Предприимчивое поколение
Текст:
Владимир Паньков,
Марина Журавлева
Фото: Getty Images
Партнер проекта
Как развитие сервисов и самозанятости формирует новый трудовой класс
Самозанятые и фрилансеры, почувствовавшие вкус к финансовой и организационной свободе, выходят из тени в правовое поле. Система господдержки помогает им трансформировать свою деятельность в полноценный бизнес.
Сфера услуг — самый быстрорастущий сектор с точки зрения количества занятых в развивающихся и в развитых странах, отмечает управляющий партнер EY по странам СНГ, руководитель программы «Предприниматель года» в России Александр Ивлев. «Без экономики сервиса задачу привести показатель занятых в секторе МСП к цифре 25 млн человек, как заявлено в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство (МСП) и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», реализовать не получится», — считает он.

В промышленно развитых странах — членах ОЭСР с высоким уровнем доходов доля занятых в секторе услуг превысила 80%, отмечают в международной Deloitte. Так, например, в Южной Корее на сервисную экономику приходится 94,5% от общей занятости, в Канаде — 93,1%, в Ирландии — 90%, в Норвегии — 84,1%, в Финляндии — 85,4%. Вклад сервисной экономики в ВВП в мире в период с 1997 по 2015 год вырос на 5,9 п.п., до 68,9%, в развитых экономиках — на 4,6 п.п., до 74%, в развивающихся — на 9,3 п.п., до 56,9%.
Топ-10 стран с высоким вкладом рынка услуг в добавленную стоимость и занятость*, %
* ОЭСР (данные за 2017 год)
Источник: Deloitte
Фото: Getty Images
69,3
69,6
70,4
71,7
71,8
Япония
Финляндия
Австрия
Новая Зеландия
Исландия
58,3
Южная Корея
59,7
Ирландия
64
Норвегия
68,7
Германия
69,3
Канада
Экономики, входящие в Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), в том числе и Россия, в скором времени также вступят в клуб с 60% занятых в секторе услуг, прогнозируют в Deloitte. В частности, АТЭС три года назад разработала «дорожную карту» повышения конкурентоспособности рынка услуг региона до 2025 года. «Новые технологии увеличивают нашу способность торговать услугами, создавая платформы, которые позволяют многим поставщикам услуг, таким как женщины и малые предприятия, участвовать в этой торговле», — говорится в документе.

Доля сферы услуг в России в 2018 году — 54,2%, данные Аналитического центра при правительстве РФ (АЦ). К ней относится оптовая и розничная торговля, ремонт, гостиницы и рестораны, транспорт и связь, финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом, в том числе аренда и предоставление услуг, госуправление и обязательное социальное обеспечение, образование, здравоохранение и предоставление социальных, коммунальных и прочих персональных услуг. На сектор услуг приходится 0,8 п.п. роста ВВП в 2018 году (темп роста ВВП составил 2,3%), следует из январского отчета этого года Минэкономразвития России: «Ускорился рост в финансовой и страховой деятельности, деятельности гостиниц и ресторанов».

Рынок платных услуг не испытывал серьезного падения даже в кризис, отмечают авторы бюллетеня «Рынок платных услуг в России» (2019) АЦ: в 2017 и 2018 годах объем услуг вырос на 1,4 и 2,5% соответственно. За первые четыре месяца этого года объем платных услуг населению вырос на 1,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом распределение расходов на различные виды услуг зависит от уровня доходов населения, отмечают аналитики. Но на образовании, например, как следует из отчета, не экономят ни самые бедные, ни потребители со средним достатком, и эта статья составляет основную долю в их расходах.

Века и частники

Во все времена при разных социально-экономических условиях были люди, предпочитавшие работать «на себя»
Ниши для малых
В каких сферах особенно активны предприниматели
Рост производства в сфере услуг способствует трансформации рынка труда, росту занятости и предпринимательской активности населения. Именно сектор услуг стимулирует предпринимательскую инициативу, говорит декан факультета социологии НИУ ВШЭ Александр Чепуренко: «Его развитию мы обязаны в последние пару десятилетий появлению новых ниш для бизнеса и услуг для домохозяйств, которых не существовало не только в СССР, но и в России в 1990-х». Серьезный вклад в развитие сектора вносит малый бизнес, особенно — в сегменте b2c (мелкая торговля и услуги, общепит, гостеприимство, ремонт бытовой техники и жилья и т.п.), отмечает эксперт.
Распределение начинающих и опытных предпринимателей
в России по секторам экономики, 2018, %

2,7
Добывающий сектор
Строительство
и переработка
Бизнес-услуги
Потребительский сектор
8,9
36,5
37,4
11,8
41,9
7,6
53,2
Опытные
предприниматели
Начинающие
предприниматели
Опытные
предприниматели
Начинающие
предприниматели
Источник: Опрос взрослого трудоспособного населения в рамках «Глобального мониторинга предпринимательства» (Global Entrepreneurship Monitor), 2018
По оценке главы Корпорации МСП Александра Бравермана (интервью ТАСС на Петербургском международном экономическом форуме), доля малых и средних предприятий в сфере услуг достигает 35% и в ближайшее время может увеличиться до 40%. Стимулирует развитие сектора нацпроект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», в рамках которого малому и среднему бизнесу оказывается финансовая, имущественная, информационная, консультационная помощь, поддержка в области инноваций и экспорта.

И начинающие (компании МСП, проходящие процедуру регистрации бизнеса и работающие на рынке менее чем 3,5 года), и опытные предприниматели в России наиболее активны в оказании услуг потребителям, отмечают авторы национального отчета «Глобальный мониторинг предпринимательства» (Global Entrepreneurship Monitor, GEM) института «Высшая школа менеджмента» СПбГУ (ВШМ СПбГУ). В большинстве развивающихся стран, в том числе в России, на потребительский сектор приходится около половины бизнеса, отмечают аналитики ВШМ СПбГУ: «По мере экономического роста снижается доля компаний, занятых оптово-розничной торговлей, и увеличивается доля компаний, предоставляющих бизнес-услуги». В России бизнес-услуги предоставляют около 12% начинающих предпринимателей.

КАК НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕВРАЩАЮТ НАЕМНЫХ РАБОТНИКОВ В САМОЗАНЯТЫХ
Фото: Getty Images
Креативный класс
Экономика сервиса — самое естественное приложение сил и для предпринимательской инициативы, когда у значительных групп людей нет новых прорывных идей, да и большого капитала, но есть желание и амбиции попробовать себя в собственном бизнесе, говорит Александр Чепуренко (НИУ ВШЭ).

Интересно, что именно на период начала роста в развитых странах сектора услуг приходится замедление темпов снижения числа «работающих на себя». До этого, с подъемом массового производства на протяжении ХХ века практически все страны — члены ОЭСР переживали долговременный упадок самозанятости, отмечают авторы исследования «Индивидуальная самозанятость, человеческий капитал и гибридная работа в условиях гигномики» (2017) Университета Альпен-Адриа Клагенфурт (Alpen-Adria-Universität Klagenfurt), Австрия. «Начиная с 1980-х годов исторический процесс упадка самозанятости несколько замедлился или даже обратился вспять», — отмечают австрийские исследователи. Это было обусловлено снижением спроса на рабочую силу и усилиями властей, направленными на снятие социального напряжения из-за растущей безработицы. Вслед за Францией и Великобританией правительства ряда стран в 1980-х стали вводить программы, стимулирующие самозанятость. По оценке международной McKinsey & Company, сегодня до 162 млн человек в Европе и США — или от 20 до 30% трудоспособного населения — занимаются какой-либо формой независимой занятости.
Фото: Getty Images
В России предпринимательская активность граждан проявилась с распадом СССР и развитием рыночной экономики.

Новый всплеск самозанятости случился в начале второго десятилетия 2000-х: число зарегистрированных только на портале YouDO.com (онлайн-сервис по найму самозанятых), например, выросло с 12 тыс. человек в 2014 году до 90 тыс. в 2019-м. Благодаря развитию цифровых сервисов сегодня на рынке услуг в России задействованы уже миллионы, как их называют на Западе, индивидуальных подрядчиков. За рубежом сложилась полноценная система легализации их доходов, при этом в России только начали рассматривать самозанятых как полноценную трудовую когорту. По оценке Федеральной налоговой службы (ФНС), всего в стране сегодня около 15 млн самозанятых. Эксперимент по введению налога на профессиональную деятельность (НПД) в четырех регионах России стартовал в начале этого года. Практика уже признана успешной и, Минфин РФ планирует распространить ее на всю страну летом 2020-го. По данным портала «Мой бизнес» Минэкономразвития России, в качестве самозанятых уже зарегистрировались более 260 тыс. человек, из которых более 150 тыс. — в Москве, более 55 тыс. — в Подмосковье, свыше 46 тыс. — в Татарстане и порядка 6 тыс. — в Калужской области.
Общий взнос: ставки налога на самозанятость в разных странах
Фото: Getty Images
Базовая ставка
от 20 до 40%
Великобритания
15,3%
США
от 14 до 40%
от 15 до 33%
от 4* до 6%**
Россия
в зависимости от дохода начиная от £11,8 тыс.
Страховой взнос: от 2% до 12% в зависимости от дохода
Базовая ставка
Базовая ставка
Базовая ставка
Базовая ставка
(12,4% — взнос в страховые фонды, 2,9% — медстраховка)
Социальный взнос: от 10 до 39,6% в зависимости от дохода начиная с дохода в $10 тыс.
Дополнительные налоги: отличаются в разных штатах и составляют от 5,6% от годовой прибыли
в зависимости от дохода начиная с €9,169.
Страховой взнос: €2800
в зависимости от дохода.
Страховой взнос: 9,9%, но не более $2594 начиная с дохода в $3500
*при работе самозанятого с физическими лицами (включая взнос в ОМС)
**при работе самозанятого с юридическими лицами и ИП (включая взнос в ОМС)
Германия
Канада
Эксперимент, по мнению Александра Чепуренко (НИУ ВШЭ), показал, что люди поверили государству: «Не менее половины зарегистрированных в качестве самозанятых сделали это впервые». По его словам, понятные и неизменные правила игры в дельнейшем могут способствовать их акселерации, а непредсказуемые изменения условий работы в легальном поле — наоборот. Некоторые предпринимательские проекты начинаются именно как типичная самозанятость и постепенно разрастаются, по мере обрастания клиентами и появления новых идей и инвесторов, говорит Александр Чепуренко: «Важно наличие экосистемы — прежде всего бизнес-ангелов и венчурных фондов, которые готовы вкладываться в рискованные проекты, менторов-наставников, помогающих начинающим делать первые шаги в бизнесе».

Выход самозанятых в правовое поле увеличит долю МСП на 5–7%, говорит доцент кафедры бизнеса и управленческой стратегии Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Эмиль Мартиросян: «И ежегодно эта доля будет расти».

Этому будут способствовать особые финансовые и налоговые режимы, гарантии защиты их интеллектуальной собственности и прав, доступ к участию в государственных программах развития и тендерах, считает Эмиль Мартиросян. «Государство не ограничится специальными налоговыми режимами, последует разработка программы поддержки самозанятых», — полагает он. В октябре правительство одобрило законопроект, допускающий на время эксперимента с НПД участие самозанятых в госзакупкам по 223-ФЗ наравне с МСП. Банки, например, уже готовы предоставлять им кредиты на специальных условиях.

Услуга за услугу: какие меры поддержки будут способствовать развитию сервисного бизнеса
Школа бизнеса
Как самозанятость способствует раскрытию творческого потенциала
Самозанятость выступает как школа предпринимательства и кузница предпринимательских кадров, подпитывая малый бизнес, отмечают авторы первой в России переписи фрилансеров, старшие научные сотрудники Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ, кандидат социологических наук Денис Стребков и кандидат экономических наук Андрей Шевчук. В современной информационной экономике растет роль высококвалифицированного сегмента самозанятости, представленного независимыми профессионалами — фрилансерами, отмечают авторы исследования по результатам переписи «Развитие русскоязычного рынка удаленной работы, 2009–2014». А электронная самозанятость становится перспективной формой труда, способствующей мобилизации творческого, инновационного и предпринимательского потенциала работников — качеств, необходимых на российском рынке. Если в целом предпринимательские намерения россиян в 2018 году были зафиксированы на уровне 5%, то среди тех, кто нашел работу через онлайн-платформы, желающих открыть бизнес в ближайшие три года было существенно больше — 33%, отмечают авторы «Глобального мониторинга предпринимательства» (GEM).
Фото: Getty Images