Пункты выдачи заказов привлекли предпринимателей
Фото: пресс-служба
Как маркетплейсы стали драйвером развития нового сегмента бизнеса по выдаче покупок
Партнер проекта
Текст: Матвей Мишин
В России растет объем интернет-торговли и доля онлайн-покупок в общем обороте розничной торговли. Покупатели предпочитают самовывоз, что способствует росту числа пунктов выдачи заказов и развитию франшиз ПВЗ маркетплейсов. Начинающие и опытные предприниматели рассказали РБК+, в чем преимущества бизнеса монобрендового пункта выдачи покупок.
Конъюнктура
Пункты выдачи заказов и постаматы — активно развивающийся сегмент логистики для электронной торговли. По данным исследования Data Insight, опубликованного в мае 2021 года, в допандемийный период с 2016 по 2019 год доля заказов, которые интернет-магазины доставляли покупателям через пункты выдачи и постаматы, выросла с 20 до 62%. У некоторых интернет-площадок, отмечают аналитики, этот показатель уже тогда достигал 90%. Так, среди доставок, реализуемых собственными службами интернет-магазинов, доля пунктов выдачи заказов и постаматов составляла 88%.
Фото: пресс-служба
Число отправлений, которые пришлись на пункты и постаматы, в 2021 году составило 1280 млн штук, или почти 82% от общего числа отправлений. В целом в прошлом году было доставлено 1570 млн посылок, что на 78% больше относительно 2020 года, по данным исследования «Логистика для электронной торговли 2021» Data Insight.

Самовывоз из пунктов выдачи заказов остается самым востребованным способом доставки у всех групп покупателей и в мегаполисах, и в малых городах, показал онлайн-опрос 2 тыс. покупателей, проведенный Data Insight в начале 2022 года. Только 7% респондентов никогда не пользовались самовывозом. Причем чаще всего покупатели (41%) отказываются от получения покупки в пункте выдачи заказов лишь потому, что их просто нет в населенном пункте вообще либо нет удобно расположенных ПВЗ, отмечают в Data Insight. По мнению аналитиков, при выборе пунктов выдачи ключевой фактор — расположение точки.

По оценкам, на май 2021 года общее число пунктов выдачи превысило 50 тыс.

39%

Точки выдачи магазинов и логистических компаний
32%

Почтовые отделения
29%

Аптеки
38%
ПВЗ
33%
Постаматы
27%
Магазины
2%
Другое
Причем 92% пунктов выдачи заказов расположены в городах. Неравномерно они распределены и по федеральным округам: 38% всех точек приходится на Центральный федеральный округ, а 78% расположены в Центральном, Приволжском, Северо-Западном или Южном федеральных округах.
Доли ПВЗ по федеральным округам России
38%
Центральный
18%
Приволжский
11%
Северо-Западный
11%
Южный
10%
Уральский
8%
Сибирский
2%
Дальневосточный
2%
Северо-Кавказский
Рост рынка продолжается, отмечают в Data Insight: «Крупные сети открывают новые пункты». Региональные предприниматели с опытом, в частности, видят в этом для себя новые возможности.
Фото: пресс-служба
Тенденции
Неравномерность развития пунктов выдачи заказов в стране и растущий рынок e-commerce будут способствовать дальнейшему росту этого сегмента логистического рынка, считают эксперты «Яндекс Маркета»: «В первом квартале 2022 года количество заказов на маркетплейсе увеличилось почти в два раза год к году, оборот сервиса — почти в три раза за тот же период».
Фото: пресс-служба
В 2021 году объем онлайн-продаж увеличился более чем на 50% год к году, а количество онлайн-заказов — более чем в два раза, по данным Data Insight. При этом на маркетплейсы пришлось более 75% заказов на рынке e-commerce.

«Одним из факторов роста рынка стала большая доступность товаров через пункты выдачи заказов маркетплейсов», — уверены в «Яндекс Маркете».

«Маркет» на протяжении последних полутора лет активно развивает сеть совместно с предпринимателями, рассказали в компании. За это время сеть пунктов выдачи под брендом «Яндекс Маркет» выросла до 8 тыс. точек. Компания продолжает расширять сеть по франшизе и сейчас активно привлекает новых партнеров в разных регионах страны, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Краснодаре, отмечают представители маркетплейса.

Брендированные пункты открываются только на тех участках, где, по данным «Маркета», покупатели хотели бы видеть пункты выдачи заказов. Карта оптимальных зон для брендированных ПВЗ доступна франчайзи в личном кабинете, и предприниматели легко могут воспользоваться ею при выборе подходящего места.
В среднем каждый партнер франшизы пунктов выдачи заказов «Маркета» развивает по две-три точки, отмечают в компании: «Опыт в развитии пунктов определенно помогает предпринимателям быстрее и проще раскачать новые точки, настроить процессы и обучить сотрудников. Например, у нас есть партнер, который по мере расширения своей сети внедрил во всех пунктах четкие регламенты, чек-листы и процесс погружения для сотрудников». Но есть примеры и успешных одиночных пунктов, говорят в компании.

По данным franshiza.ru, развитие франшиз пунктов выдачи заказов «Яндекс Маркет» наряду с другими крупными маркетплейсами внесло весомый вклад в увеличение числа франчайзинговых точек на российском рынке (на 8% по итогам 2021 года).

Все чаще пункты в качестве первого бизнеса выбирают начинающие предприниматели. Плюс этого бизнеса в том, что для его ведения не требуется многолетнего опыта предпринимательства, рассказали в «Яндекс Маркете»: «Абсолютно каждый может с нуля открыть свою точку, а мы предложим для этого готовые инструкции и инструменты».

Компания развивает также новый формат, при котором пункты выдачи становятся многофункциональными центрами обслуживания. «Яндекс Маркет», например, начал в нескольких пунктах в Москве, Санкт-Петербурге и Туле в тестовом режиме оказывать новые услуги — продавать электронику и выдавать термосумки курьерам. Франчайзи компании после тестирования нового формата смогут расширить функционал своих пунктов, отмечают в компании.
Фото: пресс-служба
Мнение
«Во франшизе пунктов выдачи заказов нет ни паушального взноса, ни роялти»
Даниил Самохвалов, предприниматель, владелец сети пунктов выдачи заказов под брендом «Яндекс Маркет»:
Бизнесом я занимаюсь с 2010 года, то есть уже 12 лет. Опыт предпринимательства имею в разных сферах, в том числе в пассажирских перевозках, продажах, предоставлении услуг платежных терминалов. По мере изменения внешних экономических условий и развития тех или иных рынков, их трансформации предпринимателю важно постоянно искать новые, интересные и развивающиеся ниши.
Так, в 2021 году на фоне коронакризиса, когда рынки сжались и было не так много привлекательных, растущих проектов, меня привлекла возможность открытия пункта выдачи заказов.
За последние полтора года мы открыли 14 пунктов в Краснодаре, Ростове-на-Дону, Ростовской области и Сочи, семь из них — буквально за июнь и июль 2022 года. При первоначальных инвестициях на открытие одной точки в размере 500 тыс. руб. окупаемость пункта наступает в среднем через 8–12 месяцев. Ежемесячный доход с пункта — около 30–50 тыс. руб.
Далее
Франшиза пункта выдачи заказов отличается от стандартной франшизы: тут нет ни паушального взноса, ни роялти. При открытии точки первые три месяца «Маркет» платит повышенное вознаграждение за выдачу отправлений и компенсирует часть затрат на открытие — от 60 тыс. до 120 тыс. руб. в зависимости от региона. На мой взгляд, в нынешних условиях это серьезная поддержка для бизнеса на старте.
Вознаграждение в первые три месяца работы пункта выдачи заказов под брендом «Яндекс Маркет»
В дальнейшем размер вознаграждения меняется, но незначительно: он составляет максимум 9% при объеме выданных отправлений на сумму до 800 тыс. руб. и не ниже 227 250 руб. плюс 1,5% при объеме свыше 5 млн руб. При этом в регионах этот процент вознаграждения лишь на 0,5 процентного пункта ниже, чем в Москве и Санкт-Петербурге, а также в Подмосковье и Ленинградской области, где конкуренция и арендные ставки значительно выше.
По сути, бизнес фактически полностью основан на продажах маркетплейса. В какой-то мере доход от бизнеса на пунктах выдачи заказов можно назвать пассивным. Можно работать удаленно, для контроля есть видео- и фотофиксации. Главное, что нужно от предпринимателя — грамотно подобрать помещение и организовать максимально клиентоориентированный сервис в пункте выдачи.
Точки в моей сети главным образом расположены в спальных районах. Это оптимальное размещение в регионах. Насколько я знаю от коллег в Москве и Санкт-Петербурге, там, например, популярностью пользуются в том числе зоны деловой застройки, где покупатель может забрать покупку по дороге на работу или с работы домой.

При этом «Яндекс Маркет» как партнер с помощью собственной аналитики помогает выбирать оптимальное размещение пунктов. По моему опыту, в 90% случаев предлагаемые компанией территории эффективны с точки зрения проходимости и целевой аудитории.

Немаловажно, что компания не просто помогает с оформлением пункта, брендированием, маркетингом, но и предоставляет, например, расходные материалы: пакеты, скотч, рекламные плакаты, форму для сотрудников. Кроме того, мы регулярно обмениваемся опытом с другими пунктами бренда, участвуем в совместных конференциях. Это позволяет все время держать руку на пульсе, что также особенно ценно в сложные моменты. Например, такая информационная поддержка и постоянная связь с компанией очень актуальна в текущей ситуации, не говоря уже о постоянно предоставляемой технической поддержке.

Мне нравится работать с брендом еще и потому, что как покупателю мне импонирует творческий подход компании, ее стиль и дизайнерские идеи: у «Маркета» оригинальная упаковка посылок, отличающаяся от всех остальных. Команда маркетплейса все время придумывает новые идеи, запускает пилотные проекты, пытается разнообразить данный сегмент и идти своим путем, не повторяя конкурентов.

Фото: пресс-служба
Экспертиза
«Управление сразу несколькими пунктами выдачи делает бизнес эффективнее»
Александра Яскунова, территориальная управляющая сетью пунктов выдачи заказов ИП Бозриков:
Пункты выдачи заказов — не первый бизнес компании. Индивидуальный предприниматель Янис Бозриков развивает сеть цветочных магазинов. Пункты выдачи компания начала открывать три года назад на партнерских условиях с разными маркетплейсами. Когда в конце 2020 года — начале 2021-го «Яндекс Маркет» начал развивать сеть брендированных пунктов на основе партнерских, нас привлекли условия открытия. Буквально за два месяца прошлого года мы открыли около 25 точек в Санкт-Петербурге — это основная наша сеть, а также в Екатеринбурге и Москве. В планах на ближайший месяц открытие еще девяти ПВЗ.
Сегодня фиксированный размер выплаты и процент за выдачу отправлений зависит от объема выданных отправлений, обороты наших пунктов позволяют нам открывать дополнительные точки самовывоза.
Далее
Управление сразу несколькими ПВЗ делает бизнес эффективнее: когда пунктов несколько, один может перекрывать другой по оборотам и вытягивать при необходимости слабый или начинающий, дать ему возможность для развития. Чем больше в сети пунктов, тем проще перекрывать рабочие смены, организовывать логистику. Покрытие нашими пунктами практически всех районов Санкт-Петербурга делает услуги более удобными для потребителя — они могут забирать покупки, где и когда им удобно.
Мы открывали несколько ПВЗ единовременно, общая сумма инвестиций составила около 3,5 млн руб. Учитывая фиксированную у «Маркета» сумму выплат за отправления плюс выплаты на компенсацию ремонта на момент, когда мы заходили на рынок, в плюс мы вышли уже на второй месяц. По нынешней системе выплат, по нашим оценкам, пункт может выйти на окупаемость через четыре-пять месяцев работы.

Серьезным преимуществом партнерства с «Маркетом» выступает достаточно простой механизм открытия пункта и всесторонняя поддержка со стороны специалистов маркетплейса.

Кроме того, «Маркет» по-прежнему компенсирует часть расходов на ремонт помещения.
Нужно понимать, что вознаграждение за выдачу отправлений — не единственный источник дохода точки. Предусмотрены, например, доплаты за принятые заказы непосредственно от интернет-магазинов, размещающихся на маркетплейсе, — около 50 руб. за каждое отправление. Это существенная прибавка к агентскому вознаграждению.

На наш взгляд, это достаточно универсальный бизнес как с точки зрения территории его развития, так и опыта предпринимателя. Различия работы пунктов выдачи в разных регионах наблюдаются разве что во времени наибольшей покупательской активности. Существует своего рода сезонность в зависимости от населенного пункта. В крупных городах основная активность приходится на ноябрь, декабрь, январь. На территориях за пределами мегаполисов сезон приходится на лето, когда большинство потребителей уезжают на дачи или отдых.

Возмещение затрат на ремонт и оформление пунктов выдачи заказов
Стоимость услуги по оформлению одного пункта, руб.
120 000
Город Москва
(в пределах МКАД)
80 000
Московская область,
Санкт-Петербург
60 000
Ленинградская область
60 000
Остальные регионы РФ
Личный опыт
«Все уже сделано за нас специалистами крупной технологической компании»
Екатерина Максимова, индивидуальный предприниматель, владелец пункта выдачи заказов под брендом «Яндекс Маркет» в Санкт-Петербурге:
Предпринимательством я занимаюсь менее года. Пункты выдачи заказов — это мой первый бизнес. Я запустила его при поддержке партнера, который имеет большой опыт работы в выборе успешных локаций для бизнеса.

Во время пандемии я обратила внимание на рост онлайн-продаж и миграцию покупательского потока в онлайн.

По моим оценкам и опыту (раньше я была наемным сотрудником отдела кадрового делопроизводства в одной организации и отдела управления рабочим процессом первых лиц в международной компании) бизнес с ПВЗ при правильном подборе кадров занимает минимальное количество времени и дает определенную автономность и возможность уделять время новым бизнес-проектам.

Преимущества франшизы ПВЗ в том, что бизнес уходит от самостоятельного построения модели. Все уже сделано за нас специалистами крупной технологической компании.
Далее
При этом материальная, техническая и кураторская поддержка «Маркета» сыграли огромную роль на всех этапах запуска бизнеса, и нам продолжают подсказывать, делиться опытом успешных пунктов.
Бесплатное предоставление брендированной продукции, удобный и простой интерфейс программы выдачи задачи, бухгалтерской отчетности и повышенный процент с выдачи на старте делают вход на рынок максимально комфортным для новичка.
Причем это уже достаточно конкурентная ниша: в крупных мегаполисах этот рынок уже довольно плотно охвачен, пункты выдачи есть практически в каждом доме. Поэтому мы, например, планируем дальнейшее открытие ПВЗ на Ленинградскую область.

Развитие бизнеса я вижу в том числе в совершенствовании сервиса. Потенциал напрямую зависит от маркетплейсов, от магазинов, от качества предлагаемого товара. Мы со своей стороны можем обеспечить клиенту комфортные условия во время пребывания в нашем пункте и максимально по возможности удовлетворять его требования.

В этом бизнесе доход и развитие зависят от качества обслуживания. Поэтому мы требуем от сотрудника не только принимать и выдавать заказы, но и создавать комфортную атмосферу, уметь работать в режиме многозадачности, моментально реагировать на отзывы клиентов. Чтобы развивать необходимые навыки персонала, мы сразу решили проводить регулярное обучение и вести наставничество.