Рыночный расклад , Весь мир ,  
0 

В.Верхошинский, Банк Москвы: "В РФ вырастет кредитование физлиц"

Заместитель президента – председателя правления Банка Москвы Владимир Верхошинский 
Фото: Предоставлено пресс-службой
Заместитель президента – председателя правления Банка Москвы Владимир Верхошинский Фото: Предоставлено пресс-службой
Заместитель президента – председателя правления Банка Москвы Владимир Верхошинский в интервью РБК-Юг о поведении рынка в 2016г., особенностях южных клиентов и интеграции с банком ВТБ

Владимир Вячеславович, расскажите, когда ожидается завершение слияния Банка Москвы и ВТБ? В какой стадии этот процесс сейчас?

Завершение слияния ожидается в начале мая, все уже готово для этого. Остались последние небольшие технические моменты. Я уверен, что все пройдет без сбоев и наши клиенты ничего не заметят. На прежних условиях продолжат действовать карты, счета, кредиты, абсолютно все останется для наших клиентов без изменений. Для удобства наших клиентов первое время бренд Банка Москвы сохранится и будет использоваться совместно с брендом Банка ВТБ на вывесках наших отделений и в рекламной продукции.

Хотелось бы узнать, как слияние повлияет на доли Банка Москвы на рынке?

Я думаю, что вхождение розничного бизнеса Банка Москвы в ВТБ — это наш новый драйвер роста, следующий этап в развитии бизнеса. Банк Москвы уже пятый год растет на рынке быстрее всех банков из ТОП-20. К слову, по итогам января этого года мы стали третьим розничным банком в стране. Расти с 2012 года — это очень не просто, еще труднее не сбавить темп. Чтобы этот рост сохранить, нам нужна новая поддержка. После слияния мы рассчитываем на синергию с корпоративным бизнесом внутри банка ВТБ, которая даст нам новые мощности в развитии розничного направления.

Будет ли как-то меняться ваша маркетинговая политика? В каком сегменте вы будете работать?

Наш сегмент — это бюджетники, муниципалы, госслужащие и теперь еще сотрудники корпоративных клиентов ВТБ. Это образованные люди - с высшим или средним специальным образованием. Они ответственно подходят к финансовому планированию и ведению семейного бюджета. У многих из них есть дополнительные доходы: у учителей - от частного преподавания, у врачей - от консультаций. Разумеется, мы рады и другим клиентам, в том числе новым, у которых пока нет продуктов Банка Москвы, но есть хорошая репутация и кредитная история.

Хотелось бы понять, как будет происходить взаимодействие между Банком Москвы в составе ВТБ и другим розничным банком группы — ВТБ 24? Как вам удастся не «толкаться локтями».

На этот вопрос есть короткий ответ — также как это происходило последние 5 лет, когда мы вошли в группу ВТБ.

А длинный ответ...

В группе ВТБ бизнес разделен на глобальные бизнес-линии: крупный инвестиционный бизнес, средний бизнес и розничный бизнес, куда входит ВТБ24, Почта Банк (бывший Лето Банк) и Банк Москвы. В группе существует четкая разбивка по сегментам. ВТБ 24 направлен на состоятельный сегмент клиентов, Банк Москвы — на массовый сегмент, на бюджетную сферу, Почта Банк — этонижне-массовый сегмент. У всех нас есть определенные правила, которые четко прописаны. Мы не делаем вещи, которые могли бы навредить кому-то в Группе. Например, нельзя конкурировать ценой, нельзя переманивать крупных клиентов друг у друга. В остальном идут внутренние соревнования, которые являются драйвером работы для всех команд всех банков.

То есть каких-то столкновений интересов не происходит?

Происходят постоянно, но это столкновения в основном на микро уровне. В банке ВТБ24 работают десятки тысяч сотрудников, в Банке Москвы работают около 10 тыс. сотрудников. Представить, что столкновений интересов никогда не происходило, невозможно. Но на среднем и высшем уровнях, конечно, никаких столкновений не происходит. За 4,5 года работы таких случаев не припомню.

Также хочется поговорить с вами в целом про рынок. Какие тенденции вы видите сегодня?

Если говорить о тенденциях 2016г., то я более оптимистичен, чем большинство экспертов рынка. Есть прогнозы, что кредитование физлиц в стране практически не вырастет, а возможно, и незначительно сократится. Я же считаю, что по итогам года кредитный портфель физических лиц в стране в целом подрастет в промежутке между 1 и 5 процентами.

Также я наблюдаю тенденцию населения к сбережениям. Думаю, что произойдет заметный рост объемов депозитов физлиц, так как люди в настоящий момент больше сберегают, и меньше тратят с привлечением кредитных средств. Но все-таки не на столько меньше, чтобы кредитный портфель сократился.

Видите ли вы какую-то специфику поведения рынка в ЮФО?

Если говорить про Краснодарский край, то тут ситуация похожа на ситуацию в среднем по России, а может быть немного лучше. Это благополучный и богатый регион, в котором нет каких-то проблем с платежеспособностью населения. Есть южные регионы, где существует системная проблема — это высокие неплатежи, но ни Краснодара, ни Ростова-на-Дону, это не касается. Также здесь есть своя специфика, связанная с сезонностью сельского хозяйства, но она не ярко выражена, и никак не сказывается на портфеле банка. В целом в ЮФО мы видим большой потенциал в привлечении средств населения. Кроме того, я думаю, что в 2016г. мы увеличим здесь объемы выдачи кредитов на 10-20%.

Вы говорите о том, что Банк Москвы ожидает дальнейший рост показателей. За счет чего вы планируете расти?

Мы работаем согласно выбранной четыре года назад стратегии, сконцентрировав свое внимание на обслуживании работников бюджетной сферы и госслужащих. Эта стратегия актуальна и сегодня. Мы чувствуем спрос, клиенты к нам идут.

То есть люди все равно берут кредиты, несмотря на то, что происходит на рынке?

Доля Банка Москвы на рынке сейчас около 3%. Остается 97%, это в 30 раз больше, чем наш собственный бизнес. Если мы вырастем еще на 1 п.п., то для нас это означает рост в 2-4 раза быстрее рынка. При этом сам рынок этого изменения не заметит. Сегодня мы третий розничный банк в стране, но с большим отрывом от первых двух. И то, что перед нами бизнес в 30 раз больше, чем мы сами, то, что наша стратегия в нынешних условиях актуальна, дало нам возможность расти в последние годы темпами выше рынка. Но нельзя сказать, что мы растем сами по себе, и ничего для этого не делаем. Мы постоянно обновляем продукты и услуги, совершенствуем модели продаж, повышаем квалификацию сотрудников.

Если говорить про 2016г., то в чем заключается особенность вашей стратегии для текущего года?

Делать все то же самое, что мы делали, с учетом синергии с корпоративным бизнесом ВТБ. В этом году, к примеру, планируем запустить программы, связанные с проектным финансированием строительства жилых домом и многое другое.

Какие продукты вообще более востребованы в кризис?

Сейчас мы наблюдаем стабильный рост спроса на программу снижения платежа по кредитам. Мы предлагаем ее не только своим клиентам, но и тем, у которых есть кредиты в других банках, с целью их объединения (рефинансирования) и снижения размера ежемесячного платежей до комфортного уровня. Также программа позволяет снизить процентную ставку по кредиту.

Второй по популярности продукт - это вклады. За прошлый год банк привлек от населения более 70 млрд руб.

Вы сказали, что кредитная нагрузка снижается, это какая-то тенденция? Несколько лет мы видели, как она только росла...

На ближайшую перспективу это неизбежный тренд, потому что объем кредитования населения показывал колоссальный рост. В 2012г. кредитный портфель населения вырос на 39%, в 2013г. — на 28%, в 2014г. — на 19%. Наше население активно использовало кредитные средства. Сейчас настало время их погашения, т.к. средний срок кредита наличными 2-3 года, и давление на семейные бюджеты будет снижаться.