Рыночный расклад , Весь мир ,  
0 

"Кубань-Вино" в кризис нарастило объемы производства на 40%

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
Генеральный директор ООО "Кубань-Вино" Виктория Емельянович в интервью РБК-Юг рассказала о развитии компании, китайском рынке и «возмужавшем» российском виноделии.

ООО «Кубань-Вино» - один из крупнейших в России производителей виноградных, шампанских и игристых вин, а также коньяков. Завод был создан в 1956г. в ст. Старотитаровской Темрюкского района. Входит в состав винного холдинга «Ариант».

Виктория Ивановна, в первую очередь хотел бы спросить про соглашение, которое компания заключила на Международном инвестиционном форуме «Сочи-2015». Насколько увеличится объем производства «Кубань-вино», когда выйдет на проектные мощности?

При выходе на проектные мощности годовой объем производства составит около 22 млн бутылок шампанских и игристых вин, небольшой процент сортовых элитных вин.

А в целом производство, на сколько вырастет?

У нас в этом году по сравнению с прошлым годом рост на 40%. Если говорить о показателях на 2015 год, то мы планируем порядка 36 млн бутылок продать.

ООО «Кубань-Вино» подписало соглашение с властями Краснодарского края о реализации инвестиционного проекта в Анапском районе. В рамках реализации проекта, рассчитанного до 2022г., планируется строительство винзавода ежегодной мощностью 20 млн бутылок игристых вин. Инвестиции в завод составят 1,7 млрд руб. Также в указанном районе планируется закладка 2,2 тыс. га виноградников. Сумма инвестиций составляет 1,74 млрд руб.

В этом проекте речь идет о производстве вин по итальянской технологии, что имеется в виду?

Это скорее не технологии, а стиль. У потребителей есть существенный спрос на легкие, чистые, ароматные вина. У нас среди продуктов марки «Шато Тамань» есть игристое, которое мы производим путем шампанизации непосредственно виноградного сока. Если выпускать такой продукт в течение всего года, то приходится хранить виноградный сок в соответствующих условиях весь год. И сейчас есть новые идеи выпуска аналогичных вин, спрос на которые на рынке достаточно высок.

Пока секреты новой технологии полностью мы не раскрываем: надо сначала произвести продукт, презентовать его, получить оценку специалистов и потребителей, а потом уже рассказывать о технологии.

Скажите а упомянутый вами ранее 40%-ный рост производства вы связываете каким-то образом с импортозамещением?

Да, сыграл свою роль текущий экономической кризис. В связи с изменениями курса валют значительно выросла цена импорта внутри страны. Основной игрок на рынке, сетевой ритэйл, естественно был вынужден искать себе фиксированный объем в гарантированной цене. При этом импортеры не всегда могли гарантировать стабильность цен. И конечно потребитель решил все-таки попробовать и оценить отечественные вина (наверное и патриотизм сыграл свое дело). В принципе это единственное, что было надо. После того, как потребитель пробует вина российских производителей, я уверена, что он станет нашим партнером.

Действительно, это важно: многие эксперты говорят, что за время «новой России» потребитель был приучен к французским, итальянским (не всегда качественным винам). Соответственно сложился стереотип, что импортные вина лучше. Есть какой-то перелом в сознании потребителя в сторону российских вин?

Виноделы ведут большую работу в области популяризации своего продукта. Проводим много ивент-мероприятий, дегустаций. Но уже с уверенностью можно сказать, что у российского вина из собственного винограда качество не проигрывает, а наоборот, выигрывает на рынке у импортных производителей (в среднем ценовом сегменте особенно). При этом цена одна и та же, но у нас гарантированное происхождение с конкретных полей, а у импортных производителей в этом ценовом сегменте очень часто не определено место происхождения, то есть непонятно из какого виноматериала сделано вино.

В 2014г. "Кубань-вино" увеличило производство алкогольных напитков на 12,1% до 1,8 млн декалитров (дал). Из них 1,2 млн дал - тихих вин, 415,2 тыс. дал - игристых вин, 135,6 тыс. дал - винных напитков, 20,9 тыс. дал - коньяка. Основной рост произошел за счет увеличения выпуска тихих вин – на 18,3% к уровню 2013г. Выпуск высококачественных вин с защищенным географическим указанием вырос на 61,3 % по сравнению с прошлым годом.

Вы сказали, что большая работа ведется по продвижению вин местных, российских, но она сейчас, насколько я понимаю, усложняется тем, что реклама запрещена?

С одной стороны да, фактически запрещена реклама на пропаганду вин из российского винограда без, так называемого, защищенного географического указания. С другой же стороны российские производители, имеющие все основания производить такие вина, не могут их сделать. Это связано с бюрократическими проволочками. Ведомства продекларировали, что можно производить такие вина, достаточно получить лицензию. Но проблема в том, что пока юридически этой лицензии не существует. Такова наша обычная реальность. Но мы надеемся, что скоро эти вопросы будут урегулированы (этим занимаются союзы и сообщества виноделов). Тогда мы открыто и смело сможем говорить людям о нашей продукции и российских винах.

Скажите, а что еще помимо бюрократии сдерживает развитие производства российского вина?

Это очень непростой вопрос. Все здравомыслящие люди нашей отрасли, специалисты, понимают, что нельзя сегодня построить замкнутое производство. Во-первых, есть определенные рамки, которые мы имеем по сырьевой базе: площади виноградников понятны. В то же время есть еще небольшой объем виноградопригодных земель , которые нужно развивать. Но это затратно и требует времени. Мы по плантациям только на третий год сможем понять, сколько получим винограда. А когда получим первый урожай, что-то сможем планировать. Но даже если мы предполагаем, что в этот год мы посадим виноградники, через три года мы должны иметь и мощности, для того чтобы его переработать, разлить. Очень многие члены нашего винодельческого общества считают, что, возможно разливать вино из импортного виноматериала (так называемого балка). Это будет качественный продукт, только виноматериал будет не российский. В любом случае тем самым, мы произведем вино в России, и на этом будут заняты люди и оплачены налоги в нашей стране.

По данным СПАРК, выручка ООО "Кубань-вино" в 2014г. составила 2,1 млрд руб., увеличившись на 23,7% к уровню 2013г. Чистая прибыль в прошлом году - 112,7 млн руб. против 71,2 млн руб. годом ранее.

Балк, он ведь тоже бывает разный по качеству?

Конечно, огромный разброс ценовых категорий и качества. Это все понятно, когда на полку смотрим, покупатели разбирающиеся в вине четко понимают, в какой ценовой категории стоит выбирать вина

Оказывается ли государственная поддержка отрасли, насколько она существенная?

Да поддержка есть, и федеральная и краевая. Она немалая, но недостаточная. То есть, допустим, есть субсидии на закладку виноградников, но они рассчитаны, исходя из «древних» нормативов старых годов. Никто не хочет переписывать исходные документы.

Если же говорить о краевой администрации – то помощь в решении законодательных проблем разного характера мы получаем существенную.

То есть диалог есть, к вам прислушиваются?

Не просто диалог, а есть желание властей совместно решать многие проблемы. И они реально встают и проводят встречи на самых разных уровнях, мнение участников отрасли, общественных организаций доходит до чиновников, которые влияют на принятие решений.

А каковы ваши ощущения, как крупного игрока рынка, в настоящее время для российского виноделия сейчас переломный момент, поворот в сторону развития?

Я считаю, что да. Этот период трудный для России в политическом, экономическом планах. Но для виноделия сейчас очень много позитивных факторов. Как мы уже говорили, экономическая составляющая нас немножко выровняла на полках с импортными конкурентами. Политическая составляющая дала патриотизм, развернула к нам потребителя. Все предыдущие годы участники отрасли занимались развитием виноделия в России и сейчас мы можем предоставить качественный, разнообразный, понятный потребителю продукт. Если бы к этому моменту мы бы оставались на уровне развития производства пятилетней давности, то два указанных выше фактора ничего бы не поменяли, к нам бы повернулся потребитель, попробовал и отвернулся обратно к импортным винам.

Можно сказать, вы были вооружены, подготовилось к этой ситуации?

Да, предприятия, технологии, специалисты, виноделы. Сейчас реально есть отрасль, соответствующая мировым стандартам, которая может производить продукт на этом уровне.

Есть ли проблемы в области специальной техники и оборудования?

Я думаю проблем с этим нет. В данный момент мы в любом случае должны работать с европейскими производителями оборудования. Это очень сложное оборудование. Сейчас у нас знаний достаточно, чтобы работать с европейскими производителями и брать не то, что нам предлагают, а то что нам нужно, для нашей технологии. И они очень удивляются, когда видят, что покупатель понимает, о чем вообще идет речь. Мы требуем современных, последних , новейших технологических решений.

А в перспективе, если рассуждать логически, исходя из подъема отрасли виноделия, это же должно подтянуть и смежное производство оборудования?

Трудно судить. В данном направлении насколько я знаю, сейчас нечего поднимать. Возможно, при наличии инвесторов и какой-то господдержки, мы пойдем по этому пути. Но пока сложно прогнозировать.

Ваши конкуренты активно выходят на китайские рынки, вы как то смотрите в эту сторону, на Восток?

Первую поставку в Китай мы осуществили в 2013г. Сейчас там есть вполне понятный объем поставок. Этот рынок интересен нам, да и мы интересны китайскому рынку, поэтому я думаю что в этом направлении есть над чем работать. Пока отгрузки на Китай – это долгая логистика, рынок вина у них очень своеобразный, но у наших партнеров есть интерес и есть желание совместной работы. И результат,конечно, будет.

А в целом география ваших поставок какова?

В Краснодарский край реализуем 35% от общего объема. У нас структура продаж следующая: один из офисов продаж находится в Краснодарском крае, другой — в Москве, еще есть офис в Челябинске. Поэтому территориально мы охватываем всю России. Когда мы начинали, наш основной канал был домашний рынок, теперь же доли сравнялись.

А еще какие то страны экспортные есть, рассматриваете?

Да, прорабатываем контракты со странами Скандинавии, Германией. Есть интерес к нашим винам, но в Европе очень сложная логистика. Тут нужно иметь импортера, который осуществит доставку небольшой партии в Европу, над этим мы работаем.

Проблемы и перспективы отечественного виноделия обсудят в рамках юбилейного V «Всероссийского Саммита виноделов – 2015», который пройдет 17 октября в Абрау-Дюрсо. ИА «РБК-Юг» - официальный информационный партнер Саммита.