Финансы, «цифра» и информация
В то же время в рейтинге актуальных запросов малый бизнес, ориентированный на работу с внешними рынками, на первое место ставит недорогое финансирование и помощь в его получении (12%). Это в общем-то традиционная картина, говорит Андрей Возмилов: «Несмотря на различные программы льготного финансирования экспорта, субсидирования на различные цели, вопрос все равно остается злободневным».
Вторым по значимости запросом является модернизация и цифровизация документооборота, об актуальности этого процесса заявили 11% опрошенных. Со стороны государства здесь процесс сейчас идет достаточно интенсивно — ФТС постепенно переходит на электронный документооборот (ЭДО), внедряет различные сервисы для экспортеров и импортеров. В Стратегии развития таможенной службы говорится, что к 2024 году «доля таможенных операций, совершаемых автоматически с использованием информационных технологий в отношении товаров, не идентифицированных как рисковые поставки, связанных с ввозом или вывозом товаров из государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза», будет составлять не менее 50%, а к 2030-му — 100%. По итогам 2020 года этот показатель находился на уровне 25%.
В свою очередь, РЭЦ в ноябре прошлого года запустил цифровую систему «Одно окно», которая предоставляет российским компаниям онлайн-доступ к услугам, сопровождающим выход на экспорт.
Однако, по словам руководителя «Таможенной карты» некрупные предприниматели далеко не всегда успевают следить за всеми изменениями, подключаться к этим сервисам, покупать необходимое внутреннее программное обеспечение, адаптировать соответствующим образом свои бизнес-процессы.
Отсюда же возникает потребность в получении полноценной информации и в консультационных услугах, и эта позиция по версии IBCI как раз замыкает топ-3 предпринимательских запросов в сфере ВЭД. «Оптимизация и цифровизация таможенных процедур требует от участников внешнеэкономической деятельности изменения внутренних бизнес процессов и использования современных инструментов и технологий для повышения эффективности бизнеса», — констатирует Андрей Возмилов. С другой стороны, по его словам, участникам рынка предстоит со своей стороны проявлять больше инициативы в части формирования полноценной инфраструктуры ВЭД: профильных услуг и сервисов, информационной, консалтинговой и юридической поддержки, сферы рекламы и маркетинга, организации ярмарочно-выставочных мероприятий, страхования, логистики, товарных бирж, посреднических услуг, банковского сопровождения.
Раннее президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ Сергей Катырин также отмечал для РБК+, что цифровизация и электронная коммерция — это основные драйверы развития ВЭД. По его словам, в течение пяти—десяти ближайших лет в мире в ходе планомерной цифровизации будет сформирована совершенно новая система торговли.