Эволюция доставки
Текст:
Марина Журавлева,
Владимир Паньков
Фото: Getty Images
Партнер проекта
Как рынки онлайн-коммерции и доставки стали драйверами друг для друга
Потенциал рынка e-commerce — в большем охвате интернет-аудитории в регионах. Скорость и качество доставки способны приучить потребителей к онлайн-шопингу. А вынужденная самоизоляция в связи с распространением коронавируса делает сервис доставки на дом услугой первой необходимости.
Рост на скорости
Как сервис становится двигателем онлайн-торговли
По числу интернет-пользователей онлайн-торговля практически достигла своего максимума, считают аналитики Института экономической политики имени Егора Гайдара. Доля проникновения интернета сегодня превышает 70% и в последние три года интернет-аудитория перестала расти, говорится в «Обзоре состояния рынка электронной торговли в РФ», подготовленном институтом в 2019 году.
Фото: Getty Images
При этом потенциал для наращивания доли интернет-покупок в расходах потребителей достаточно велик. По оценке авторов исследования, доля совокупных трат российских покупателей в интернете в 2017 году составила 3,47% оборота розничной торговли в целом, а в 2018-м — 4,07%. Для сравнения: в Китае этот показатель в 2017 году достиг 17%, Великобритании — 18%, США — 8,9%, Австралии — 7,5%, а к 2025 году в том же Китае он может вырасти до 25%.

Кроме того, активно в онлайн-коммерцию вовлечено не более 41–51 млн россиян из свыше 90 млн пользователей.
Сервис для изоляции

Ситуация с распространением коронавируса показала, что интернет шопинг и развитая доставка в подобных ситуациях могут стать своего рода спасательным кругом. В частности, в мегаполисах в условиях вынужденной самоизоляции граждан в марте этого года резко выросло число заказов в интернет-магазинах, из-за чего некоторые ретейлеры ввели, например, минимальную сумму заказа, увеличили сроки доставки. «Почта России», в частности, с тем, чтобы снизить трафик в отделениях, призвала потребителей пользоваться цифровыми сервисами. Например, в мобильном приложении или в личном кабинете на сайте почты можно выбрать отправление и заказать доставку курьером или почтальоном. С 26 марта почтальоны и курьеры «Почты России» доставят на дом мелкие пакеты и все виды посылок весом до 31 кг, кроме отправлений с наложенным или таможенным платежами. Стоимость услуги — 100 руб. (раньше было 199 руб.). До введения новых правил почтальон мог принести на дом только международные мелкие пакеты весом до 2 кг, а курьеры доставляли лишь экспресс-почту и коммерческие посылки.

Фото: Getty Images
Объем и рост рынка e-сommerce в 2019 году*
* Прогноз. Динамика показана в локальных валютах, без учета влияния валютных колебаний.
Источник: Data Insight
Ожидается, что к 2024 году оборот электронной торговли (внутренней и трансграничной в совокупности) увеличится более чем в два раза по сравнению с 2018 годом, до 2,78 трлн руб. или до 8,5% оборота всей розничной торговли в России.

Расти рынок электронной коммерции будет за счет увеличения количества заказов на одного онлайн-покупателя на фоне снижения среднего чека, считают аналитики.

Средний чек покупки, по прогнозным показателям Data Insight на ноябрь 2019 года, составляет 3800 руб., он падает уже третий год подряд. Растет число онлайн-покупателей и частота покупок.

Составляющие роста рынка интернет-торговли*
* Прогноз, ноябрь 2019. Указан объем розничных онлайн-продаж российских интернет-магазинов
Источник: Data Insight, 2019
Как ранее заявлял глава Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов, серьезный вклад в развитие рынка в 2018 году, например, внесли малые и средние онлайн-продавцы, развивающие бизнес в регионах. Стало расти число заказов товаров, ранее нетипичных для доставки из онлайн-магазина, — мебели и продуктов питания.

Онлайн-магазины охватили не только большие города, но постепенно стали доступны в регионах, отмечают в пресс-службе Cainiao («Цайняо», дочерняя компания Alibaba Group). Потребность в товарах практически закрыта, и сервисы стали следующим этапом развития, говорят в пресс-службе Cainiao: «Покупателям экстренно важно получать товары быстро, легко и в самых отдаленных регионах. А также иметь несколько доступных интервалов и опций получения».

Сервис доставки, который позволит интернет-ретейлерам закрепиться на региональных рынках, становится главным драйвером, отмечают участники рынка e-commerce
Характеристики товара все меньше сказываются на возможностях доставки — совершенствуется упаковка, отмечает председатель Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Александр Иванов: «Технологии, например, позволяют доставить геометрически очень сложное стеклянное изделие в полной сохранности». По его словам, чем больше будет заказов на крупногабаритные товары, тем быстрее адаптируется сервис, увеличится скорость доставки и снизится цена.
«Почта России благодаря федеральной инфраструктуре, удобным цифровым сервисам интеграции для интернет-магазинов и гибким тарифам расширяет географию бизнеса своих партнеров и способствуют выходу на новые, региональные рынки», — говорит заместитель генерального директора «Почты России» по электронной коммерции Алексей Скатин
Курьера вызывали?
Кто доставлял важные посылки в разные эпохи
Расширение границ
Как посылки преодолели географические препятствия
Территория страны не самая простая для логистики, отмечают в Институте экономической политики имени Егора Гайдара. Россия занимает одно из последних мест по плотности населения, которая составляет 8,57 человека на 1 кв. км. Для сравнения: в США — 33 человека на 1 кв. км., в Китае — 140. Самые плотно населенные государства — Сингапур (более 7 тыс. человек на 1 кв. км.), Южная Корея (501 человек) и Нидерланды (400 человек). При этом плотность населения в российских миллионниках может превышать показатели Сингапура, поэтому сроки, цены и надежность доставки могут значительно отличаться, отмечают аналитики Института имени Гайдара. В зависимости от населенного пункта скорость доставки может составлять от двух (Саратов — Вольск) до 17 дней (Астрахань — Забайкальск).

Инфраструктура национального почтового оператора позволяет существенно сократить стоимость доставки в регионах и дотянуться до отдаленных районов.

«Почта располагает 54 сортировочными центрами и 42 тысячами отделений — это больше, чем общее количество уникальных пунктов выдачи заказов у всех логистических компаний в сумме», — отмечают аналитики Data Insight.
Трансграничный порт

Экспансия крупных трансграничных игроков в Россию опирается на сеть логистических операторов, в первую очередь на национального почтового оператора. Почта перевозит до 360 млн международных посылок ежегодно. Посылки из Китая, в частности, сегодня доставляются в среднем за 10–14 дней против как минимум 30 дней в 2013–2014 годах.

Более 80% всех посылок, которые Cainiao привозит из Китая для покупателей AliExpress, приходятся на «Почту России». Но у покупателя должен быть выбор наиболее подходящего канала для получения заказа, говорят в пресс-службе Cainiao: поэтому почта — крупная, но не единственная точка входа на российский рынок, партнерами структуры Alibaba Group в России являются также, например, DPD, PickPoint, 5Post (логистическое подразделение X5 Retail Group).

Фото: Getty Images
По мере увеличения объемов онлайн-торговли снизилась стоимость и выросло качество доставки, говорит Александр Иванова (НАДТ): «Согласно нашим замерам, проведенным в 2013 и 2018 годах, стоимость одной доставки условной единицы в среднем снизилась с 440 руб. до 250 руб. и продолжает снижаться». Уменьшаются и сроки доставки.

«В 2019 году мы сократили сроки доставки вдвое — в среднем до двух-трех дней для городов с населением от 100 тыс. человек, по основным для электронной коммерции маршрутам (7800 маршрутов)», — говорит заместитель генерального директора «Почты России» по электронной коммерции Алексей Скатин.

«Для жителей 42 городов России срок доставки сократился как минимум в полтора раза», —говорит директор цепи поставок Ozon Андрей Павлович. Сроки доставки в 85 субъектов страны, по его словам, удалось сократить благодаря партнерству с «Почтой России» и интеграции цифрового сервиса почты и системы управления фулфилментом Ozon, которую компании внедрили летом 2019 года.

На фулфилмент-фабриках Ozon работают «импланты» «Почты России», таким образом сервис сокращает предпочтовую обработку заказов: они передаются от Ozon в «Почту России» шесть раз в день вместо одного.
Интеграция цифровых сервисов почты с сайтом и приложением Ozon позволяет клиентам видеть максимально точные сроки и тарифы на доставку заказов, отмечает Андрей Павлович.
Фото: Getty Images
Желание преодолеть проблемы так называемой последней мили — самого важного этапа в цепочки поставки товара, передачи его покупателю и влиять на впечатление покупателя сначала заставило многие интернет-магазины развивать собственные логистические подразделения, отмечают аналитики Data Insight. Так, например, Wildberries, Ozon, Apteka.ru активно используют собственные силы при доставке.

Рынок онлайн-коммерции и рынок доставки оказывают серьезное влияние друг на друга. Рынок фулфилмента — аутсорс складских операций с товаром с момента его поступления на склад и до передачи в службу доставки — ежегодно с 2016 года растет в среднем на 36%. С приходом на рынок новых игроков (в 2014 году направление фулфилмента появилось у Ozon и Wildberries, в 2015-м — у Lamoda, в 2017-м — у «Беру»), он расширил свой функционал.

Интернет-магазины, став провайдерами логистических услуг и занимаясь и складским хранением, и обработкой заказов, и магистральной логистикой, и последней милей, стали вводить дополнительные услуги в отрасли фулфилмента, приводят слова ведущего аналитика направления «Логистика» Наталии Крупениной в исследовании Data Insight
Собственная курьерская служба — первый этап развития для многих интернет-магазинов, однако с ростом регионального присутствия стоимость доставки одного заказа становится дороже, отмечают в Alibaba Group: «Для широкой региональной экспансии необходимо развитие партнерского взаимодействия с логистическими компаниями».

В начале этого года у Ozon без учета отделений «Почты России» было порядка 16,5 тыс. точек выдачи заказов по всей стране, рассказал Андрей Павлович. Собственные — примерно половина из них: 731 собственный пункт выдачи заказов и 6985 постаматов Ozon.Box. Но с учетом быстрого темпа роста — по итогам прошлого года компания росла в три раза быстрее темпов рынка — развивать логистическую инфраструктуру по всей России только своими силами было бы долго и неэффективно, говорит Андрей Павлович.

Фото: Getty Images
В конце 2019 года Ozon запустил логистический маркетплейс, который подразумевает сотрудничество в регионах с локальными курьерскими службами, а также с малым и средним бизнесом по открытию пунктов выдачи заказов, развитию сети постаматов и оказанию курьерских услуг. Такой формат позволяет запускать курьерскую доставку и наращивать быстрыми темпами количество точек выдачи заказов в населенных пунктах любого размера. В 2019 году сеть доставки компании выросла в три раза по сравнению с 2018-м.

Lamoda развивает собственную курьерскую доставку LM Express с 2011 года, рассказал РБК+ директор по доставке Lamoda Group Илья Стародубцев. Это обеспечивает качество сервиса, говорят в компании: гибкие интервалы доставки, возможность примерить товар перед покупкой, различные способы оплаты и покупки в рассрочку.
«С сетью отделений «Почты России» Lamoda расширила свое географическое присутствие: клиенты могут забрать заказ более чем в 40 тыс. отделений по стране», — говорит Илья Стародубцев
Однако, чтобы обеспечить охват отдельных регионов с небольшой плотностью населения, ретейлер тоже расширяет партнерскую сеть. Уже сейчас у компании более 17 тыс. таких точек.
Способы доставки товаров из интернет-магазинов
32%
ПВЗ логистических компаний
18%
Магазин или ПВЗ магазина
19%
Постамат
21%
Курьер до двери
9%
«Почта России»
1%
Не знаю
Источник: Data Insight
КАК ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНЫ ИЗМЕНИЛИ ТРЕБОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ К ДОСТАВКЕ
Фото: Getty Images
E-commerce лихорадка
Сегодня скорость и качество доставки — важнейшие факторы для выбора онлайн-ретейлера, отмечают авторы «Глобального исследования потребительского поведения» (2019) международной PricewaterhouseCoopers (PwC): для 74% потребителей главное — получить товар как можно быстрее.

Позитивный опыт покупки в интернете складывается также из возможности бесплатно вернуть не подошедший товар (72%), получить корректную дату доставки в момент заказа (67%), отслеживать доставку и курьера (65%). По данным PwC, 33% россиян наряду с вьетнамцами (36%) и ирландцами (14%) готовы доплатить за доставку в течение нескольких часов или в день заказа.

Согласно описанию PwC, в основной массе онлайн-покупатели — это хорошо зарабатывающие миллениалы из центральных регионов России. Для них характерно желание контролировать ситуацию, получать детальную информацию о доставке.

Портрет покупателя
Хотя бы раз в неделю покупки в интернете совершают более 40% жителей Санкт-Петербурга и 30% жителей Москвы
Не менее одного раза в месяц оформляют онлайн-заказ 70% жителей Центрального и Северо-Западного федеральных округов
Потребители с доходом более 100 тыс. руб. в месяц совершают онлайн-покупки не реже раза в месяц
38% зрелых миллениалов (32–36 лет) оформляют интернет-заказ не реже раза в неделю
Почти две трети представителей старшего поколения (старше 52 лет) хотя бы раз в месяц оформляют покупки в интернете, отмечают авторы опроса PwC. При этом приблизительно две трети представителей этого поколения предпочитают резервировать товары онлайн, чтобы затем забрать их в магазине. Даже если у них нет такой возможности, сегодня их молодым родственникам не составляет труда собрать посылку, включая продуктовую корзину, и отправить ее в любую точку страны, не посещая для этого магазин и почтовую службу, — достаточно сделать заказ в онлайн-магазине и указать необходимый адрес доставки и получателя.
Клиенты выбирают наиболее комфортный способ получения заказа в каждой конкретной ситуации, говорит старший менеджер британской EY Павел Минаев: «Продукты удобнее получать дома, одежду — мерить в пункте выдачи заказа по дороге с работы домой, а страховку на автомобиль — получать с доставкой на работу»
Покупатели более активно включаются в спонтанный шопинг, когда понимают, что товар приедет в срок, отмечают в компании Cainiao (Alibaba Group).
Фото: Unsplash
Потребительские предпочтения, в том числе выбор покупателем определенного времени для доставки товара, привели к росту спроса на создание пунктов выдачи заказов и постаматов, отмечают в PwC.

По данным Data Insight, весной 2019 года общее количество уникальных пунктов выдачи заказов и постаматов у 27 крупных игроков рынка превысило 35 тыс. Количество точек у крупных сетей за второе полугодие прошлого года увеличилось на 15–30%.

У 23% интернет-магазинов из топ-100 доступны все основные способы доставки: курьером до двери, до пункта выдачи заказов, до постамата, «Почтой России»
Фото: Getty Images
58% магазинов предлагают по меньшей мере два или три канала получения заказа, и только 19% магазинов ограничиваются одним вариантом доставки.

Расширяются и возможности самих пунктов выдачи заказов (ПВЗ) и постаматов, отмечают в Data Insight: «Увеличивается график работы, появляются разные способы оплаты и дополнительные услуги, в частности примерка товара».

«Мы стараемся по максимуму закрыть все потребности разных сегментов рынка e-commerce и развиваем все форматы доставки, удобные для покупателя: курьерскую, в почтовое отделение, в ПВЗ и поcтаматы», — говорит Алексей Скатин. В 2019 году «Почта России» запустила сервис доставки отправлений весом до 15 кг в почтовые отделения, партнерские пункты выдачи заказов и постаматы, в том числе собственной сети. Сегодня у национального оператора более 1,5 тыс. только собственных почтоматов (так в «Почте России» называют постаматы). В этом году число постаматов, в которые почта доставляет посылки, включая партнерские автоматизированные пункты выдачи, должно увеличиться в два раза.

Технология сервиса
Как доставка становится прозрачной услугой
Служба доставки влияет на сам факт выкупа заказа, отмечают аналитики Data Insight: «Для магазинов от ста заказов в день география доставки оказывается важнее, чем стоимость услуг, а простая интеграция ИТ — важнее, чем наложенный платеж и четкие регламенты работы».
Фото: РИА Новости, Кирилл Колесников
Почти для трети участников рынка e-commerce удобная интеграция ИТ-систем — основной фактор при выборе партнера. Уведомления о статусе заказа и местоположении курьера через СМС или приложение, возможные при такой интеграции, — востребованная услуга у 92% онлайн-покупателей (данные опроса потребителей, проведенного Data Insight в рамках исследования «Логистика для интернет-магазинов», 2019). При этом пока эта функция доступна только у 22% опрошенных магазинов.

Одна из приоритетных задач для почтовой службы — развитие электронных сервисов для интернет-магазинов и создание цифрового удобства для пользователей, говорит Алексей Скатин. Сервис otpravka.pochta.ru, например, автоматизирует подготовку и отправку партий посылок и позволяет через API информировать покупателя на сайте интернет-магазина о точной стоимости и сроках доставки. В личном кабинете для бизнеса зарегистрировано уже более 70 тыс. компаний-клиентов.

С учетом роста аудитории, совершающей покупки с помощью гаджетов, национальный почтовый оператор видит необходимость развивать и собственное мобильное приложение.

Мобильное приложение «Почты России» позволяет отслеживать все почтовые отправления и искать информацию о посылке сканированием штрих-кода, получать посылки без предъявления паспорта и оформлять доставку на дом курьером или почтальоном. Приложение уведомляет об изменении статуса отправления, в мобильном приложении можно легко найти ближайшее отделение связи и уточнить график его работы. Можно оформить подписку на газеты и журналы. Кроме того, в мобильном приложении почты интегрирована услуга электронного заказного письма (zakaznoe.pochta.ru) — можно получать заказные письма от госорганов в электронном виде и отправлять их. Приложение, доступное для платформ Android и iOS, уже установили более 13 млн пользователей.

Фото: РИА Новости, Алексей Сухоруков
Рабочий инструмент

Какие технологии облегчают доставку
Золотая миля
Что будет способствовать развитию доставки
Дополнительные пункты вывоза посылок из интернет-магазинов, открывающиеся в том числе на базе крупных розничных сетей, усиливают конкуренцию на рынке доставки, отмечает Павел Минаев (EY).

Сокращение трафика в магазинах и торговых центрах способствует открытию на свободных площадях пунктов выдачи заказов, прогнозируют в Data Insight: ПВЗ будут объединяться с центрами бытовых услуг и демозалами, дополнятся ассортиментом магазинов стандартизированных товарных категорий.
Фото: Денис Синяков для РБК
При этом, как ранее заявлял Data Insight Андрей Павлович, недостаток инфраструктуры является одним из сдерживающих факторов для роста e-commerce. По его оценке, российскому рынку не хватает более 1 млн кв. м фулфилмент-площадей; ожидается, что они должны появиться в ближайшие год-два.

Так, есть планы по наращиваю мощностей у «Почты России»: совместно с группой ВТБ в 2018 году запущен рассчитанный на три года проект строительства 38 логистических центров общей площадью свыше 400 тыс. кв. м.
География онлайн-торговли, доля онлайн-заказов по федеральным округам получения*
41%
Центральный
15%
Приволжский
14%
Северо-Западный
9%
Южный
8%
Уральский
8%
Сибирский
3%
Дальневосточный
2%
Северо-Кавказский
* Показаны доли от всех онлайн-заказов за первую половину 2019 года.
Источник: Data Insight
Выход на рынок фулфилмента «Почты России» укрепит положение национального почтового оператора на рынке и обеспечит доставкой next day более 80% населения страны, считает председатель комитета по торговле «Деловой России», управляющий партнер ГК «220 Вольт» Алексей Федоров.
Строительство современных логистических хабов планируется в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Новосибирске и Хабаровске, десяти терминалов в городах с населением свыше 1 млн человек и 21 центра — в городах и областях с населением более 500 тыс. человек. Запуск в начале прошлого года логистического центра «Внуково-2», по словам заместителя генерального директора АО «Почта России» по электронной коммерции Алексея Скатина, сократил средний срок доставки товаров по Москве и Московской области на 20%.
Фото: Денис Синяков для РБК