Инновации , Весь мир ,  
0 

Татарстанские выпускники заинтересовались техническими специальностями

Татарстанские выпускники заинтересовались техническими специальностями
Эксперты рассказали о результатах многолетней работы в области профориентации учащихся в рамках программы популяризации рабочих профессий.

По данным минобрнаки, в прошлом сентябре 16 703 татарстанских девятиклассника поступили в профессиональные образовательные учреждения. Во многом этому способствовала созданная в республике единая система профориентации школьников в рамках программы популяризации рабочих профессий и инженерных специальностей.

- Во всех районах назначены муниципальные координаторы по профориентационной работе. В школах разработаны соответствующие планы. Проводятся мероприятия по информированию учащихся о профессиях, профессиональной диагностике школьников, предпрофильному и профильному обучению. Налажено взаимодействие с организациями профессионального образования и предприятиями, - сообщили в отделе развития среднего профессионального образования министерства.

Важную роль в этом направлении играет ежегодное участие ребят в открытом региональном чемпионате «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia). Даже на тех, кто просто посещает соревнования, это производит сильное впечатление и меняет взгляды на мир рабочих профессий. Только в этом году более 22 тысяч учащихся эти соревнования убедили в том, что труд рабочего может быть уважаемым, высокооплачиваемым и престижным.

Татарстанские выпускники заинтересовались техническими специальностями

Сориентировать учеников средних и старших классов в мире профессий помогают и различные специализированные организации, в частности, Ассоциация дополнительного профессионального образования Казанский городской социально-деловой клуб «БИНК». Вот уже 8 лет специалисты клуба занимаются профориентацией школьников при помощи бесед, тестирования для определения способностей, склонностей, типов личностей и т.д., презентаций об алгоритме выбора профессий. Используют видеофильмы, в частности цикл передач «Навигатор по рабочим профессиям» от министерства труда, занятости и социальной защиты республики.

Впрочем, работать приходится не только со школьниками, но и с выпускниками вузов, которые так и не смогли найти работу после окончания учебы. Многие из них переучиваются рабочим профессиям через центры занятости. Поэтому, выступая в школах, профориентологи ставят главной целью объяснить ребятам: какие специалисты сейчас востребованы на рынке труда.

- Очень часто на занятиях мы развенчиваем мифы о том, что труд рабочего - это грязная, неквалифицированная работа. Поскольку очень многие из этих профессий завязаны на работе с компьютерами и роботами. Часто это не только физический, но и интеллектуальный труд. И, по мнению специалистов, в будущем будут востребованы люди рабочих профессий, но с хорошими интеллектуальными способностями. Уже сейчас рабочие должны осваивать не только ручные навыки, но и много работать с компьютерными программами, - рассказывает профориентолог «СДК БИНК» Алсу Вылегжанина.

В помощь старшеклассникам сотрудники клуба оставляют в школах специальные сборники - профессиограммы. Так каждый ученик больше узнает о понравившейся специальности и о том, какими профессиональными способностями он должен обладать. Ведь чтобы сделать осознанный выбор, нужно иметь точное представление о той работе, которой хочешь заниматься.

- Профориентационная работа дает свои плоды. Потому что раньше, лет 8 назад, когда я спрашивала на занятиях: кто хочет стать экономистом или юристом, (а уже тогда было известно, что это не самые востребованные профессии), то руки поднимали практически все, а сейчас - буквально 5-7 человек. То есть тенденции поменялись. Гораздо больше молодых людей задумываются о технических профессиях. Они и сами видят, что людям с такими специальностями и работу легче найти, и зарплата у них наравне, а иногда и выше, чем у гуманитариев, - отмечает профориентолог клуба.

Системная работа по популяризации рабочих профессий началась в рамках республиканских целевых программ, рассчитанных на 2008-2010 и 2011-2013 годы. Все они, по данным минтруда, доказали свою эффективность, превысив установленные показатели. Например, доля девятиклассников, поступивших по программам начального профобразования, выросла на 8,5% к численности выпускников 11 классов. Также в 3 раза увеличился конкурс в вузы по техническим специальностям, при том что на экономические и юридические специальности он почти не изменился. В результате улучшился имидж учреждений профобразования, укрепилась их материально-техническая база, а у выпускников вырос интерес к рабочим профессиям.

Татарстанские выпускники заинтересовались техническими специальностями

Позже эту работу продолжили в рамках подпрограммы республиканской программы содействия занятости населения, рассчитанной на 2014-2020 годы. Проекты по профессиональной ориентации молодежи отбирали на конкурсной основе. Это совокупность совместных мероприятий центров занятости, управлений образования, по делам молодежи, спорту и туризму, а также работодателей.

Так, в Набережных Челнах прошел Молодежный профориентационный форум среди учащихся школ, колледжей и вузов инженерно-технических профессий, востребованных на ОАО «КАМАЗ». Цель - сформировать привлекательный образ инженера, как социально-успешной в профессиональной среде личности.

В Елабуге успешно реализуется проект «Профориентационный кинотеатр «Ориентир». С экрана школьникам рассказывают о профессиях, а после просмотра приглашают на экскурсии в профобразовательные учреждения и на предприятия, где ребята уже вживую видят, что представляет из себя труд рабочего и могут пообщаться с представителями этого труда.

В Азнакаево в рамках проекта «Путевка в жизнь» ведут предпрофильную подготовку старшеклассников к выбору аграрных и инженерных специальностей в соответствии с экономической ситуацией в районе. Открыт класс «Детское конструкторское бюро» с участием специалистов азнакаевского завода «Нефтемаш».

В прошлом году реализацию проектов по профориентации молодежи продолжили. Например, в Елабуге девятиклассники прошли профориентационное тестирование, младшие классы соревновались в конкурсе рисунков «Мой необыкновенный мир профессий», воспитанники детсадов узнали о профессиях из мультиков и игр, ученики средних классов посмотрели видеоролики «Автомеханик», «Слесарь», «Повар», «Парикмахер» и ответили на вопросы викторины. Также школьники побывали на экскурсиях завода «Форд Соллерс». Центр занятости провел конкурсы статей, стихов, рассказов на темы: «Я – рабочий», «Мастер своего дела», «Наставник молодёжи», «Трудовая династия» и тематических роликов среди школьников и студентов.

В Бугульме реализуется проект «Моя профессия - Моя карьера». 1625 учеников побывали на обзорных, тематических и профессиографических экскурсиях у потенциальных работодателей.

В Альметьевске запустили передвижное анти-кафе «Профориентация от А до Я», где в неформальной обстановке можно получить информацию о выборе профессии и мире профессий в целом. Здесь же прошел конкурс детского творчества «Человек труда», профориентационное занятие «Чем пахнут ремёсла?», конкурс проектов «Трудовые династии», профориентационные встречи для старшеклассников «День профессионала».

В Мамадышском, Нурлатском, Арском, Аксубаевском, Апастовском, Кукморском и Мензелинском районах реализуют проекты, задача которых познакомить местных школьников с эффективными предприятиями и учебными заведениями, где можно освоить нужную району профессию.

Еще одним важным мероприятием стал республиканский конкурс сочинений о профессиях «Билет в будущее». Ребята состязались в трех номинациях: «Человек труда. Моя профессия. Моя карьера», «Трудовая династия» и «Профессия будущего». Жюри получили 899 сочинений на русском и 292 на татарском языках. В числе победителей 15 лучших авторов. Еще столько же ребят получили дополнительные призы от профильных министерств и специальный подарок от госсоветника Татарстана Минтимера Шаймиева.

Установленные программой индикаторы выполняются и даже значительно перевыполняются. Однако, для выпускников школ с полным средним образованием и их родителей (а часто, прежде всего – родителей) получение высшего образования – поступление в вуз по-прежнему наиболее привлекательно. Эту тенденцию переломить очень сложно! – признает заместитель начальника отдела профессионального обучения и профориентации министерства труда, занятости и социальной защиты РТ Ольга Страхова.

По ее словам, стремлению выпускников школ в вузы также способствует относительно высокие баллы, полученные на ЕГЭ и значительное количество бюджетных учебных мест в университетах, хотя число самих выпускников школ из года в год снижается.

- Установить индикаторы для такой программы, которая должна способствовать изменению взглядов, отношений, установок, убеждений и т.п., касающихся такого важного аспекта человеческой жизни, как выбор профессии, дело непростое. Можно значительно увеличить численность получателей услуги по профориентации, однако это только содействие обоснованному выбору профессиональной сферы, окончательный же выбор молодой человек делает самостоятельно, с учетом или без учета полученной информации, - добавляет Ольга Страхова.

В последние годы часто приводят шокирующие данные Росстата, о том, что более половины выпускников вузов страны не работают по специальности. Почему же полученная в университете или институте профессия оказывается не востребованной? Главная причина, по мнению экспертов, - выпускники школ ошибаются с выбором профессионального пути. Исправить ситуацию поможет только восстановление системы профориентации и популяризация рабочих профессий в рамках государственной политики. Поэтому в Татарстане намерены продолжать работу в рамках целевой программы и дальше. Иначе её прекращение может нивелировать все достигнутые за прошедшие годы результаты, считают в минтруде.

Материал подготовлен при поддержке Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.