— Как изменились отношения России и Польши в результате санкций?
— Вопреки санкциям и эмбарго мы удерживаем довольно сильную позицию как торговый партнер. Отношения неплохие, хотя, конечно, между странами снизились внешнеторговые обороты. Но они упали не только из-за санкций, в первую очередь на товарообмен повлияло снижение стоимости рубля. Наш экспорт в Россию и импорт из России уменьшились, как и аналогичные показатели других стран. Но я бы сказал, что большинство стран ЕС даже больше потеряло, чем Польша, на торговле с Россией. По последним данным, по итогам семи месяцев 2015 года спад российского импорта из Польши составил 44,8%. В то время как в целом по ЕС — 45%. И за пределами ЕС уменьшился экспорт в Россию. Больше всего потеряла Норвегия (63,4%), Канада (62,7%) и Новая Зеландия (62,5%). Только у Кипра среди стран ЕС наблюдается рост экспорта в Россию, но здесь весь внешнеторговый оборот — лишь $183,5 млн. В то время как оборот России и Польши за семь месяцев этого года составил $8,4 млрд.
— Могли бы вы дать сравнительную характеристику инвестиционной привлекательности экономик Польши и России?
— В прошлом году внешнеторговый оборот России составил $790 млрд, а у Польши, в которой живет в четыре раза меньше людей, а территория в десятки раз меньше российской, — около $450 млрд. То есть мы в четыре раза меньше, чем Россия, но наш оборот почти вдвое меньше. Мы живем за счет внутреннего рынка, который хорошо развиваем, и за счет экспорта. Мы создали привлекательные условия для инвесторов. И Польша стала крупным производителем разных товаров. Например, бытовой техники — мы ее больше производим, чем, скажем, Германия.
Мы предлагаем для инвесторов хорошие условия — у нас пятое место в Европе и 13-е в мире по привлекательности прямых иностранных инвестиций. И мы за 25 лет «польской трансформации» привлекли их на сумму $270 млрд, общий объем иностранных инвестиций составил $611 млрд.
У нас стабильная обстановка: мы продаем в Россию промышленные товары, хотя все думают, что Польша — это мясо и яблоки. Никогда такого не было, не знаю, откуда взялось такое мнение. Продовольствие составляло всего 15% в товарообороте, а 85% приходилось на промышленные товары. Даже в самые лучшие для польских животноводов времена мяса экспортировали на $110 млн, когда весь объем польского экспорта составлял почти $11 млрд. Это данные на 2013 год, последний, когда все шло хорошо.
— То есть Польша не настолько аграрная страна, как принято считать в России?
— В то время как Россия в 2013 году импортировала продовольствия на $43 млрд, Польша его экспортировала на $25 млрд. Мы за то, чтобы и Россия производила свои продукты. И за то, чтобы делать это вместе с нами. Польша довольно много производит и мяса, и овощей, и фруктов, и молочных продуктов — это сложилось исторически, так было всегда, мы знаем, как это делать. Даже в социалистические времена 80% польского сельского хозяйства было в руках частников. У Польши по некоторым видам продукции лидирующие позиции в мире. Например, по производству яблок мы занимаем третье место в мире, перед нами только Китай и США, по производству яблочного сока мы вторые в мире. По черной смородине Польша — номер один в мире, так же как по американской бруснике, вишне и малине в Европе. Шампиньонами мы обеспечиваем всю Европу и раньше обеспечивали Россию, мы одни из главных производителей этих грибов.
Но мы можем выращивать все это и в России. Польский климат практически не отличается от средней полосы России, а таких природных условий, как в Краснодарском крае, в Польше вообще нет. Россия — самая большая страна в мире, и большая часть ее территории непригодна для сельского хозяйства, но это неважно — теплицы могут быть и в Сибири. Построить теплицы — это совсем недорого. А энергию для обогрева даст газ, которого в России более чем достаточно.
— Вы с этим предложением к кому-нибудь в России обращались?
— Официально не обращался, но я очень часто выступаю на больших конференциях и, проживая в России уже много лет, объясняю свою точку зрения о том, что можно использовать польский опыт и российские возможности. Мы потеряли $1,4 млрд в прошлом году по объемам экспорта в Россию. Но в то же самое время наш экспорт в целом увеличился на $12 млрд. Немного есть стран в мире, которые, как и Польша, на протяжении двадцати с лишним лет удерживали исключительный рост экономики. Сейчас он составляет около 3,5% в год, в девяностые доходил и до 7%. И даже в кризисные 2008–2009 годы, в Польше сохранился рост на 4,8% в 2008-м и на 1,8% в 2009 году. Наш экспорт хорошо развивается, мы продолжаем искать новые рынки.
— Почему ваш общемировой экспорт вырос на $12 млрд в то время, когда в России он упал?
— Россия нас сама заставила искать новые рынки. Мы стали продавать больше яблок в Северную Африку, например в Египет, и предлагать их на китайский рынок. Мы ездим в развивающиеся страны и ищем там партнеров. Используем активные формы поддержки нашего экспорта. Выбираем категории, в которых у нас есть хорошие товары на конкурентной основе. И активно вкладываем деньги в их поддержку. Например, в присутствие на выставках, организацию встреч для польских бизнесменов с местными предпринимателями, создание бизнес-миссий.
Например, только что из Польши вернулась очередная группа российских предпринимателей. Такую миссию мы организовали уже в третий раз за последний год. Россияне посещают разные регионы Польши, мы организуем участие ваших бизнесменов в конференциях и встречи с польскими партнерами. Такие же поездки мы организуем для поляков в России. Они ездили в Республику Саха, Новокузнецк, Екатеринбург, много раз их принимали в Москве. Мало кто знает, что Польша сильна в горнодобывающей отрасли. Например, в Кузбассе все нас знают. Мы предоставляем высококачественное оборудование для горнодобывающей отрасли и безопасные технологии добычи угля. Наши фирмы предоставляют сервисные услуги в этой области.
— Какие секторы наиболее привлекательны для инвестиций в Польше?
— Прежде всего иностранцы вкладывают в автопром, производство пластмассовых изделий, программное обеспечение, банковский сектор и выпуск бытовой техники. Это и полиграфия — некоторые российские журналы печатаются в Польше, поскольку у нас хорошие бумага, оборудование и цены. Очень хорошо развита упаковочная и химическая отрасли. И в Европе, в том числе в России, очень много автомобилей, в которых использованы польские компоненты. Собираем сотни тысяч иномарок, в основном на экспорт. Наш экспорт в Россию в отрасли автопрома составляет сотни миллионов долларов в год. Мы экспортируем в Россию более 4 тыс. наименований товаров в 20 товарных группах, в основном это промышленные товары.
— Малый и средний бизнес — какое место он занимает в экономике вашей страны?
— У нас сейчас он дает 66% ВВП. Мы начали его развивать 25 лет назад. Значительно облегчили создание частной деятельности, предоставили бизнесменам дешевые деньги. Разрешили всем выпускать почти любую продукцию и предоставлять услуги, за исключением специальных секторов экономики, таких как поиск полезных ископаемых, складирование отходов, производство взрывчатых веществ, вооружений, топлива и торговлю ими, охранная деятельность, распространение телевещательных программ, авиатранспорт.
В Польше в основном нет необходимости получать разрешение на тот или иной вид деятельности — необходима лишь регистрация. Затем вы получаете кредит на первоначальные нужды — €10–15 тыс. На эти деньги вы можете купить средства производства. И этот кредит дается на льготных условиях под 1,5–2% годовых, кроме того, можно рассчитывать еще и на льготы в налогообложении.
Логика такова: если вам создать комфортные условия, у вас быстрее появится прибыль. Будет прибыль — вы станете с нее платить налоги, но вначале вы от них освобождены. И нам этого достаточно. У нас очень низкая инфляция и низкие процентные ставки. В России хотят сделать нечто похожее, насколько мне известно, но у вас власти считают, что если они освободят предпринимателя на два года от налогов, то он после этого закроет свое предприятие, откроет новое и снова будет использовать льготный период.
Даже если и так, предприниматель работает, он производит продукт, дает заработать другим людям. А недополученные налоги компенсируются ростом потребительского спроса и НДС. Бывает, что после двухлетнего льготного периода предприятие получает еще и дополнительные льготы. Одновременно развиваются и особые экономические зоны и кластеры, там тоже действуют льготы. Часто предпринимателей освобождают от налогов до момента получения прибыли. Или пока она не превысит сумму, которая была вложена в бизнес. И не обязательно сразу все 18% налога на прибыль, сначала это могут быть 10%, а затем чуть больше. Такой подход в Польше существует с начала 90-х годов прошлого века.
В Польше проживают 38 млн человек. Среди них 4 млн предпринимателей. Получается, что они в каждой второй семье. И у нас очень легко открыть свое дело. Малые предприниматели, такие как парикмахеры или фрилансеры, могут получить деньги даже без кредита, как поддержку.