Новости партнеров , Весь мир ,  
0 

Дарья Сунцова: Поддержка малого и среднего бизнеса особенно важна на местном уровне

Дарья Сунцова: Поддержка малого и среднего бизнеса особенно важна на местном уровне
Член президиума и руководитель комитета по развитию территорий «ОПОРЫ РОССИИ», руководитель оргкомитета Национальной премии «Бизнес-Успех» Дарья Сунцова в интервью РБК Юг рассказала о том, как меняется негативное отношение к предпринимателям, где лучше работает господдержка бизнеса и что дает его объединение

Как себя чувствует бизнес Юга России в новых экономических условиях по сравнению с другими регионами?

Я бы не сказала, что есть какие-то значимые отличия. ОПОРА РОССИИ традиционно участвует в исследовании, которое проводит АСИ – Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ и ориентируясь на него можно сказать следующее.

Прогнозы для юга страны (и Краснодарского края, в частности) довольно оптимистичные. Если посмотреть детально на это исследование, видно, что по многим показателям край лидирует. Например, по выдаче разрешений на строительство и регистрации предприятий - здесь показатели значительно лучше, чем в целом по стране. Возможно, малому бизнесу не так важно 5, 8 или 12 дней будет выдаваться разрешение. Но с точки зрения отношения региональной власти к предпринимательству показательно то, насколько она использует возможности улучшить бизнес-климат.

Можно ли говорить о том, что бизнесу действительно комфортно в Краснодарском крае? Если да, то насколько этот уровень комфорта, на ваш взгляд, высок?

Я склонна применять цифры: Кубань на 7-ом месте среди регионов России в рейтинге инвестпривлекательности. Мне кажется, это хороший результат. Среди субъектов РФ есть ряд традиционно ориентированных на малое предпринимательства – и Краснодарский край в этом отношении один из лидеров. Можно сказать, что усилия власти соответствуют предпринимательской активности населения.

Насколько эффективны «профессиональные» объединения предпринимателей? Чем реально могут помочь бизнесу «Опора России», «Партия Роста» и т.д.?

«ОПОРА РОССИИ» сегодня – наиболее масштабное бизнес-объединение России. Но это не политическая партия, а бизнес-объединение. Соответственно, у организации нет цели прийти к власти, но отстаивать интересы крупного сообщества – намного эффективнее.

А вообще – идея объединения бизнеса все-таки не самая популярная в России, я думаю, что эта непопулярность в какой-то степени выражается и в вашей постановке вопроса: «Чем может организация помочь мне». Настоящее, массовое объединение людей на основе общих интересов начинается с другого вопроса: «Чем я могу быть полезен обществу, что я могу привнести в общественную организацию?».

Бизнес в России – это очень широкое понятие, овощной ларек около дома – это тоже малый бизнес и он тоже нужен, потому что предоставляет социальные услуги, но вряд ли его владельцу интересно развитие - как своего бизнеса, так и в целом предпринимательской среды. Но есть и другие предприниматели, которые уже доросли до того уровня, когда появляется желание что-то менять в масштабах страны.

В частности, проект «Бизнес-Успех» и родился именно благодаря такой инициативе. Когда бизнесмены хотят заниматься не только бизнесом, но и менять условия для большого количества людей… Сейчас это проект, который за 6 лет объединил более 40 тысяч предпринимателей во всех регионах России, подарил людям такое редкое, но важное ощущение, что они не одни и что их работа, их работа как предпринимателей, это важно и, не хочется громких слов, но зачастую – это путь героев, меняющих Россию. 

Обратите внимание, проект «Бизнес-Успех» – это яркий пример того, как с помощью «ОПОРы» предприниматели могут помочь другим.

А если говорить про другое, я бы сказала, потребительское отношение к организации, то очевидно, что объединение – это выгодно: к мнению одного предпринимателя могут не прислушаться, а когда его письменно поддерживает более 100 тысяч человек – игнорировать практически невозможно.

Предприниматель в России – не самая популярная профессия. Все знают о трудностях, с которыми им приходится сталкиваться. Многие до сих пор считают их «торгашами». Как можно поменять это отношение в обществе, чтобы мотивировать развитие малого и среднего бизнеса (МСБ)?

Да, есть такой сложившийся советский стереотип, когда к предпринимателям относятся негативно. Он существовал довольно долгое время и сейчас еще действует. Чтобы сломать эту парадигму, понадобится еще немало времени и усилий.

Наш проект «Бизнес-Успех» помогает «небольшим» предпринимателям выйти с регионального на федеральный и международный уровень – получить доступ к участию в международных выставках, дает возможности для обучения. Мы уверены, что подобная деятельность поможет изменить негативное отношение к предпринимателям, которые находят в себе силы бороться с трудностями, несут ответственность, создают рабочие места.

В последнее время много говорят о помощи МСБ со сторон государства. Должно ли государство действительно помогать малому бизнесу? Или предприниматели должны перестать ждать помощи и надеяться только на себя?

Я являюсь членом экспертной комиссии по распределению субсидий на поддержку МСБ Минэкономразвития России, поэтому знаю ситуацию с обеих сторон. И с той, где 37 млрд руб. финансовой помощи, выделенных на этот год, так и не были выданы предпринимателям, в связи с чем активности обсуждается идея сократить программу. И с другой, противоположной стороны – когда мы видим в регионах, как для предпринимателей из глубинки минимальные субсидии на начало собственного дела от государства становились реальным импульсом к созданию реального бизнеса. Предприниматели должны надеяться на себя – это правда, но государство должно создавать условия, чтобы эта надежда оправдалась.

Насколько те средства от государства, которые доходят до бизнеса, существенно помогают предпринимателям?

По нашим данным, всего 2% субъектов МСБ когда-либо пользовались господдержкой. Говорить о том, что эта помощь может существенно изменить картину предпринимательства в стране, довольно странно. При этом есть совсем малые бизнесы, которых поддержка простимулировала расшириться. В сельских территориях это важно и несет социальную функцию. На местном уровне очень многое зависит от поддержки.

Насколько премия «Бизнес-Успех» может способствовать росту предпринимательской активности?

«Бизнес-Успех» – это своего рода площадка, на которой предприниматели могут познакомиться, увидеть друг друга и узнать что-то новое. Кроме того, не только для них, но и для их окружения, очень важно, когда их успех замечен, оценен. За последние 6 лет мы получили около 12 тыс. заявок на соискание премии, около 300 предпринимателей были награждены как победители на различных этапах проекта. В выборе победителей мы, конечно, не ориентируемся на тех, кто больше зарабатывает. Среди критериев отбора необычные интересные проекты, яркие и полезные идеи.

Справка

Национальная премия «Бизнес-Успех» стартовала в 2011 году с целью стимулировать развитие предпринимательской бизнес-среды и работу муниципалитетов, подчеркнуть социальную значимость и важность предпринимателя для общества.

За 2011-2016 гг. прошло 48 окружных этапов, которые объединили 42 тыс. предпринимателей и 3 тыс. представителей муниципальной власти. Было получено 12 тыс. заявок на предпринимательскую премию, проведено более 100 бесплатных мастер-классов и вебинаров.

Очередной этап Национальной премии «Бизнес-Успех» по Южному федеральному округу состоится в Краснодаре 23 августа 2016г. Конкурс пройдет в рамках Всероссийского форума для предпринимателей «Территория бизнеса – территория жизни». Участие в мероприятии бесплатное. Регистрация на сайте – премиябизнесуспех.рф.