Спорт со скоростью смартфона
Текст:
Александр Кочетов
Фото: пресс-служба
Партнер проекта
Как цифровые сервисы изменяют подход к тренировкам
Новый сервис
Как «Спорт Рядом» помогает спортсменам
Сервис «Спорт Рядом», разработанный «Сбером», призван автоматизировать работу тысяч спортивных объектов в России. Спортивным комплексам он помогает перейти к онлайн-аналитике и уменьшить объем рутинной работы для персонала, а клиентам — через мобильное приложение ознакомиться с услугами объекта и приобрести их. Эта синергия способствует росту посещаемости спортивных объектов и популяризации спорта.
По данным Минспорта РФ, в 2021 году в России функционировало более 346 тыс. спортивных объектов (в том числе 1,6 тыс. стадионов и 6,4 тыс. бассейнов). По данным системы федеральной статистики ЕМИСС, более 200 тыс. спортивных объектов находятся в муниципальной собственности. Во Всероссийском реестре объектов спорта (объединяет спорткомплексы, где проводятся официальные соревнования) на 1 декабря 2022 года числилось, по данным Минспорта, свыше 7 тыс. спортивных объектов. Цифровизация такого количества сооружений в стране идет вразнобой, а централизованного решения в отрасли в масштабах страны до последнего времени не было.

Доля систематически занимающихся физкультурой и спортом граждан в октябре 2022 года, по данным Минспорта РФ, перевалила за 51% (в 2021 году — около 46%). Впрочем, некоторые эксперты сомневаются в достоверности этих данных, указывая, что они получены в основном путем соцопросов. То есть в России есть масштабная система государственных и муниципальных спортивных объектов, предоставляющих возможность заниматься спортом, но граждане о ней попросту мало знают. «Даже в Москве 38% горожан считают, что по их месту жительства недостаточно спортивных объектов. А на самом деле в Москве восемь таких объектов на один квадратный километр. У населения есть потребность занятия спортом, но не было удобного, универсального инструмента информирования», — считает заместитель гендиректора «СберИнтегро» Кристина Турчанинова.

Фото: пресс-служба
Именно такой инструмент цифровизации и автоматизации спортивных объектов — «Спорт Рядом» — с 2020 года разрабатывает «Сбер». Его главной «фишкой» выступает мобильное приложение, которое после простой регистрации покажет все подключенные спортивные объекты как в пределах шаговой доступности, так и в другом городе (куда любитель спорта собирается, скажем, в командировку или путешествие). Для каждого объекта показывается расписание услуг, а при выборе конкретной услуги — цена билета или абонемента с возможностью оплаты банковской картой или через сервис SberPay. «В условиях пандемии мы привыкли сидеть в гаджетах, буквально парой нажатий клавиш приобретать услугу. Это сподвигло нас создать инструмент, позволяющий гражданам не только заказывать доставку еды и товаров при помощи мобильных телефонов, но и приобретать услуги спортивных объектов», — рассказывает Кристина Турчанинова.

Примечательно, что билеты и абонементы, купленные через смартфон, хранятся в приложении в виде QR-кодов. Кристина Турчанинова добавляет, что к внедрению QR-кодов разработчиков подтолкнул собственный опыт: «Ранее для посещения бассейна при покупке услуги выдавали бумажный билет, который нужно было пронести сквозь раздевалку, душ и отдать тренеру. Такой клиентский путь мало удобен, бумажный носитель может потеряться, намокнуть. Сейчас клиенты на входе в бассейн сканируют QR-код и проходят на занятия».

Фото: пресс-служба
«Уберизация» в спорте
Как проходит цифровизация спортивных объектоВ
За два года, минувших с момента рождения идеи, функционал сервиса «Спорт Рядом» серьезно расширился. Изначально он задумывался как довольно простой сервис информирования граждан о спортивных объектах в шаговой доступности, но затем стал развиваться исходя из запросов и потребностей спортивных объектов. «В процессе тестирования выяснилось, что в век цифровизации наш сервис зачастую конкурирует с рутинными процедурами, по которым ведется учет в государственных и муниципальных спортивных объектах. Представители спортивных объектов рассказывали, что извлекать учетные данные по посетителям из рукописных журналов посещения практически невозможно. Так мы поняли, что нужна достоверная аналитика в режиме реального времени. А как ее отобразить? Появились таблицы и дашборды, которые стали совершенствоваться под запросы спортивных объектов и региональных органов исполнительной власти», — делится подробностями Кристина Турчанинова.

В итоге сейчас сервис способен решать целый комплекс задач. Речь идет об удобном составлении расписания занятий (с ограничением по количеству посетителей по событиям и привязкой, например, определенных занятий к тренерам), автоматизации продаж услуг и учета посещаемости, контроля доступа на объект (с помощью QR-кодов и их считывания) и автоматизации отчетности, в том числе с учетом государственных и муниципальных заданий. В последнем случае у спортивных объектов есть доступ к аналитике в виде графиков по выручке, продажам и посещениям, а также возможность генерации разнообразных отчетов (в том числе кассовых) за определенный период.

Фото: пресс-служба
Директор автономного учреждения «Управление спортивных сооружений республики Марий Эл» Андрей Сидоркин рассказывает, что для тестирования сервиса «Спорт Рядом» в январе 2021 года было выбрано три спортивных учреждения (всего в управлении менеджера находится 17 объектов). Речь о Дворце водных видов спорта с 50-метровым бассейном, Ледовом дворце и Арене «Марий Эл» с легкоатлетическим манежем и футбольным полем. Менеджер вспоминает, что цифровизацию он в первую очередь связывал с внедрением билетно-пропускной системы. «Проблемой для нас была не только организация продажи билетов: сейчас большая часть населения, особенно молодежь, сидит в телефонах, а информированность населения о наших объектах была очень невысокой. «Сбер» предложил удобный интерфейс с онлайн-приложением, который заодно позволил оптимизировать издержки на объектах», — рассказывает Сидоркин. По словам менеджера, сервис удовлетворил и потребность «все и сразу контролировать в одном месте».

Другой тестовой площадкой стало автономное учреждение «Спортивный комплекс «Мордовия» — многофункциональный комплекс с 20 залами, где занимаются 50 видами спорта. У «Мордовии» был собственный опыт цифровизации: в комплексе работал свой «пропускной» софт для посетителей, а также система финансовой и бухгалтерской отчетности (в том числе и по госзаданиям), рассказывает его директор Валерий Крутов. «Все эти идеи мы предложили перенести в «Спорт Рядом». Представители «Сбера» удивились, что у нас есть такие наработки, а мы увидели, что с ними шагать дальше выгодно и приятно», — добавляет менеджер.

Фото: пресс-служба
Андрей Сидоркин признается, что в ходе внедрения сервиса «Спорт Рядом» у персонала были вопросы. «Наши сотрудники по старинке сидели за кассой, принимали денежку и выбивали чек. Но мы попытались им объяснить, что если останемся в прошлом, то и доходы учреждения будут в прошлом», — поясняет он. Испугались нововведений на объектах поначалу и посетители-пенсионеры. «Но люди потихоньку развиваются. Сегодня жалобы на непривычные сервисы, которые были еще летом, исчезли, — заверяет менеджер. — Раньше у нас люди стояли в очередях, которые в зимние каникулы тянулись на улицу. Сейчас гости просто подходят к ресепшну, где им дают пластиковую карточку с QR-кодом».

Валерий Крутов хвалит «Спорт Рядом» за хорошую автоматизацию работы и удобство использования, что позволяет избегать характерных ошибок при ручном администрировании. Крутов ставит следующую амбициозную цель — умные спорткомплексы, где с гаджета можно управлять вентиляцией, кондиционированием и котельной.

В комплексе Андрея Сидоркина, по его словам, использование сервиса привело к однозначному повышению посещаемости за год: «Правда, оценить его в цифрах сложно, потому что сложно разделить эффект от сервиса и наших внутренних маркетинговых акций». Готовятся к подписанию контракты на внедрение сервиса «Спорт Рядом» на всех 17 спортивных объектах под управлением менеджера.

КАКИХ ДОСТИЖЕНИЙ ЖДЕТ СПОРТИВНАЯ ОТРАСЛЬ
«Технология win-win»
Фото: пресс-служба
Сервис «Спорт Рядом» может трансформировать жизнь не только отдельных спорткомплексов, но и целых регионов при планировании спортивных программ — благодаря системам отчетности и мгновенного цифрового администрирования. «На рынке есть схожие продукты, но нет таких, которые предоставляли бы сервис «одного окна». «Спорт Рядом» позволяет объединить спортивные объекты в единое пространство», — подчеркивает Кристина Турчанинова.

По словам Турчаниновой, к концу 2023 года к сервису «Спорт Рядом» будут подключены организации в 46 регионах страны. В следующем году команда «Спорт Рядом» целится на охват всей территории России, в идеале — все перечисленные во Всероссийском реестре объекты спорта. «Региональная власть понимает важность внедрения таких продуктов. Ведь сервис помогает формировать достоверную аналитику для принятия управленческих решений», — добавляет заместитель гендиректора «СберИнтегро».

Фото: пресс-служба
Министр спорта и молодежной политики Мордовии Александр Савилов называет опыт сотрудничества со «Сбером» в своем пилотном регионе примером «технологии win-win». «Мы начали с трех объектов, сейчас подключили все 12 госучреждений. Основной поток в нашем регионе — городской округ Саранск, там сосредоточена половина населения республики. Но мы понимаем, что этот опыт нужно масштабировать на другие муниципалитеты», — заявил Александр Савилов. По его словам, такие функции сервиса, как организация контроля прохода по QR-кодам, продажа билетов на мероприятия и формирование отчетности, помогли быстрее принимать управленческие решения.

Очевидно, что «уберизация» физкультурно-спортивной деятельности способствует и выполнению целей федерального проекта «Спорт — норма жизни» нацпроекта «Демография». В рамках проекта российские власти поставили цель довести число регулярно занимающихся спортом граждан до 70% к 2030 году, а их уровень обеспеченности спортивными сооружениями — до 74% (с базового уровня в 57%). «Мы в начале пути. Как только у нас будет масштабное подключение, а региональные органы исполнительной власти получат больше статистических данных, скажем, от всех спортивных объектов региона, тогда, будем надеяться, с помощью этой информации станут корректироваться и программы развития спорта в субъектах РФ», — говорит Кристина Турчанинова.

Четыре результата спортивного сервиса
КАК СТАРТОВАЛА ЦИФРОВИЗАЦИЯ РОССИЙСКИХ СПОРТКОМПЛЕКСОВ
Фото: пресс-служба
Реклама, рекламодатель: ПАО СБЕРБАНК, https://sberbank.ru