«Абрау-Дюрсо» по итогам первого полугодия 2015г. стала крупнейшим производителем шампанских и игристых вин в России: выпустив 923,6 тыс. дал, она заняла 17,6% от общего производства, по данным исследовательского центра ЦИФРРА. Бенефициарами компании являются бизнес-омбудсмен Борис Титов и его сын Павел. Выручка ПАО по МСФО в первом полугодии 2015г. снизилась на 19,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достигла 27,4 млн долларов США, сообщается в материалах компании. В прошлом году группа реализовала 27,5 млн бутылок шампанского (рост на 16,3%). При этом доля проданного шампанского, произведенного по классической технологии, увеличилась с 5,3% в 2013г. до 8% в 2014г.
— Павел, давайте начнем с прогнозов на этот год. Хоть у вас и не самая большая доля собственного винограда, все равно участники рынка говорят о неурожайном годе. Отразится ли это на компании?
Да, отразится. У нас тезис достаточно простой: нам нужно соблюдать план по производству и продажам классического шампанского. Собственно напрямую урожай на этом сказывается. Мы не добрали примерно треть урожая, и это достаточно веская для нас проблема, потому что, по сути, мы не оттиражировали ту же треть объема классического шампанского.
— А если в конкретных показателях, какой урожай ждете?
С планами в 4 тыс. тонн мы собрали 2,8 тыс тонн винограда. Это достаточно значимая разница. Очень хотелось бы заложить около 3 млн бутылок шампанского (по классической технологии), но я думаю, получится 2 млн бутылок.
— А на общем объеме производства как это отразится?
Общий объем не столько диктуется урожаем, сколько реалиями нашего времени. Мы видим, что рынок сейчас очень «турбулентный», приходится адаптироваться. Мы рассчитываем остаться на уровне прошлого года в объеме производства. Но это будет очень большая и сложная работа. В 2014г. компания продала 27,5 млн бутылок. Изначально мы планировали немного прирасти в этом году, но, скорее всего, этого не получится. Если мы сохраним объем прошлого года, для нас будет это будет успех.
— А почему такая тенденция рынка, у вас же довольно большой сегмент именно качественного и недорогого продукта?
Этот сегмент сейчас больше всего и страдает. Кризис сегодня бьет по среднему классу, который является костяком потребительского рынка. Очень сложно тратить дешевеющие деньги на, по сути, необязательный товар. Шампанское — это не товар первой необходимости. Рынок не сказать что падает глобально, но он становится сугубо волатильным. Это значит, что мы можем один месяц работать выше плана, а следующий — практически ничего не продавать. Это не говорит ни о брендах, ни о доступности вина, а в первую очередь о здоровье потребительского рынка, который сейчас страдает.
— А произошло ли ожидаемое виноделами на фоне резкого повышения курса доллара и евро замещение импортного шампанского российским?
Я думаю, что здесь сыграла роль не столько девальвация, сколько изменение настроений потребителя. На нас стали больше смотреть в премиальном секторе. Российским винам стало легче попадать на торговые полки и занимать там долю.
Безусловно, девальвация, в каком-то смысле играет роль: большие международные игроки на рынках понижают цены. В этом году они потенциально работают себе в убыток, но при этом пытаются сохранить свою долю рынка. Большие конгломераты, такие как Martini и Bacardi, Cinzano сейчас держат цены в рублях на полке. Они если не остаются такими же, то даже иногда падают. Все тут играют в игру ожидания. Конечно, понятно, что у международных конгломератов больше ресурсов, и доли они свои отдавать несогласны.
Ресурсы терпения у российских производителей меньше. Очень сложно людей, которые работали всю свою жизнь в убыток, заставить еще поработать в убыток, карман ведь не резиновый.
— И что в такой ситуации делать отечественным виноделам?
Мы видим, что все больше производителей уходят в винные напитки, которые более рентабельны. Многие просто решают, что они теперь не винодельческий сектор, а алкогольные производители. Государство умышлено понижает минимальную цену на водку, и за счет этого становится сложно лоббировать вино.
— Планируете ли вы в этом году закладывать новые виноградники?
Мы стараемся по 60-80 га каждый год закладывать. Для нас это не изменилось, основной вопрос, это возможность расширения. Мы никогда не станем самодостаточными, поэтому мы боремся с самой основной проблемой: нехваткой сырья. Оно находится в прямой зависимости от господдержки. Надо понимать, что виноградарство заведомо глубоко убыточный бизнес. Страны, которые защищают у себя винодельческую отрасль, стараются субсидировать и дотировать виноградарство. Это воспринимается в качестве инвестиций в дальнейшие налоговые сборы с конечного продукта. У нас пока этого не случилось. Здесь мы видим большую проблему, сейчас у нас выходит из оборота в год больше виноградников, чем мы закладываем. И тут есть такое ощущение, что мы занимаемся толчением воды в ступе, потому что сколько бы мы не закладывали, все равно виноградников становиться меньше. В этом году мы скорее всего немного прирастем в площади виноградников, но это не принципиально.
— Виноградарство - убыточный бизнес. Но есть, например, винный туризм. И вы его активно развиваете. Вы сами упоминали о том, что это уже значительная доля в общей выручке...
Мы сейчас не боремся за количество туристов. Сейчас больше идут разговоры о качестве аудитории, о повышении среднего чека - то есть той суммы, которую туристы оставляют на нашей территории. Но сложно об этом говорить в такое непростое время. Мы, скорее всего, уже скоро приступим к строительству новой гостиницы с большим номерным фондом. Наша цель с поддержкой местных и федеральных властей сделать более комплексной туристическую инфраструктуру Абрау-Дюрсо. Сейчас она скорее «кусочная».
— А как движутся дела на строительстве двух ваших коттеджных поселков? Как вообще отразился на проектах экономический кризис? Процесс идет или замер?
Пока ничего нового нет. Мы еще не достроили, продажи идут достаточно медленно, но они идут. То есть мы не списываем эти проекты, они имеют право на жизнь. Вера в то, что мы реализуем этот проект, есть, но это сделать становится все сложнее.
— В этом году ваша компания купила «Винодельню Ведерниковъ». Есть ли еще планы по приобретению новых активов?
Конкретных планов у нас нет. Но мы следим за ситуацией на рынке и надо сказать, что она не очень красивая: многие большие хозяйства на территории России уже «плохо заканчивают». Мы, конечно, смотрим на любые возможности приобретения, прежде всего объектов сырьевой базы, но пока конкретных планов нет.
— В последнее время от виноделов все чаще звучат заявления о том, что вино нужно вообще вывести из-под 171 ФЗ. На ваш взгляд, у этой инициативы вообще есть перспективы?
Я очень аккуратно отношусь к тезису, что вино нужно ставить абсолютным особняком. Вино из этого закона выводить рано и неправильно. Закон очень «плотно» прописан, и его надо просто категоризировать. Это мое мнение, с ним не все соглашаются. Самая большая проблема 171-ФЗ в том , что он написан об «алкогольной продукции». Я никогда не ходил в магазин за алкогольной продукцией, я ходил либо за вином, либо за виски, либо за бренди и всем остальным. Невозможно одним зонтичным законом все объединить. Это — просто плохо написанный закон.
Закон по виноделию, наверное, должен больше распространяться непосредственно на сектор виноградного виноделия. Конечно, было бы неплохо его увидеть, но тут я не за сроки исполнения, а скорее за правильное написание.
Проблемы развития АПК на Юге РФ будут обсуждаться на пленарном заседании Международной агропромышленной выставки "ЮГАГРО" «Импортозамещение: итоги первого года жизни в условиях продуктовых санкций». Выставка пройдет в ВКК "Экспоград Юг" (Краснодар) с 24 по 27 ноября 2015г. ИА "РБК-Юг" выступает официальным информационным интернет-партнером мероприятия.