Земное притяжение
Материалы выпуска
Полеты наяву Рынок Свысока над пробками Рынок Земное притяжение Компетенция Страна приписки имеет значение Решения
Компетенция
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Земное притяжение

ТЕНДЕНЦИИ
Система наземного обслуживания бизнес-авиации, соответствующая современным стандартам, создается в основном в крупных городах России — инфраструктура появляется в тех местах, где есть интересы бизнеса.
Фото: Lori

Огни большого города

Еще 10–15 лет назад наземное обслуживание VIP-пассажиров и самолетов бизнес-авиации было в России штучной услугой. Нельзя сказать, что за это время ситуация кардинально изменилась, но в основных городах спроса уже работают полноценные комплексы наземного обслуживания — FBО (Fixed Base Operator), аналогичные широко распространенным в США, Европе и развитых странах Азии. FBO предлагают клиентам огромный спектр услуг самого высокого класса: современные комфортные терминалы, предназначенные исключительно для пассажиров бизнес-джетов, ангары для хранения дорогих самолетов, технические центры, кейтеринг премиум-класса, наземное обслуживание, трансфер от трапа до терминала на автомобилях представительского класса, услуги для экипажа.

На западе палитру услуг дополняет наличие выбора — в каждом аэропорту или FBO работают минимум два-три альтернативных поставщика наземных услуг. Россия, как водится, идет своим путем. В основном только в столичных FBO (кроме Внуково-3) работают сторонние провайдеры услуг, в регионах же монополия только начинает разбавляться новыми альтернативными поставщиками наземного обслуживания.

Традиционно наиболее популярным FBO остается VipPort в московском Внуково-3, который по неофициальным данным контролирует минимум 50-70% всех рейсов. VipPort первым в России создал классический FBO с услугами хендлинга (наземного обслуживания воздушного судна), заправки топливом, клининга, в нем работает база линейного технического обслуживания бизнес-джетов Jet Aviation FBO, а также ангарный комплекс, обеспечивающий всесезонное хранение и обслуживание воздушных судов любых типов, включая ACJ и BBJ (18 ангаров).

Впрочем, несмотря на действительно европейское качество услуг, часто приходится слышать, что Внуково-3 — самый дорогой FBO в Европе. По неофициальной информации, средний чек за стандартное обслуживание дальнемагистрального джета составляет здесь €8 тыс. Для сравнения: в лондонском аэропорту бизнес-авиации Биггин-Хилл стоимость аналогичного обслуживания составит €2,3 тыс.

В спину Внуково-3 уже несколько лет дышит новый FBO компании «A-Групп», расположенный в московском аэропорту Шереметьево. Инвестиции в размере €90 млн (по данным из открытых источников) позволили возвести современный двухэтажный терминал в стиле хай-тек с рестораном и баром с видом на взлетно-посадочную полосу, несколькими дизайнерскими переговорными, двумя ангарами, которые вмещают до 24 бизнес-джетов. Конкурентное ценообразование — стандартный пакет услуг за €2 тыс. — делает новый FBO еще более привлекательным. Пока VipPort и «A-Групп» всерьез конкурируют, в стороне остается еще один московский FBO — Domodedovo Business Aviation Center (DBAC). С началом кризиса терминал сделал ставку на обслуживание стыковочных рейсов регулярной и деловой авиации. Например, пассажир прилетает в терминал на частном вертолете, здесь же он оформляется на регулярный рейс и его доставляют на автомобиле прямо к самолету. За последний год услугой воспользовались в пять раз больше пассажиров первого и бизнес-класса, чем год назад, говорят в DBAC. В Шереметьево и Домодедово действует международная практика: работают несколько альтернативных поставщиков услуг, крупнейшие из которых Streamline OPS, «Капитал АвиаНефть» и «Аэротранс».

Высокий трафик в Москве и, как следствие, дефицит мест для стоянки частных самолетов заставляет включиться в борьбу областные аэропорты. Особо активны аэропорты Калуги и Брянска, оба имеют статус международных. «Сегодня есть попытки создать определенную инфраструктуру в ближайших к Москве аэропортах, неплохо «отстроились» в Калуге, — говорит Дмитрий Петроченко, руководитель интернет-проекта Bizavnews.ru. — В принципе, существующая инфраструктура позволяет занять свою нишу, например в качестве аэропорта для паркинга. Нужно работать с операторами, тем более что ценовое предложение в Калуге весьма аппетитное». Аэропорт Брянска, время подлета до которого из Москвы составляет всего полчаса, также предлагает выгодные условия паркинга. «Разумная ценовая политика — стоимость ангарного хранения бизнес-джета составляет всего 10 тыс. руб., а плата за взлет-посадку 30 тыс. руб. — открывает реальные перспективы для аэропорта Брянска в привлечении «московских» бизнес-джетов для стоянки», — убежден Имеди Рахвадзе, генеральный директор ОАО «Международный аэропорт Брянск». Наземная инфраструктура процветает и во второй столице — Санкт-Петербурге, в аэропорту Пулково работают сразу два независимых FBO: «ДжетПорт СПб» и «A-Групп». Оба располагают собственными терминалами, перронами и ангарами, которые рассчитаны на 30 и восемь парковочных мест соответственно.

Региональный разрез

На фоне столичного благополучия ситуация с наземным обслуживанием в регионах значительно слабее, хотя в отдельных отмечается долгожданное оживление. «Инфраструктура для бизнес-авиации — это зеркало экономики, она развивается там, где идут крупные международные экономические и спортивные мероприятия, где есть мощный промышленный кластер или яркие туристические курорты, — рассказывает Гиви Ткемаладзе, генеральный директор компании «Капитал АвиаНефть», провайдера услуг по наземному обслуживанию. — Мы отмечаем развитие услуг в экономически сильных Казани и Екатеринбурге, в курортном Сочи; интенсивно развивается новое зимнее направление Минводы (Архыз и Домбай) и летнее — Анапа и Геленджик».

Цены в региональных аэропортах настолько разные, что порой сложно понять логику их формирования. Например, в Хатанге (Таймыр) и Элисте стоимость керосина составляет 73 тыс. и 54 тыс. руб. за тонну, в то время как в Ижевске и Ростове-на-Дону она чуть выше 31 тыс. руб. Впрочем, непредсказуемое ценообразование постепенно выправляется благодаря зарождающейся конкуренции. В аэропортах Ставропольского края — Минеральных Водах и Ставрополе, Казани, Краснодарского края, которые еще пару лет назад держали монополию на услуги, появляются альтернативные поставщики наземного обслуживания. Хендлинг, заправку топливом, премиальное обслуживание VIP-пассажиров предоставляют такие профильные компании, как Streamline OPS, «Капитал АвиаНефть», «Джет Порт Юг». Причем молодая компания «Капитал АвиаНефть» получила прямые договоры на аэропортовое обслуживание во всех гаванях Краснодарского края, где до этого работала лишь «Джет Порт Юг», аффилированная с VipPort. Продолжается развитие подмосковных аэропортов: новый терминал бизнес-авиации построила в Жуковском компания «Авком». В региональных воздушных гаванях, например в Саранске, где пройдет этап чемпионата мира по футболу 2018 года, также заняты обновлением инфраструктуры.