Спецовка XXI века
Фото: пресс-служба
Почему растет спрос на надежную и комфортную рабочую одежду
Партнер проекта
Текст: Марина Журавлева
Конъюнктура
В период 2020–2027 годов средний темп роста мирового рынка спецодежды составит 4,3% ежегодно, говорят данные отчета ирландской Research and Markets 2020 года. В прошлом году его объем составил $29,1 млрд. Лидируют США — в 2020-м на их долю пришлась почти треть рынка, или $8,6 млрд.

Рынок промышленной и профессиональной спецодежды в Европе в прошлом году составил примерно €2,7 млрд. Из европейских стран крупнейшим импортером является Германия — стоимость импорта в 2020 году составила €628 млн, или 26 млн единиц продукции, она же второй в Европе экспортер (после Польши) — €214 млн, по данным Центра содействия импорту из развивающихся стран (Centre for the Promotion of Imports from Developing Countries, CPI) Нидерландского агентства предпринимательства.

По оценкам президента Ассоциации разработчиков, изготовителей и поставщиков средств индивидуальной защиты Владимира Котова, российский рынок спецодежды по емкости сегодня четвертый после США, Китая и Германии.

В 2019 году объем российского рынка спецодежды в денежном выражении, по данным консалтинговой компании АМИКО — партнера «Магазина исследований РБК», составил 66,4 млрд рублей; 98,8% приходится на отечественную продукцию.

В 2020 году рынок спецодежды российского производства в натуральном выражении вырос на 23,6% и достиг 900,5 млн единиц товара, по данным Центра экономики рынков. Основным драйвером роста стало увеличение объемов производства одежды для медиков.

Усиление мер противовирусной защиты в существующих и дополнительно открытых больничных учреждениях для заболевших коронавирусом увеличило спрос на медицинские халаты, перчатки, головные уборы, отмечают в BusinesStat. По оценке аналитической компании, общий рост объема продаж спецодежды в России в прошлом году составил 43,9% и достиг 1,16 млрд единиц. С 2016 по 2020 год продажи в стране в натуральном выражении выросли на 79,9%.

49,2% продаж спецодежды на российском рынке (572 млн единиц) в 2020 году — профессиональные и производственные рукавицы, 45,6% (531 млн единиц) — прочие виды спецодежды, в том числе бронеодежда, производственная и профессиональная одежда, а также специализированные средства защиты от радиации и воздействия других неблагоприятных факторов внешней среды.

Источник: BusinesStat
572
Рукавицы
Комплекты, костюмы
Куртки, кобинезоны, брюки
Прочее
48
13
531
Продажи спецодежды в России в 2020 г., млн шт.
Структура экспорта спецодежды из России в 2019 г.
60.5%
Казахстан
24.4%
Белорусия
3.9%
Индия
2.5%
Латвия
1.7%
Украина
1.6%
Египет
5.4%
Другие страны
Источник: Megaresearch
Растет и внутрироссийское производство. За последние семь лет его объемы увеличились в 7,9 раза — до более чем 900 млн единиц товара, отмечают аналитики Центра экономики рынков: «Динамика роста отечественного производства спецодежды на российском рынке наблюдается с 2014 года, когда были введены ограничения и условия доступа товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств».
Какие изменения государство запланировало по охране труда

В России сотрудникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, спецодежда должна предоставляться работодателем. Это его обязанность согласно ст. 221 Трудового кодекса (ТК) РФ. Требования к такой рабочей одежде установлены Техническим регламентом Таможенного союза №019/2011.

С 1 марта 2022 года новая редакция ТК РФ меняет принципы обеспечения работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ): работодатель сможет сам определять нормы выдачи бесплатной спецодежды в соответствии с новыми типовыми нормами и в зависимости от вредных производственных факторов на каждом конкретном рабочем месте, а не от профессии сотрудника. Нормы предоставления СИЗ вплоть до конца 2024 года действуют для представителей 195 профессий.

При этом работодатель может компенсировать часть расходов на обеспечение сотрудников СИЗ из Фонда социального страхования РФ. В соответствии с приказом Минтруда РФ от 10.12.2012 №580н размер компенсации при этом не может превышать 20% от суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.


Фото: пресс-служба
Инновации
Аналитики CPI выделяют несколько основных трендов на рынке спецодежды, связанных с развитием технологий в текстильной промышленности.
Функциональность
В частности, спрос диктует создание более легкой и удобной защитной одежды, и производители стремятся повышать ее комфортность, сохраняя при этом защитные свойства. Материалы становятся «умными» — разрабатываются формы спецодежды, которая включает функции управления освещением, распознавания датчиков, дистанционное управление и возможности защиты от падения. По данным Research and Markets, мировой рынок «умных» тканей в 2020 году оценивался в $3,6 млрд, в ближайшие несколько лет среднегодовой темп его роста составит 18%, и к 2027 году его объем достигнет $11,4 млрд.
Удобство
Дизайн становится более продуманным. На рынок спецодежды стали обращать внимание модные бренды. Например, американский производитель рабочей одежды Carhartt в коллаборации с Nike разработал линейку функциональных кроссовок. Они имеют обычный повседневный вид и при этом функционал защитной рабочей обуви: подкладка из шерсти дает дополнительное тепло, верхняя часть кроссовок сделала из специальных материалов, в том числе суперпрочной «Рип-стоп».
Многофункциональность
Современные текстильные технологии позволяют компаниям производить одежду для многоопасных сред. Натуральные и обработанные ткани защищают от таких опасностей, как воспламенение углеводородов, вспышка электрической дуги и брызги химикатов, а также пара и горячей жидкости.
В нефтеперерабатывающей промышленности высока вероятность воспламенения среды микроискрой, вызванной накапливаемым статическим зарядом на одежде персонала. Запатентованная компанией «Союзспецодежда» ткань ERGOstuff Antistatic (ЭргоСтафф Антистатик) содержит специальные антистатические нити DrakDrain (ДракДрейн) с удельным сопротивление 10–105 Ом, что ниже показателя, определяющего ткань как антистатическую (107 Ом). Технология препятствует концентрации статического заряда и возникновению искры и нейтрализует его. Одежда при этом не электризуется в условиях низких электрических полей. Ткань на 80% состоит из хлопка, что позволяет сотруднику комфортно работать даже в жарких погодных условиях..
Работа монтажника требует от его спецодежды высокой прочности и способности выдерживать большое усилие на разрыв. В некоторых случаях это буквально может спасти работнику жизнь. «Союзспецодежда» в производстве одежды для строителей, например, использует зарекомендовавшую себя ткань «Рип-стоп». Ее особенность — специальная нить, которая вплетена по всей площади ткани и позволяет при зацепе избежать разрыва. Технология появилась в 1980-х в военных целях, изначально этот материал был жестким, камуфляжной расцветки. Современные технологии позволяют адаптировать ткань под разные нужды, добиваясь необходимых свойств и цветов.
При работе с бетоном и цементом важно, чтобы ткань выдерживала как сильные загрязнения, так и частую стирку. Это предъявляет повышенные требования к прочности и толщине ткани. Ткань ERGOstuff+ (ЭргоСтафф+), запатентованная «Союзспецодеждой», имеет повышенную плотность — 240 г/кв. м вместо традиционных 160 г/кв. м. Спецодежда из такой ткани защищает от сильных производственных загрязнений при частом контакте костюмов с рабочими поверхностями, при этом выдерживает частые стирки. Воздухопроницаемость ERGOstuff+ в четыре раза выше, чем у тканей с аналогичной плотностью, и составляет 80 куб. дм/кв. м, что делает одежду из нее удобной и комфортной.
30% продаж «Союзспецодежды» приходится на рабочую и защитную обувь. В строительстве, машиностроении, литейном и других производствах обязательным является использование специальной обуви с защитным подноском. Он служит для защиты пальцев ног от внешних механических воздействий, например от падения тяжелых предметов.
В ассортименте компании «Союзспецодежда» представлена защитная обувь как с металлическими подносками, так и с подносками из композитных материалов – поликарбоната, стекловолокна, которые гораздо легче металла, не намагничиваются, не нагреваются и не остывают на морозе.
Также обувь часто комплектуют проколозащитными прокладками (антипрокольными стельками) на случай сквозного прокола. Они могут быть как металлические, которые покрывают стопу на 80%, так и из современных арамидных волокон — например, материала кевлар фирмы DuPont, они защищают поверхность стопы уже на 100%.

Интервью
«Опыт пандемии заставил пересмотреть отношение к защите сотрудников»
Почему в ближайшие годы рынком более востребована одежда для сервисных профессий, РБК+ рассказал генеральный директор компании «Союзспецодежда» Юрий Гамшеев.
Юрий Гамшеев
генеральный директор ООО «Союзспецодежда»
— В 2020 году российский рынок спецодежды вырос на 23,6% и достиг 900,5 млн единиц товара. С какими сегментами рынка вы связываете дальнейшее развитие бизнеса?
— Несмотря на коронакризис, покупательная способность основных заказчиков — предприятий строительной отрасли и промышленного сектора остается на высоком уровне. Строительной отрасли в прошлом году, в частности, удалось сохранить показатели на уровне 2019 года, и по итогам года объем строительства вырос на 0,1%. На фоне восстановления рынков в этом году — объемы промпроизводства, по данным Росстата, за январь—июнь 2021 года увеличились на 4,4%, объемы жилищного строительства на 26% — мы ожидаем сохранения высокого спроса на спецодежду в этих сегментах. В строительстве спрос на нашу продукцию уже вырос на 30%. В целом по году мы ожидаем роста продаж не менее чем на 15%.

Растет, в частности, востребованность спецодежды на пищевых производствах. Предприятия, обеспечивающие питание для школ и госпиталей, на фоне пандемии и увеличения поставок в первую очередь медицинским учреждениям, наращивают мощности.

В целом госзаказчики восстанавливаются несколько быстрее, чем частный сектор. Кроме того, опыт пандемии заставил работодателей пересмотреть отношение к защите сотрудников: если раньше где-то могли закрыть глаза на недокомлектацию спецодеждой, то сейчас к обеспечению сотрудников защитной одеждой, спецобувью и средствами индивидуальной защиты (СИЗ) относятся очень серьезно.
Далее
— Как за время работы компании на рынке менялся ваш потребитель?
— В 90-х и начале нулевых, например, преобладал частный и корпоративный заказчик. Сегодня по меньшей мере 30% наших продаж приходится на госзаказ. Мы поддерживаем государственную программу развития отечественной легкой промышленности и импортозамещение в отрасли: наш ассортимент включает товары с сертификатом Минпромторга РФ, подтверждающие, что продукция произведена в России или с использованием сырья российского происхождения.

Изначально наши магазины-склады развивались в Москве и Московской области; сегодня, например, география нашего физического присутствия расширилась до Ярославля и Екатеринбурга, не считая онлайн-продаж, которые, в общем-то, не имеют границ. Кроме того, мы поставляем нашу одежду в Белоруссию, Узбекистан, Таджикистан и другие страны СНГ.

В целом формат «магазин — склад» позволяет оперативно обеспечить спецодеждой любую бригаду, что делает продукцию востребованной не только у крупных заказчиков, но и у небольших компаний.
— Насколько увеличилась доля онлайн-продаж?
— В 2021 году доля интернет-продаж составила порядка 23% от месячного оборота компании. В апреле, например, из 275 млн руб. оборота 51 млн руб. пришелся на интернет-магазин.

В 2020 году этот показатель был 19%, в 2019-м — 17,98%.

В следующем году доля онлайн-продаж, по нашим прогнозам, должна увеличиться до 30%, в том числе благодаря новому подходу к использованию интернет-магазина: усилена конверсия рекламных кампаний, полностью переработан сайт с точки зрения юзабилити. В этом году мы также интегрировались во все крупнейшие маркетплейсы.
— Какие еще отрасли интересны компании как поставщику современной спецодежды?
— Перспективен рынок легкой одежды, предназначенной для сервисных профессий, например в медицине, HoReCa, клининге. На фоне пандемии особенно рос спрос на спецодежду в медицинской сфере. Но в стране активно развивается внутренний туризм и связанные с ним сервисы — рестораны, гостиницы. Есть возможности для наращивания дополнительных продаж легкой одежды крупным потребителям одежды от общепроизводственных загрязнений.

Причем сервисный бизнес очень требователен к внешнему виду одежды, к тканям. Например, на рынке стоматологических услуг востребована одежда, обеспечивающая очень презентабельный и аккуратный внешний вид, как, впрочем, и в гостиничном или ресторанном бизнесе. Поэтому мы увеличиваем и развиваем ассортимент легкой одежды: конструируем современные лекала и модели, меняем ткани — на материалы с наибольшим содержанием хлопка, разрабатываем капсульные коллекции для мужчин и женщин — в современных трендовых цветовых сочетаниях.
— В текстильной промышленности, в производстве нетканых материалов происходит настоящая революция, связанная с развитием новых технологий. На какие тенденции вы опираетесь при производстве спецодежды и при составлении своего ассортимента?
— Действительно, технологический прогресс в области сырья, тканей и материалов серьезно влияет на наши возможности в области конструирования спецодежды и расширения ее функциональности. С одной стороны, спецодежда все больше отвечает требованиям тех условий, в которых применяется, — прочность, стойкость к температурам и химическому воздействию, с другой — становится удобной, легкой, дышащей и экологичной. В прошлое ушли так называемые стеклянные ткани — технологии, обеспечивавшие ткани ряд защитных функций, но уступающие современным в воздухопроницаемости, мягкости и комфорте. Кроме того, современное конструирование спецодежды учитывает анатомические особенности человека.

У нас есть собственные запатентованные технологии. Кроме того, компания сотрудничает с передовыми иностранными производителями в отрасли, что позволяет перенимать уже проверенные технологии, развивать конструирование.

В силу того, что мы активно расширяем ассортимент товаров, внедряем новые технологии, идем в ногу со временем, персонал компании регулярно проходит обучения и аттестации. Сейчас наш ассортимент включает порядка 10 тыс. наименований.
— Насколько автоматизирован процесс производства и продаж в компании?
— В целом мы ежегодно вкладываем 100 млн руб. в развитие, и примерно такой же размер инвестиций в цифровизацию бизнеса. Работаем с партнерскими фабриками, которые производят одежду по нашим лекалам. Корпоративное конструкторское бюро полностью автоматизировано.

Также полностью автоматизировано рабочее место клиентских менеджеров — единый центр контроля позволяет им получать информацию обо всех клиентах, взаимодействиях, счетах, заказах.
— Увеличившийся на фоне пандемии спрос на респираторы и другие средства, используемые для антивирусной защиты, сохранит свои позиции?
— В 2020 году средства индивидуальной защиты органов дыхания вышли на первый план в связи с пандемией. Например, продажа респираторов в 2020 году выросла в 20 раз по сравнению с 2019-м.

На рынок сильно повлияла информационная повестка заболеваемости COVID-19.

В целом продажи респираторов, по нашим прогнозам, вернутся на допандемийный уровень. Спад уже идет. Спрос сохраняется на производствах, которые всегда пользовались этими СИЗ, а также в медицинской отрасли.

Мы стали больше внимания уделять сегменту СИЗ: расширяем ассортимент средств защиты, в том числе для глаз, головы, рук.

В сегменте идет активное импортозамещение.

.
История компании