Десять лет назад внимание вопросу ИС уделяли лишь немногие компании, представляющие в основном крупный российский бизнес. Постепенно ситуация менялась: предприниматели освоили регистрацию средств индивидуализации, в первую очередь самых очевидных — брендов и доменных имен, говорит Алина Акиншина. Для крупного бизнеса вопросы защиты интеллектуальной собственности постепенно входили в повседневную рабочую повестку.
Такая тенденция закономерна, считает Алексей Агапов, начальник управления договорной и претензионно-исковой работы департамента правовой поддержки X5 Retail Group. По его словам, подход крупного бизнеса к вопросам ИС кардинально изменился в сторону ее активной защиты. «В мире, где большинство операционных процессов уже изучены и растиражированы, конкурентное преимущество на рынке получает тот, кто владеет технологиями, тот, кто выделяется и имеет свою собственную, отличную от остальных участников рынка идентификацию. Все это практически всегда связано с созданием объектов интеллектуальной собственности и, как правило, немалыми инвестициями в них», — объясняет Алексей Агапов рост потребности компаний в защите ИС.
При этом, по данным Deloitte, к 2017 году примерно половина из работающих с интеллектуальной собственностью фирм делали это, чтобы повысить нематериальную конкурентоспособность — укрепить репутацию или увеличить узнаваемость бренда. Возможность через работу с ИС добиться роста материальной конкурентоспособности — нарастить долю рынка или повысить спрос на продукцию — видят на сегодняшний день уже треть российских компаний, отмечает Deloitte.
Постепенное наращивание опыта работы российского бизнеса с ИС демонстрирует и объективный рост количества подаваемых заявок в отношении, в частности, средств индивидуализации. В 2018 году в России были поданы заявки на регистрацию товарных знаков, охватывающие в общей сложности 299 577 классов (любую заявку на товарный знак подают в отношении определенного класса товаров, в рамках которого и будет гарантирована защита товарного знака; это дает возможность компаниям на других рынках использовать похожие обозначения, ничего не нарушая), из них российскими резидентами — 203 854. Правда, в Китае, лидере по этому показателю, согласно данным Всемирной организации интеллектуальной собственности (WIPO), цифра давно перевалила за 8 млн.