Технологичные закупки: какие тренды определяют развитие отрасли
Текст:
Юрий Праслов
Фото:
Андрей Любимов
Партнер проекта

Рынок коммерческих закупок трансформируется. Его драйверы — цифровизация, переход от западных вендоров к отечественным разработчикам и внимание компаний к возможностям искусственного интеллекта и ESG-повестке.
Успешно преодолев вызовы 2022 года и восстановив цепочки поставок, в текущем году российские компании вернулись к стратегическим целям и задачам. Что подтверждают проекты — участники премии «Лидер конкурентных закупок 2023», ежегодно выявляющей лучшие практики отрасли. Мы пообщались с победителями премии и узнали, какие тренды будут определять развитие закупочной функции в ближайшее время.
Эффективная цепочка
Как совершенствуется цикл закупки
Экономическая эффективность всегда была важнейшим приоритетом закупщиков. Но если раньше зачастую речь шла только о снижении цен на торгах, то сейчас акцент сместился на комплексный подход и оценку эффективности на всех этапах закупочного процесса.

Наталья Сунцова
директор по закупкам АО «Первая грузовая компания»
«ПГК — цифровая компания, одним из приоритетов которой является операционная эффективность. Блок закупок не исключение. Мы поставили себе амбициозные цели глубокой трансформации функции, которая направлена на создание закупочной экосистемы. В результате мы планируем сдвинуть фокус с процессинга на создание стоимости для компании, тем самым обеспечив эффективную прозрачную закупочную функцию, которая позволит оптимизировать затратную часть и повысить качество сервиса для наших клиентов».
«Экономическая эффективность для нас — это выверенный процесс, открытый диалог с рынком и командная работа с заказчиком. Данный подход позволит нам максимально удовлетворить потребности бизнеса и при этом получить значительную экономию. Не все ИТ-продукты целесообразно разрабатывать самостоятельно с нуля. Существует большое количество решений, способных выполнять задачи бизнеса с требуемым уровнем качества и достаточной автоматизацией процесса. Главное — слышать заказчика, понимать предмет закупки и знать рынок. Рынок отечественных ИТ-продуктов предлагает разнообразный выбор решений, способных заместить импортные аналоги. Иногда удается даже превзойти ранее используемые западные решения, так как отечественные разработчики проявляют большую гибкость в вопросах адаптации решений под заказчика, тем самым позволяя наработанный годами опыт переложить на код продукта».

Мария Маринина
начальник отдела административных закупок
СПАО «Ингосстрах»
Свое надежнее
Как компании добиваются импортонезависимости
В 2022 году предприятия жили в антикризисном режиме и оперативно искали аналоги зарубежной продукции. Сейчас участники рынка отмечают, что перешли к системной работе в этом направлении и выстраивают устойчивые импортонезависимые цепочки поставок. Переориентация на отечественных поставщиков позволяет нивелировать риски, связанные с экспортно-импортными операциями, которые включают в себя курсовую разницу, более дорогую логистику и риски недопоставки оборудования и комплектующих из-за санкций.

Сергей Шумейко
директор департамента закупок агрохолдинга «Степь»
«Импортозамещение — сложный и длительный процесс, который требует усилий и ресурсов. Агрохолдинг «Степь» придерживается тренда на импортозамещение уже долгое время. Нам удалось достичь значительных результатов в этой области. В нынешнем году компания использовала 100% семян зерновых культур и минеральных удобрений отечественного производства. Доля российских семян подсолнечника и сахарной свеклы составляют 80–85%, средств защиты растений — 95%. Также мы увеличили до 82,5% количество сельхозтехники и запасных частей российского производства. Наша компания продолжает развивать курс на импортозамещение. В следующем сезоне мы планируем наращивать долю используемых сельхозкультур российской селекции и средств защиты растений. Увеличим закупки отечественной сельхозтехники, опрыскивателей и посевных комплексов».
Компании стремятся достичь импортонезависимости не только по всем категориям продукции, но и в программном обеспечении. Уход зарубежных вендоров подтолкнул российские предприятия к внедрению отечественных решений для автоматизации закупочной деятельности.

«Компании, которые ранее активно использовали западные SRM-системы, столкнулись в 2022 году с прекращением поддержки этих решений и ограничением возможности обновления, — говорит Мария Маринина, начальник отдела административных закупок СПАО «Ингосстрах». — Для трансформации и автоматизации закупочного процесса в группе компаний «Ингосстрах» в 2019 году мы приняли решение использовать российское ПО. Полагаю, со временем многие поступят аналогичным образом. К счастью, этот рынок сейчас активно развивается».

«Мы работаем с вендорами, которые представлены в отечественном сегменте рынка, оцениваем их компетенции как достаточные для создания и внедрения успешных решений», — считает директор по закупкам АО «Первая грузовая компания» Наталья Сунцова.

«На российском рынке производители программного обеспечения предлагают достаточно широкий спектр решений», — отмечает также Владимир Корчененков, начальник управления закупок АО «Зарубежнефть».

«Мы исторически выбрали платформу российского поставщика услуг», — говорит директор департамента закупки услуг и сопутствующих материалов УК «Металлоинвест» Алексей Лунев, вспоминая при этом, что до введения санкций при оценке рисков вероятность ухода с рынка иностранных вендоров в компании оценивали на уровне 1%. Но когда это произошло, компания оказалась в выигрышном положении.

Российские разработчики стремятся не просто заместить уходящие западные продукты аналогами, но и создают новую функциональность. Например, компания B2B-Center предлагает бесшовную автоматизацию всех этапов закупки на базе платформы B2B Altis. Ее внедрение в функцию закупок позволяет оптимизировать закупочные цены по товарам и услугам до 18%, сократить операционные издержи на 30–40%, а время от поступления заявки до приемки товара — на 50%. «Мы активно участвуем в процессах цифровизации компаний горно-металлургического сектора, химической и транспортной отраслей. Значительное число отечественных предприятий сегодня с большей лояльностью относятся к российским разработчикам и рассматривают нас как вендора», — говорит генеральный директор B2B-Center Ольга Громкова.

КАК ФОРМИРУЮТСЯ ОТВЕТСТВЕННЫЕ ЦЕПОЧКИ ПОСТАВОК
Устойчивость обязательна
Все больше компаний предъявляют контрагентам такие требования, как наличие у них ESG-политики, специальных программ идентификации ESG-рисков и реагирования на них, сертификации систем экологического управления, инвестиций в зеленые технологии и оборудование.
«Наша компания начала работу по оценке поставщиков по ESG-повестке. Для нас это первый «подход к снаряду» — мы пока еще не готовы включить его в квалификационные требования по допуску к закупкам. И рынок еще не настолько устойчив, чтобы ввести такое требование. Мало кто прямо сейчас использует эти факторы как критические при допуске до участия в тендерах. Вместе с тем поставщики присматриваются, чтобы соответствовать требованиям крупных компаний. Со своей стороны мы готовим наших поставщиков к тому, что в дальнейшем мы будем анкетировать и отбирать только тех, кто будет соответствовать ESG-повестке».

Алексей Лунев
директор департамента закупки услуг и сопутствующих материалов
УК «Металлоинвест»

Дмитрий Гвозданный
руководитель проектов цифровизации закупок
ГК «Самолет»
«Группа «Самолет» единственная из строительной отрасли вошла во вторую категорию ESG-индекса российских компаний, составленного рейтинговым агентством НКР, что оценивает наши практики выше среднего по рынку. Внутри наших тендерных процедур мы уже предлагаем своим поставщикам заполнить ESG-анкету — это первый шаг, который мы уже сделали. На всех своих объектах мы ввели экологические аудиты. Чтобы избежать экологических рисков, наши специалисты выезжают к поставщикам, проверяют сертификаты соответствия материалов и то, как налажено их производство.

Мы перешли на закупку материалов через внутренний маркетплейс, запустив новую тендерную площадку, которая позволяет значительно экономить денежные средства и привлекать новых партнеров. Мы пошли по пути создания собственной платформы, с нуля разработав ее за 2,5 года. И сейчас совокупная эффективность, которую мы показали в ходе ее запуска, составила более 1 млрд руб.».
Фокус на кадры
Как развиваются трудовые коллективы
В ситуации кризиса многие компании осознали стратегическое значение закупочной функции. Именно поэтому они все больше внимания уделяют созданию сильных профессиональных команд, которые могут гибко и эффективно реагировать на меняющиеся рыночные условия.

Ксения Демидова
руководитель проектного офиса закупок
ПАО «Северсталь»
«Адаптивность, критическое мышление, умение брать на себя ответственность, нестандартно мыслить и быстро принимать решения — те самые компетенции закупщика, которые помогли нам справиться с вызовами 2022 года. Помимо этого, мы фокусируемся на развитии навыков эффективных коммуникаций, понимания бизнеса, цифровизации, юридических и финансовых аспектах, применяемых в закупках. Это только часть того, что включено в матрицу компетенций функции закупок.

Кроме того, Северсталь уделяет много внимания развитию особой культуры взаимодействия внутри команд, в т.ч. кросс-функциональных, что непосредственно повышает качество и скорость достижения результатов.

На 2024 году мы ставим своей целью дать сотрудникам еще больше возможностей для самореализации и повышения личной эффективности, развития лидерства и взаимопомощи».
Как награждали лауреатов премии «Лидер конкурентных закупок»
Технологии на тестировании
Перспективные разработки для закупочного процесса
Развитие новых технологий и искусственного интеллекта позволяет автоматизировать закупочный процесс на новом уровне с использованием предиктивной аналитики, цифровых двойников, технологий больших данных, роботизации и чат-ботов. Несмотря на то что алгоритмы ИИ уже значительно упрощают рабочие процессы, многие участники рынка полагают, что полностью оцифровать роль закупщика пока невозможно.
«Цифровизация закупок и логистики — один из ключевых инструментов повышения эффективности бизнеса, над которым в «Т Плюс» работают уже несколько лет. Проект «Автоматизация закупок» позволил выстроить полный цикл закупки в информационной системе «Т Плюс» — от планирования потребности и проведения экспертизы участников до публикации результатов закупки и договоров в единой информационной системе (ЕИС). Появилось единое цифровое пространство для 13 филиалов компании. Особенность такой системы заключается в возможности проведения экспертизы и предварительного контроля, что позволяет достигать минимальной стоимости при проведении каждой процедуры. Еще один важный эффект — минимизация трудозатрат сотрудников в части рутинных операций за счет интеграции процессов с электронными торговыми площадками и ЕИС. Эффекты от реализации таких проектов в первую очередь связаны с оптимизацией различных внутренних процессов и их совершенствованием, а также повышением прозрачности процедур и скорости их выполнения.

Компания планирует применять технологии «цифровых двойников», которые в том числе в качестве пилотных проектов реализуются и в закупках. В их основе — применение прогнозирования, искусственного интеллекта, больших данных, анализа процессов и их роботизации. Сейчас мы работаем над задачами прогнозирования стоимости материалов с использованием Data Science и учетом информации об изменениях рынка и других внешних факторов, что позволит своевременно нивелировать разные риски, связанные с поставками. Кроме того, современные технологии улучшат взаимодействие и информационный обмен с поставщиками».


Руслан Хальфин
директор по закупкам и логистике
ПАО «Т Плюс»

Владислав Мандрыка
директор по логистике и закупкам
Dodo Brands
«Мы активно используем предиктивную аналитику и машинное обучение — в первую очередь для прогнозирования спроса и полноценного внедрения системы S&OP (планирование продаж и операций). Точность прогнозирования составляет около 85–86%. Это позволяет более взвешенно управлять запасами.

Ключевыми трендами в 2024 году станут антихрупкость и гибкость. В этой связи ключевыми проектами в ближайшие годы будут являться выстраивание аналитики в режиме реального времени, совместное партнерство по всей цепочке создания ценности с последующей технологической интеграцией между участниками, создание динамических цепочек поставок. Ключевой технологией в Supply Chain на ближайшие несколько лет будет использование Generative Ai и ChatGPT для стратегического планирования, анализа рынка конкретной категории и оценки рисков. Кроме этого, мы считаем, что интернет вещей (IoT), умные сенсоры, телеметрия кардинально изменят модель закупки для технологичного оборудования, а активное развитие 3D-печати в корне изменит подход к сорсингу, исключив понятие «экономия на масштабе». В перспективе нас ждет увлекательное время массовой кастомизации».

«Мы видим, что многие компании ускорили проекты цифровизации и модернизации закупок. Они восприняли новые условия как окно возможностей для перемен.

Откликаясь на потребности рынка, мы делаем ставку на внедрение передовых технологий и непрерывное совершенствование наших ИТ-решений. Разработали отечественную платформу для сквозного управления закупками B2B Altis, вывели на рынок сервис для управления договорами «B2B Контракты» и решение для простых покупок — корпоративный интернет-магазин.

Благодаря этому наша доля на рынке корпоративных закупок существенно выросла. Мы становимся крупнейшей платформой в РФ, занимая около 50% рынка по количеству и около 80% по объемам закупок».


Ольга Громкова
генеральный директор
B2B-Center
Участники рынка сходятся во мнении, что если в 2022 году горизонт планирования закупочной деятельности был сужен до инструментальных вопросов обеспечения непрерывности поставок, их замещения отечественными аналогами и процессами, то в текущем году профессиональное сообщество директоров по закупкам уделяет гораздо больше внимания долгосрочным темам. К ним относятся и ESG-повестка, прежде всего обеспечение ответственных цепочек поставок и внедрение современных технологий, включая искусственный интеллект.
Кто стал победителем премии
«Лидер конкурентных закупок 2023»
Гран-при премии — «Компания года в области конкурентных закупок»
УК «Металлоинвест»
ПАО «Северсталь»

«Профессионал конкурентных закупок»
Наталья Сунцова, АО «Первая грузовая компания»

«Экономическая эффективность закупочных операций»
СПАО «Ингосстрах»

«Лидер диджитализации закупочных процессов»
ПАО «Т Плюс»
ГК «ФосАгро»

«Лучший проект модернизации бизнес-процессов в закупках»
ГК «Самолет»

«Лучшая система работы с поставщиками»
ООО «СЛК Цемент»

«Лучший кейс в области кризисного управления»
Dodo Brands

«Лидер импортозамещения»
Агрохолдинг «Степь»
АО «Зарубежнефть»

«Лучшая поддержка малого и среднего бизнеса»
ПАО «Интер РАО»
ГК «Алкогольная сибирская группа»

«Развитие потенциала команды»
ПАО «Татнефть»

Спецноминации

«За увеличение экономической эффективности закупок»
ООО «Хуадянь-Тенинская ТЭЦ»

«За успехи в трансформации закупок услуг»
Fix Price

«За успехи в оптимизации и централизации закупочной деятельности»
ООО «УК «Региональный оператор»


Реклама. АО «Центр развития экономики» https://www.b2b-center.ru