Ягоды в смартфоне
Текст: Александр Кочетов
Фото: Getty Images Russia
Как приложение изменило бизнес на дикоросах
Мобильное приложение «Ягод Карелии», разработанное совместно со «Сбером», позволило компании сократить издержки при закупках дикорастущей ягоды и сделать их прозрачными. Решение окупилось за сезон и теперь будет масштабировано на другие сферы, связанные с работой приемных пунктов.
Дикорастущий рынок
Российские производители продуктов из дикорастущих ягод, грибов и орехов в последние годы стабильно наращивали поставки на внешние рынки. Только в 2020 году, по оценкам исследовательской компании КПМГ, Россия экспортировала 29,5 тыс. т дикоросов на $63,1 млн. Годом раньше эти показатели составляли соответственно 17,1 тыс. т и $30,4 млн. Потенциал поставок этой продукции на экспорт в КПМГ тогда оценивали в $1 млрд. Однако в 2022 году из-за геополитической обстановки и санкций европейские рынки стали закрываться для отечественных производителей. Зампред правительства Карелии Дмитрий Родионов называл местные предприятия по переработке ягод и грибов наиболее пострадавшими от санкций.

В этой ситуации Александр Самохвалов, управляющий директор компании «Ягоды Карелии», одного из лидеров по сбору и переработке дикорастущих ягод в Европе, видит цифровизацию процессов, которую активно проводит уже третий год, ключевым фактором развития бизнеса.
Фото: Getty Images Russia
Карельское предприятие закупает ягоды по всей стране: в Архангельской, Вологодской, Псковской, Ленинградской областях, Республиках Карелия и Коми, Пермском крае. Даже из Сибири привозят ягоды — облепиху и калину. В числе партнеров компании были Danone, «Мираторг», Nestle, Valio и Fazer. Сам Самохвалов оценивает объем рынка дикорастущих ягод в России в 50 тыс. т в год, называя его хаотичным, но подчеркивает, что его компания закупает 10–12 тыс. т продукции, а обороты предприятия составляют 2–4 млрд руб. в год в зависимости от урожая и других факторов.

«Профессиональных сборщиков в России крайне мало. И производительность их труда ниже, чем в Скандинавии, где сезонные работники из Таиланда, например, собирают до 200 кг брусники в день против 70 кг в России при сравнимых урожаях, — описывает трудности бизнеса управляющий директор «Ягод Карелии». — При этом география и объемы бизнеса растут, сейчас у нас более 600 приемных пунктов».
Борьба с приписками
С приемными пунктами, по словам Самохвалова, было две проблемы. Первая: жульничество с наличными. Приемщик мог закупить ягоды по 100 руб. за килограмм, записав в тетрадку учета цену 110 руб. Вторая проблема: невозможность правильно вести сквозной учет и отсутствие нормальной аналитики. «У нас 22 менеджера в регионах, каждый ведет от пяти до 100 приемных пунктов. Ехать к каждой точке и разбираться со справедливостью цен возможности нет», — отмечает управляющий директор.

К идее цифровизации бизнес-процессов Самохвалову помогло прийти математическое образование. Но компании, в которые обращался менеджер, в ответ на просьбу разработать конкретное решение, разводили руками или, в лучшем случае, предлагали поставить терминалы во всех пунктах приема ягод. «Такая техника очень дорогая и требует обслуживания, к тому же она не решает ряд требуемых задач по учету. Мы же хотели сделать массовый и доступный продукт, позволяющий масштабироваться в России и дальше», — объясняет Самохвалов бесперспективность такого решения.
Фото: Getty Images Russia
В итоге в 2020 году было принято решение о необходимости строить из бизнеса по сбору и переработке дикоросов цифровую компанию. К тому времени почти каждый сборщик даже в самом отдаленном селе обзавелся смартфоном и банковской картой и чаще всего уже умел переводить деньги через личный кабинет. Задачей было сфокусировать работу над преобразованием клиентских путей, перенести процесс взаиморасчетов в «цифру», улучшив его путем оптимизации взаимодействия, учесть необходимость выхода из серых зон.

Совместно со «Сбером» было разработано приложение, в котором на текущий момент доступно две роли: сборщик и приемщик. Сборщик может зарегистрироваться за несколько минут и увидеть на карте более 2 тыс. мест сбора ягод и грибов, а также легко найти ближайший пункт приема. Через гаджет проводятся и все операции по сдаче собранной ягоды.

Бизнес-аналитиком выступил сам Александр Самохвалов. «Не получится прийти к кому-то, просто заплатить, чтобы вам создали по-настоящему крутой продукт. Лучше владельца никто не знает бизнес, поэтому, если я хочу что-то построить, сам участвую в создании продукта», — говорит он.
Корзина алгоритмов
«Решение мы стали тестировать в 2021 году, запустив параллельно две системы закупок: за наличку, то есть по-старому, и через приложение, — рассказывает Самохвалов. — Поначалу у сборщиков было много вопросов и страхов относительно налоговых доначислений. Пришлось даже изготавливать баннеры для каждого пункта приема ягод и выступать с разъяснениями в СМИ о том, что налогами сборщики облагаться не будут».

В августе 2022 года «Ягоды Карелии» полностью перешли на новую платформу, где можно проводить платежи еще и по номеру телефона. «Эти возможности вывели нашу систему на новый уровень, — отмечает Самохвалов. — Если еще в прошлом году сборщики, приходя на приемный пункт, должны были знать номера банковских карт для получения безналичного платежа, то теперь достаточно номера телефона».

Фото: пресс-служба
Схему работы приложения в «Ягодах Карелии» описывают так. На приемном пункте сотрудник взвешивает товар, выбирая на платформе вид разрешенных к приемке ягод, например, морошку, чернику или бузину. При этом начальство приемщика может запретить принимать, скажем, бруснику (так отсекается возможность получить незрелый товар). Затем в приложение вносится вес продукта (скажем, 12 кг), после чего пользователь попадает на экран с максимальной ценой товара (скажем, 80 руб. за 1 кг). «Закупить ягоды дороже рынка, как раньше активно практиковали недобросовестные приемщики для общего поднятия цен, порождая еще большее жульничество, теперь нельзя», — подчеркивает Самохвалов. Наконец, на финальном этапе происходит оплата с зачислением средств на электронный кошелек сборщика либо по номеру карты в любой банк, либо по номеру телефона в «Сбербанк Онлайн». При этом формируется отчетность; к ней имеет доступ как сам сборщик, так и приемщик, и его руководство.
Снижение себестоимости
Цифровизация позволила «Ягодам Карелии» сократить себестоимость закупок в среднем на 10–15%, а черники — на 16,5%. Самохвалов поясняет, что это удалось сделать, в том числе, за счет оптимизации зарплат приемщиков (которая раньше была зачастую «вдвое выше рынка»), искоренения практики завышения закупочных цен и сокращения процента усушки сырья. «Нередко, скажем, из 5 т ягод приемщики списывали 100 кг как усушку, а на деле прятали товар в соседнем сарае и впоследствии продавали его компании. Сейчас усушка строго регламентируется нормами ГОСТа», — добавляет менеджер.

Эффект от цифровизации в «Ягодах Карелии» оценивают как «колоссальный», говоря, что вложения в разработку удалось окупить буквально за сезон. По данным на конец сентября 2022 года, в приложении «Ягод Карелии» было совершено более 16 тыс. транзакций и закуплено более 5 млн кг продукции.

Александр Самохвалов
управляющий директор компании «Ягоды Карелии»
«По итогам 2021 года закупок было вдвое больше, но сыграли роль объективные факторы: упал экспорт, снизились закупочные цены, да и население сейчас скептически относится к сбору ягод, не понимая до конца экономическую ситуацию. Но при этом нам удалось преодолеть страхи сборщиков, связанные, например, с налогами или плохой мобильной связью. Сборщики стали хорошо относиться к приложению»
Управляющий директор ягодной компании также выделяет ряд функций, которые получает лишь зарегистрировавшийся в приложении сборщик. Речь, в частности, о карте с 2 тыс. мест сбора ягод и грибов на всем северо-западе России, возможности написать обращение напрямую к компании и электронном кошельке с ежедневными начислениями процентов на остаток (из расчета 10% годовых). «Имея много лояльных сборщиков, мы таким образом за их счет кредитуемся на небольшую часть средств, предоставляя возможность и сборщикам получать проценты», — поясняет смысл создания кошелька предприниматель.

Сейчас в базе «Ягод Карелии» зарегистрированы более 30 тыс. сборщиков. Всего же по России, по оценкам компании, насчитывается до 1 млн сборщиков. Большинство из них собирают ягоды не промышленно, а для домашних заготовок. В «Ягодах Карелии» работают над тем, чтобы «переломить ситуацию»: «В Карелии нам уже это удалось. 90% ягод здесь собирается именно для промышленной переработки».

Поляна для масштабирования
На разработке «ягодного» приложения предприятие останавливаться не собирается. По словам Самохвалова, компания уже договорилась о партнерстве и подключении к совместной разработке всех желающих участников рынка. Расти есть куда. Предприниматель напоминает, что сейчас 70% платежей в России происходят по безналу, тогда как в Финляндии и Швеции эта доля достигает 99%.
«Ягодная» платформа функционирует по подписке с несколькими доступными тарифами, так что подключиться к ней могут и мелкие предприниматели уже сегодня. Сбербанк надеется, что системой заинтересуются фермеры, выращивающие клубнику и черную смородину, которые сталкиваются с теми же проблемами учета. В приложении уже разрабатывается модуль для учета реализации свежей продукции, а также планируется создание онлайн-биржи по реализации ягод, грибов, орехов напрямую от фермеров и переработчиков, присоединившихся к платформе.
Дмитрий Трофимов
управляющий директор департамента развития корпоративного бизнеса «Сбера»
«Работу с Александром мы начали в рамках сервиса «Сбера» по цифровой трансформации бизнеса клиентов. Сейчас совместно с «Ягодами Карелии» мы готовим приложение для дистрибуции по SaaS-модели, что позволит компании выйти в другие регионы и масштабировать свой бизнес. По сути, «Ягоды Карелии» станут не только продвинутым переработчиком дикоросов, но и ИТ-компанией, предлагающей софт другим участникам рынка.

Сегодня в рамках проекта DTaaS мы научились не просто продавать сервисы, а закрывать потребности клиента, помогая ему трансформировать свою компанию, обеспечивая рост его бизнеса — сервисы лишь дополняют внедряемые клиентом решения».
В каждом регионе РФ, отмечает Трофимов, работают 11 цифровых команд, в том числе менеджеры по успеху клиентов (Customer Success Manager).

По его словам, «Сбер» по всей стране реализует уже более 500 проектов цифровой трансформации, и задача — пройти с клиентом весь путь: обучение, разработка стратегии, реинжиниринг процессов, разработка технологического решения и его масштабирование.
Фото: Getty Images Russia
Реклама, рекламодатель: ПАО СБЕРБАНК, https://sberbank.ru