Российский Почта Банк не будет двойником ни одного из существующих в мире: новая команда обещает, что учтет полезный опыт старейшего на сегодняшний день японского почтового банка, а также постарается избежать ошибок, совершенных на других рынках. Председатель правления Почта Банка Дмитрий Руденко сформулировал пять принципов работы новой кредитной организации.
Финансы — это просто
Почта Банк будет предлагать клиентам простые продукты, которые легко объяснить и понять. Они будут так же элементарны и доступны, как покупка сим-карты, когда нужно просто выбрать одно из нескольких предложений, заполнить короткий документ и оплатить приобретение на кассе.
Линейка продуктов в почтовых отделениях предполагается минималистичная, понятная в том числе сотруднику почты, который тоже их будет продавать. «Делать из сотрудника почты высококлассного банкира, особенно в регионах, — это самообман. У него и так 500 других почтовых продуктов в голове, которые он должен уметь продавать, и далеко не простых», — объясняет Дмитрий Руденко.
Базовый продукт — сберегательный счет, он же является цифровой подписью клиента.
«Сберегательный счет открывается при первом посещении банка. Как только вы это сделали, дальше все остальные сделки можете осуществлять с нами через интернет», — говорит Дмитрий Руденко. В интернет-банке и мобильном банке линейка депозитов будет шире.
Почта Банк не будет выдавать кредиты в валюте.
Валютные продукты — это прерогатива банков премиального cегмента, в который Почта Банк идти не планирует
По линии кредитов Почта Банк унаследует лаконичную линейку Лето Банка, который активно работал на рынке кредитных продуктов. Флагманский продукт — кредит наличными — будет немного изменен: если Лето Банк предлагал одну ставку для всех, то Почта Банк разделит потоки клиентов и каждой категории предложит свои условия. Главный принцип — своей положительной кредитной историей заемщик может улучшить себе условия по кредиту: если в течение всего срока займа он своевременно вносит платежи, то по окончании ему может быть возвращено до половины одолженной банком суммы. Предполагается, что средний размер кредита наличными в банке составит 110 тыс. руб., средний лимит по кредитной карте — 15–18 тыс. руб.
Пенсионер — хороший клиент
Сегодня около 40% рынка выплат пенсий в стране приходится на «Почту России».
В Почта Банке появится специальный продукт для пенсионеров. Клиенты, получающие в нем пенсию, будут иметь привилегии: специальные ставки по кредитам, премии к депозитам. Целевая аудитория Почта Банка — именно «новые» пенсионеры, которые недавно вышли или только-только выходят на пенсию. В перспективе восьми—десяти лет доля пенсионеров в клиентской базе Почта Банка должна составить 30%.
Почта Банк — рублевый банк
Почта Банк не будет выдавать кредиты в валюте. С развитием технологий, возможно, появятся валютные депозиты в интернет-банке. Валютные продукты — это прерогатива банков премиального сегмента, в который Почта Банк идти не планирует.
Посылка в банке
В середине 2016 года в Почта Банке появится специализированный продукт для интернет-покупателя, в котором будут совмещены почтовые и банковские сервисы: специальная программа ко всем картам (и кредитным, и дебетовым). Что в ней будет — ускоренная или бесплатная доставка, гарантированный возврат денег за неподошедшую вещь, страхование, отслеживание посылки по трекеру в мобильном приложении банка или все вместе, — пока держится в секрете.
«Кто пользуется сервисами почты? Обычный интернет-покупатель. Значит, для него надо сделать удобный и безопасный продукт, который при этом позволит получить преимущества по сравнению с обычной покупкой», — говорит Дмитрий Руденко.
В 2016 году запланировано открытие
не менее 6500 окон Почта Банка
в 3500 отделениях связи
Конструктор по требованию
В 2016 году запланировано открытие не менее 6500 окон в 3500 отделениях почты, во многих отделениях одновременно будут работать несколько сотрудников банка. Для того чтобы полностью не переделывать почтовые отделения, Почта Банк придумал своеобразное лего: на мебель будут устанавливать брендированные окна.
Планируется три вида присутствия Почта Банка. Первый — банковский уголок внутри большого почтового отделения. Два-три сотрудника в нескольких окнах будут предлагать посетителям весь спектр продуктов почтового банка. Здесь же будут устанавливаться банкоматы с функцией Cash Recycling. Второй формат работы подходит для небольшого почтового отделения с высокой проходимостью. Там будет находиться один сотрудник банка, предлагающий клиентам финансовые услуги, а кассовая работа будет организована через «Почту России». В отделениях с малой проходимостью небольшой набор банковских продуктов будет предлагать сотрудник почты, прошедший дополнительное обучение.
В течение ближайших трех лет отделения банка будут открыты не менее чем в 15 тыс. отделений «Почты России», общее количество банковских окон превысит 20 тыс. В остальных отделениях «Почты России» возможна продажа части продуктов банка.
«Несмотря на то что сеть большая, она не создает колоссальных расходов, поскольку работает в нашем легком формате. Если в дальнейшем мы в каком-то отделении первого формата не увидим большого трафика, то оно может быть быстро переформатировано во второй. Если окупается, значит, пусть работает. Если не окупается, мы переводим его в третий формат: оставляем значок, флажок и POS-терминал. Теперь наши услуги предоставляет сотрудник почты, а этот вариант менее затратный. Сотрудник почты уже получает зарплату. Даже если он продаст один депозит в неделю — получит вознаграждение за одну продажу», — делится Дмитрий Руденко.