Почему кредитные карты становятся приоритетным выбором клиентов
Текст: Матвей Мишин
Фото: пресс-служба
Темпы потребительского кредитования в России осенью 2023 года начали снижаться после длительного роста. При этом кредитные карты, которые занимают особое место в структуре рынка, сохраняют свою популярность у населения
Рыночная ситуация
Фото: пресс-служба
В последние годы рынок потребительского кредитования динамично рос. «Особенной популярностью у населения пользуются кредитные карты: уникальных заемщиков по ним за год стало больше на 3 млн. Их общее число составило 23 млн и сравнялось с количеством заемщиков по кредитам наличными», — говорится в материалах ЦБ РФ.

На 1 октября 2023 года объем кредитов, выданных физическим лицам, с учетом ипотеки и автокредитов, по данным регулятора, превысил 32,4 трлн руб., увеличившись за месяц почти на триллион. Для сравнения, в начале прошлого года цифра немногим превышала 25 трлн руб.

С целью регулирования рынка кредитования с начала 2023 года регулятором были введены макропруденциальные лимиты (МПЛ) на выдачу необеспеченных потребительских кредитов населению для банков с универсальной лицензией и МФО. В частности, была установлена предельно допустимая — десятипроцентная — доля необеспеченных потребкредитов на срок более пяти лет. В конце ноября совет директоров Центробанка РФ принял решение о введении на первый квартал 2024 года новых дополнительных МПЛ для кредитных карт.

По данным ЦБ, в октябре текущего года в условиях ужесточения денежно-кредитной и макропруденциальной политик прирост задолженности по необеспеченным потребительским кредитам замедлился до 1,1% (1,5% — в сентябре, 2,4% — в августе).

Свою роль в замедлении кредитования играет и повышение ключевой ставки Банка России, которую регулятор с лета 2023 года увеличивал четырежды, и на сегодняшний день она составляет 15% годовых.

«Кредитные карты — это высококонкурентный рынок»
О том, как текущая ситуация в экономике и регуляторные меры влияют на сегмент банковского кредитования и, в частности, карточные продукты, рассказал лидер кластера «Кредитные карты» Сбербанка Александр Калинкин
Фото: пресс-служба
— Как сегодня развивается рынок потребительского кредитования в целом, какие основные факторы на него влияют?
— Сейчас мы наблюдаем смену тренда, который существовал на протяжении последних лет, когда рынок потребительского кредитования показывал поступательный рост. В настоящее время темпы и объемы кредитования снижаются. Развитие потребительского кредитования находится под влиянием сдерживающих, а не стимулирующих факторов. Ключевое влияние оказывает повышение ключевой ставки ЦБ и увеличение надбавок к коэффициентам риска на фоне повышения требований к долговой нагрузке заемщиков.
— Какова роль и доля в этом сегменте карточных кредитов?
— Вес карточных кредитов в портфеле розничных кредитов небольшой и находится в интервале 15–20%. В то же время среди всех кредитных продуктов кредитные карты занимают доминирующую долю по количеству клиентов и играют особую роль в структуре потребительского кредитования в связи с рядом особенностей продукта. В первую очередь это связано с возможностью расходовать кредитный лимит не сразу, а по мере возникновения потребности в заемных средствах. Во-вторых, это возможность пользоваться деньгами банка бесплатно в течение беспроцентного периода.
Фото: пресс-служба
— В каких случаях клиенты предпочитают карты, а в каких — классические потребкредиты?
— Потребительские кредиты традиционно ассоциируются и используются для крупных покупок или когда нужны наличные. Тогда как кредитная карта является инструментом для повседневных покупок.

В то же время сегодня растет число банков, предлагающих длинные беспроцентные периоды. Как следствие, если раньше карта была преимущественно «запасным кошельком», то теперь с ее помощью все большее число клиентов начинает накапливать средства, так как длинный беспроцентный период позволяет размещать свои средства на депозитах и накопительных счетах, ставки по которым растут при повышении ключевой ставки ЦБ.
—На что нужно обращать внимание потребителю при выборе банка и карточных продуктов?
— На рынке широко распространена практика, когда озвученные в рекламе или предложении для клиента условия действуют не для всех клиентов. Либо распространяются на ограниченный промежуток времени после оформления или только на продукты в рамках отдельных акций. Поэтому до подписания договора важно выяснить, какие условия по продукту будут доступны на постоянной основе.

Стоит при этом обратить внимание на три ключевые характеристики: условия беспроцентного периода — сумма и срок, в который нужно погасить весь долг, чтобы не платить проценты; стоимость обслуживания и информирования; размер процентной ставки, особенно если вы планируете пользоваться деньгами по истечении срока беспроцентного периода.
Фото: пресс-служба
— На рынке кредитных карт сегодня очень высокая конкуренция. Какие основные способы завоевания лояльности клиента существуют?
— Рынок кредитных карт действительно высококонкурентный. Учитывая то, что борьба за внимание потребителя часто строится не на демонстрации реальных условий продукта, а на обещаниях в рекламе, лояльность клиента можно завоевать только честными и прозрачными характеристиками продукта, которые станут для него очевидными при использовании кредитной карты.

При этом нужно понимать, что в последнее время долговая нагрузка клиента становится важным фактором получения любого необеспеченного кредита и в ближайшей перспективе фокус банков будет нацелен на привлечение заемщиков с низкой степенью закредитованности.
— Какими характеристиками обладают кредитные карты «Сбера»?
— Создавая продукт «Кредитная СберКарта» мы сразу решили делать его выгодным и понятным для клиентов, без подводных камней и звездочек. Продукт оправдал самые смелые ожидания, на сегодняшний момент он есть в кошельке у 15,5 млн россиян, и эта цифра постоянно растет. Высокий спрос у потребителя обеспечен целым рядом характеристик. В первую очередь это беспроцентный период 120 дней, который стал эталоном рынка кредитных карт, один месяц на покупки и целых три на погашение, беспроцентный период возобновляется каждый месяц. Выпуск и обслуживание карты всегда бесплатные.

Процентная ставка единая для всех операций и известна заранее. В категории «Здоровье» и на онлайн-покупки в «Мегамаркете» действует одна из самых низких ставок на рынке 9,8%, если человек не успевает уложиться в беспроцентный период, и доступна она всем клиентам без исключения.

Мы также подумали о тех людях, у которых наша кредитная карта выпущена до 2021 года — с беспроцентным периодом 50 дней. Клиенты с такими кредитными картами могут бесплатно увеличить его до 120 дней, при этом процентная ставка, лимит и тарифы сохранятся. Для этого нужно просто перевыпустить свою старую кредитную карту в мобильном приложении банка или обратиться в отделение банка.
Число заемщиков увеличилось во всех сегментах потребительского кредитования: за год количество заемщиков, имеющих кредит наличными, выросло на 1,6 млн человек, владеющих кредитными картами — на 3 млн человек. Количество заемщиков, имеющих действующий кредит наличными или кредитную карту, на 1 июля 2023 года составляет 23 млн человек в каждом из сегментов
Фото: пресс-служба
Реклама, рекламодатель: ПАО СБЕРБАНК, https://sberbank.ru, erid: 4CQwVszH9pWuokaDC2W