивает прозрачность и определенность для частного сектора», — приводит слова директора Совета по жилищному строительству и развитию Чонг Кун Хин сингапурская газета Today. Документ помогает регуляторам найти компромисс между конкурирующими видами землепользования и расставить приоритеты в инвестициях в инфраструктуру.

Интересно, что уже сегодня в условиях ограниченности территории власти Сингапура думают о дальнейшем использовании городских пространств. По словам Чонг Кун Хин, они изучают опыт редевелопмента портовых зон Лондона, и не исключают, что лет через пятьдесят порт Сингапура — второй по загруженности в мире, постигнет та же участь.

Россия: в поисках стандарта

«В Азии или в Западной Европе города с такими экономическими возможностями, как Москва и Санкт-Петербург, обладают более качественной городской средой. Конвертация экономических возможностей в качество городской среды там проходит как-то иначе», — говорит Сергей Зуев (РАНХиГС). Впрочем, в российской столице в последние пять-шесть лет, по его словам, этот дисбаланс начинает выправляться.

Москва за последние несколько лет действительно серьезно преобразилась в части общественных пространств: длина пешеходных улиц с 2011 года увеличилась более чем в пять раз, общее число парков — вдвое, в том числе были использованы принципиально новые подходы освоения общественных территорий, как в парке «Зарядье». В России до сих пор не было долгосрочного планирования развития городов и преемственности градостроительной политики, как в Дании, например, говорит Алексей Муратов (КБ «Стрелка»): «Мы совместно с ДОМ.РФ постепенно внедряем в практику городского развития такой инструмент, как стратегический мастер-план. Этот документ, как и любая стратегия, призван давать оптимальные решения пространственного развития — создания и реконструкции улиц, парков, общественных зданий, объектов инженерной инфраструктуры для выполнения реальных задач».

По данным BCG, российская столица пока относится к «середнякам» — ей не всегда удается успешно конвертировать качество и доступность инфраструктуры в изменение поведения и восприятия горожан.

Однако требования к развитию городов в России меняются. В частности, в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда» должен быть усовершенствован механизм финансирования жилищного строительства, модернизирована строительная отрасль и повышено качество индустриального жилищного строительства, созданы механизмы развития комфортной городской среды и комплексного развития городов и других населенных пунктов. До 2024 года на 30% должен вырасти индекс качества и комфортности городской среды, количество городов с неблагоприятной средой должно снизиться в два раза, а доля городов с благоприятной средой вырастет с 25% в 2019 году до 60%. Планируется также создание механизма прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды — с 5% (по состоянию на 1 января 2018 года) до 30% должна вырасти доля граждан, принимающих участие в решении вопросов развития городской среды.

Разработанный Минстроем России совместно с ДОМ.РФ и КБ «Стрелка» по поручению главы правительства РФ Дмитрия Медведева стандарт комплексного развития территорий, в частности, должен поставить российские города на новые рельсы развития, способствовать внедрению подходов создания городской среды, учитывающих современные социальные и экономические условия.

Стратегии пространственного развития, мастер-планы территорий, дизайн-коды, объемно-пространственные регламенты (требования к внешнему облику застройки: высота, допустимые отделочные материалы и др.) разработаны в пилотном режиме во Владивостоке, Саратове, Калининграде, Иваново и городе Свободном Амурской области.
На основе нового стандарта проведены два международных конкурса: на застройку жилых кварталов и планировки квартир. Для 40 городов РФ разработаны концепции благоустройства общественных пространств, в 28 городах начата их реализация.

Неважно, какого размера город, говорят в КБ «Стрелка», представления о комфорте жизни в нем и алгоритмы решения проблем, с которыми он ежедневно сталкивается — одни и те же: «Стратегии работают и в многомиллионном Лондоне, и в 55-тысячном Свободном в Амурской области. У них лишь разное содержание, подстроенное под потребности и ключевые проблемы конкретного города».

Фото:
пресс-служба
Напомним, что в прошлом году, в частности, президент РФ по итогам Госсовета поручил Минстрою представить предложения, предусматривающие переход в крупных городах от генплана к стратегическому планированию градостроительного развития города, с учетом социально-экономических задач, целей государственных и муниципальных программ.

Это может стать началом серьезной реформы системы пространственного планирования, отмечают аналитики Фонда «Институт экономики города». Профессиональное сообщество, по данным Фонда, уже разделилось во мнениях, и потому изучение систем пространственного планирования в зарубежных странах становится важной аналитической задачей.

Сегодня разрабатывается целый ряд программ, направленных на применение созданных стандартов и подготовку новых специалистов, которые в дальнейшем смогут воплотить все новые идеи в жизнь и преобразовать российские города, говорят в КБ «Стрелка».