Дмитрий Шахметов, директор РЦ «Южный» Райффайзенбанка
Директор РЦ «Южный» Райффайзенбанка Дмитрий Шахметов рассказал в интервью ИА РБК-Юг, почему Raiffeisen Bank останется в РФ и как банк оптимизировал свой бизнес на Юге.
Дмитрий, в январе 2015 года Raiffeisen Bank International AG (RBI) сообщил, что сократит до конца 2017 года порядка 20% взвешенных по риску активов, сосредоточившись на развитии устойчиво прибыльных направлений бизнеса. Сокращение активов должно было коснуться и российского бизнеса. Недавно в федеральных СМИ прошла информация о возможной продажеРайффайзенбанка в РФ. Можете прокомментировать, что же все-таки происходит сейчас с бизнесом банка в России?
Райффайзенбанк намерен продолжать свое развитие в России, опираясь на поддержку акционеров. Об устойчивом развитии бизнеса группы в России свидетельствует рост финансовых показателей в третьем квартале текущего года. У Группы нет никаких намерений по продаже Райффайзенбанка в России. Банк продолжает занимать важное место в бизнесе группы, и предпосылок отказываться от российского рынка у RBI нет.
Наша задача сейчас – не терять эффективность подразделений, которую мы измеряем такими показателями, как cost to income [соотношение расходов и доходов банка] и возврат на активы и капитал, взвешенные с учетом риска. Под особым вниманием сейчас находится эффективность работы подразделений банка и всей региональной сети, поэтому в начале года было принято решение провести оптимизацию бизнеса, сохранив только эффективные направления и подразделения.
Оптимизация затронула подразделения не только в России, но и в южном регионе?
После тщательного анализа эффективности различных направлений розничного кредитования, а также роли региональных офисов в общем бизнесе банка, Райффайзенбанк принял решение о дополнительной оптимизации бизнеса и реструктуризации сети продаж. Были закрыты отделения в малоперспективных с точки зрения развития клиентской базы городах в ряде регионов России. На Юге были закрыты офисы в Таганроге, Ставрополе и Волжском. В результате проведенной оптимизацииРайффайзенбанк укрепил свои позиции одного из самых прибыльных и финансово устойчивых банков в стране.
Если вернуться к кризисным явлением в экономике. Как они отразились на кредитной активности бизнеса?
В этом году свою кредитную политику мы существенно не меняли. Но с точки зрения объемов лимитов мы пересмотрели риск-подходы к отдельным отраслям, более тщательно анализировали возросший риск рефинансирования наших заёмщиков прочими банками. Мы также более взвешенно подходили к вопросам концентрации риска на крупные группы заемщиков.
Несмотря на сложную экономическую ситуацию, у нас достаточно сильные позиции на российском рынке в корпоративном сегменте. Наша цель - концепция "домашнего" (основного) банка для большого числа отраслей и клиентских сегментов.
А что произошло с кредитованием среднего бизнеса?
В сегменте среднего бизнеса у нас стабильный кредитный портфель, который по итогам 9-ти месяцев 2015 года в ЮРЦ составил 2 405,3 млн руб. При этом мы существенно улучшили его качество, заместив потенциально проблемные сделки. Также мы показали рекордный уровень прибыли в этот период. В целом банк мы реализуем комплексный подход при взаимодействии с клиентом, направленный на удовлетворение всех потребностей наших клиентов в банковских продуктах.
В целом в РФ ситуация иная: объемы выдачи кредитов практически по всем сегментам сокращаются...
Не стоит забывать, что Юг России по сравнению с другими регионами по ряду направлений традиционно был и остается территорией опережающего развития. У нас практически нет крупных промышленных предприятий, экономика очень диверсифицирована: присутствует и сельское хозяйство, и легкая промышленность, и перерабатывающие предприятия, и санаторно-курортный бизнес. Средний бизнес более устойчив к переменам, оперативнее приспосабливается к изменениям на рынке. ПоэтомуРайффайзенбанк на Юге делает акцент на средний бизнес.
Также в сфере наших интересов был и остается малый бизнес. В текущем году мы фокусировались преимущественно на развитии некредитного бизнеса и продажах комиссионных продуктов - РКО, дистанционных сервисов и эквайринга.
Какие банковские продукты оказались наиболее прибыльными в кризис?
В корпоративном блоке помимо традиционного финансирования, которое исторически является самым прибыльным направлением, в 2015 году большое внимание уделялось вопросам привлечения клиентских пассивов и увеличению комиссионного дохода. С точки зрения размещения свободных денежных средств мы предлагаем очень комфортные и конкурентоспособные условия. Таким образом, компании имеют возможность не только размещать свободные денежные средства в нашем банке, но и регулярно получать за это процентный доход. Также в текущем году мы сфокусировались на продаже решений по расчетно-кассовому обслуживанию. Такие продукты помогают компаниям экономить до 40% своих затрат по текущему обслуживанию, за счет того что стоимость каждого отдельно взятого продукта в пакете ниже. Для банка же такие решения позволяют обеспечить комплексное обслуживание компаний.
В розничном сегменте качество сформированного кредитного портфеля по-прежнему позволяет получать существенную часть прибыли от потребительских кредитов, ипотеки и кредитных карт. В частинекредитных продуктов наибольшая доля комиссионных доходов в Южном региональном центре приходится на дебетовые карты. Сбалансированная структура процентных и комиссионных доходов остается для нас одним из важнейших приоритетов, обеспечивающим стабильность бизнеса в непростых условиях экономического кризиса.
Вы приняли участие в госпрограмме по поддержке ипотеки?
Райффайзенбанк одним из первых вступил в программу госсубсидирования процентной ставки, и это дало положительные результаты. Данная инициатива позволила застройщикам продолжить работу на рынке и вызвала рост спроса на жилье со стороны заемщиков. В Райффайзенбанке, в частности, 40% всех сделок по ипотеке заключается в рамках программы госсубсидирования. Остальные 60% ипотечных кредитов мы выдаем по собственным программам.
Какие еще отрасли экономики входят в список наиболее рискованных с точки зрения финансовых вложений?
В первую очередь — это рынок автокредитования. Прекращение выдачи новых автокредитовРайффайзенбанком было обусловлено негативной динамикой, которую продемонстрировал российский авторынок. Ряд крупнейших автопроизводителей ушли с российского рынка. Также сократились доходы населения, и на фоне растущей инфляции спрос на автомобили резко упал. Поэтому и было принято решение о закрытии данного направления. По прогнозам наших аналитиков, рынок восстановится только через 3-4 года. Освободившиеся ресурсы используются нами для развития других направлений розничного кредитования, более перспективных с точки зрения доходности и развития бизнеса.
Какие отрасли экономики, напротив, показали перспективы развития в кризис?
Мы позитивно смотрим на такие отрасли, как частная медицина, фармацевтика, многие инфраструктурные компании, обладающие ноу-хау и качественной экспертизой, - они будут достаточно активно развиваться. Кроме того, мы сейчас отмечаем повышение спроса на внутренний туризм, и это отражается на инвестиционной активности наших клиентов. Сейчас мы видим всплеск активноститурбизнеса. В частности, в Анапе, Геленджике и Новороссийске.
Еще рано подводить итоги года, но хотелось бы услышать, с какими результатами южный филиал рассчитывает завершить 2015г. и насколько на показателях отразятся кризисные явления в экономике?
Мы - универсальный банк, который одинаково эффективно стремится работать и с физическими лицами, и с компаниями малого, среднего и крупного бизнеса. Конечно, 2015 год – это время, когда необходимо было осмотреться, решить, с какими компаниями мы будем работать более активно, с какими – менее. При этом банк не планирует снижать свое присутствие ни в одном из сегментов. В целомРайффайзенбанк за девять месяцев увеличил прибыль на 25% и доходность капитала почти на 30%. Если сравнить с тем, что сейчас происходит сейчас на рынке, это очень достойный финансовый результат.
Райффайзенбанк намерен продолжать свое развитие в России, опираясь на поддержку акционеров. Об устойчивом развитии бизнеса группы в России свидетельствует рост финансовых показателей в третьем квартале текущего года. У Группы нет никаких намерений по продаже Райффайзенбанка в России. Банк продолжает занимать важное место в бизнесе группы, и предпосылок отказываться от российского рынка у RBI нет.
Наша задача сейчас – не терять эффективность подразделений, которую мы измеряем такими показателями, как cost to income [соотношение расходов и доходов банка] и возврат на активы и капитал, взвешенные с учетом риска. Под особым вниманием сейчас находится эффективность работы подразделений банка и всей региональной сети, поэтому в начале года было принято решение провести оптимизацию бизнеса, сохранив только эффективные направления и подразделения.
Оптимизация затронула подразделения не только в России, но и в южном регионе?
После тщательного анализа эффективности различных направлений розничного кредитования, а также роли региональных офисов в общем бизнесе банка, Райффайзенбанк принял решение о дополнительной оптимизации бизнеса и реструктуризации сети продаж. Были закрыты отделения в малоперспективных с точки зрения развития клиентской базы городах в ряде регионов России. На Юге были закрыты офисы в Таганроге, Ставрополе и Волжском. В результате проведенной оптимизацииРайффайзенбанк укрепил свои позиции одного из самых прибыльных и финансово устойчивых банков в стране.
Если вернуться к кризисным явлением в экономике. Как они отразились на кредитной активности бизнеса?
В этом году свою кредитную политику мы существенно не меняли. Но с точки зрения объемов лимитов мы пересмотрели риск-подходы к отдельным отраслям, более тщательно анализировали возросший риск рефинансирования наших заёмщиков прочими банками. Мы также более взвешенно подходили к вопросам концентрации риска на крупные группы заемщиков.
Несмотря на сложную экономическую ситуацию, у нас достаточно сильные позиции на российском рынке в корпоративном сегменте. Наша цель - концепция "домашнего" (основного) банка для большого числа отраслей и клиентских сегментов.
А что произошло с кредитованием среднего бизнеса?
В сегменте среднего бизнеса у нас стабильный кредитный портфель, который по итогам 9-ти месяцев 2015 года в ЮРЦ составил 2 405,3 млн руб. При этом мы существенно улучшили его качество, заместив потенциально проблемные сделки. Также мы показали рекордный уровень прибыли в этот период. В целом банк мы реализуем комплексный подход при взаимодействии с клиентом, направленный на удовлетворение всех потребностей наших клиентов в банковских продуктах.
В целом в РФ ситуация иная: объемы выдачи кредитов практически по всем сегментам сокращаются...
Не стоит забывать, что Юг России по сравнению с другими регионами по ряду направлений традиционно был и остается территорией опережающего развития. У нас практически нет крупных промышленных предприятий, экономика очень диверсифицирована: присутствует и сельское хозяйство, и легкая промышленность, и перерабатывающие предприятия, и санаторно-курортный бизнес. Средний бизнес более устойчив к переменам, оперативнее приспосабливается к изменениям на рынке. ПоэтомуРайффайзенбанк на Юге делает акцент на средний бизнес.
Также в сфере наших интересов был и остается малый бизнес. В текущем году мы фокусировались преимущественно на развитии некредитного бизнеса и продажах комиссионных продуктов - РКО, дистанционных сервисов и эквайринга.
Какие банковские продукты оказались наиболее прибыльными в кризис?
В корпоративном блоке помимо традиционного финансирования, которое исторически является самым прибыльным направлением, в 2015 году большое внимание уделялось вопросам привлечения клиентских пассивов и увеличению комиссионного дохода. С точки зрения размещения свободных денежных средств мы предлагаем очень комфортные и конкурентоспособные условия. Таким образом, компании имеют возможность не только размещать свободные денежные средства в нашем банке, но и регулярно получать за это процентный доход. Также в текущем году мы сфокусировались на продаже решений по расчетно-кассовому обслуживанию. Такие продукты помогают компаниям экономить до 40% своих затрат по текущему обслуживанию, за счет того что стоимость каждого отдельно взятого продукта в пакете ниже. Для банка же такие решения позволяют обеспечить комплексное обслуживание компаний.
В розничном сегменте качество сформированного кредитного портфеля по-прежнему позволяет получать существенную часть прибыли от потребительских кредитов, ипотеки и кредитных карт. В частинекредитных продуктов наибольшая доля комиссионных доходов в Южном региональном центре приходится на дебетовые карты. Сбалансированная структура процентных и комиссионных доходов остается для нас одним из важнейших приоритетов, обеспечивающим стабильность бизнеса в непростых условиях экономического кризиса.
Вы приняли участие в госпрограмме по поддержке ипотеки?
Райффайзенбанк одним из первых вступил в программу госсубсидирования процентной ставки, и это дало положительные результаты. Данная инициатива позволила застройщикам продолжить работу на рынке и вызвала рост спроса на жилье со стороны заемщиков. В Райффайзенбанке, в частности, 40% всех сделок по ипотеке заключается в рамках программы госсубсидирования. Остальные 60% ипотечных кредитов мы выдаем по собственным программам.
Какие еще отрасли экономики входят в список наиболее рискованных с точки зрения финансовых вложений?
В первую очередь — это рынок автокредитования. Прекращение выдачи новых автокредитовРайффайзенбанком было обусловлено негативной динамикой, которую продемонстрировал российский авторынок. Ряд крупнейших автопроизводителей ушли с российского рынка. Также сократились доходы населения, и на фоне растущей инфляции спрос на автомобили резко упал. Поэтому и было принято решение о закрытии данного направления. По прогнозам наших аналитиков, рынок восстановится только через 3-4 года. Освободившиеся ресурсы используются нами для развития других направлений розничного кредитования, более перспективных с точки зрения доходности и развития бизнеса.
Какие отрасли экономики, напротив, показали перспективы развития в кризис?
Мы позитивно смотрим на такие отрасли, как частная медицина, фармацевтика, многие инфраструктурные компании, обладающие ноу-хау и качественной экспертизой, - они будут достаточно активно развиваться. Кроме того, мы сейчас отмечаем повышение спроса на внутренний туризм, и это отражается на инвестиционной активности наших клиентов. Сейчас мы видим всплеск активноститурбизнеса. В частности, в Анапе, Геленджике и Новороссийске.
Еще рано подводить итоги года, но хотелось бы услышать, с какими результатами южный филиал рассчитывает завершить 2015г. и насколько на показателях отразятся кризисные явления в экономике?
Мы - универсальный банк, который одинаково эффективно стремится работать и с физическими лицами, и с компаниями малого, среднего и крупного бизнеса. Конечно, 2015 год – это время, когда необходимо было осмотреться, решить, с какими компаниями мы будем работать более активно, с какими – менее. При этом банк не планирует снижать свое присутствие ни в одном из сегментов. В целомРайффайзенбанк за девять месяцев увеличил прибыль на 25% и доходность капитала почти на 30%. Если сравнить с тем, что сейчас происходит сейчас на рынке, это очень достойный финансовый результат.