У всех стран, которые участвуют в этом мероприятии, есть интерес договориться. Тем более что сейчас все демонстрируют рост производства нефти, говорит аналитик БКС Кирилл Таченников. В ОПЕК могут сделать исключение для Ирана, с которого совсем недавно были сняты санкции, а также для Нигерии и Ливии из-за нестабильной ситуации с безопасностью в стране. На особое положение претендует и Ирак, поскольку борется с ИГИЛ (запрещенной в России организацией), о чем заявил министр нефти этой страны Джаббер аль-Ляиби. По мнению Андрея Полищука, аналитика Райффайзенбанка, и в этом случае можно добиться желаемого эффекта. Основную нагрузку по сокращению нефтедобычи может взять на себя Саудовская Аравия как крупнейший производитель. По оценке аналитика Sberbank CIB Михаила Шейбе, страна может сократить добычу на 0,2–0,4 млн барр. в сутки, при том что весь картель может снизить добычу на 0,6–0,8 млн барр. в сутки. Эта цифра близка к оценке излишка нефти на рынке — около 1 млн барр. в сутки.
Из числа независимых производителей к соглашению ОПЕК готова присоединиться только наша страна. Министр энергетики РФ Александр Новак неоднократно заявлял, что Россия готова рассматривать меры по стабилизации нефтяного рынка. В качестве такой меры, приемлемой для России, он называл заморозку добычи на текущих уровнях, но не ее сокращение. «Мы считаем заморозку добычи наиболее эффективным инструментом стабилизации ситуации на нефтяном рынке», — говорил Новак. У других независимых игроков нет рычагов влияния на свои преимущественно частные нефтедобывающие компании.
Аналитики уверены, что в случае достижения согласия цены на нефть будут расти на ожиданиях эффекта от заморозки нефтедобычи. «Рост продолжится от текущих уровней плюс $3–4 на баррель», — прогнозирует Михаил Шейбе. При положительном исходе встречи участников картеля цены поднимутся до $49–50 и продержатся на этом уровне первую декаду декабря, считает эксперт.
Если же договоренностей не будет достигнуто и не будет подписано какого-либо документа, цены могут упасть до $41–44 за баррель уже 30 ноября, и в таком диапазоне они продержатся до начала нового года, полагает Михаил Шейбе. Впрочем, на этот раз мало кто ожидает такого негативного исхода, хотя страны — члены ОПЕК уже не в первый раз пытаются принять меры для стабилизации рынка нефти и договориться об ограничении добычи.
Так, в декабре 2015 года они обсуждали снижение максимального уровня добычи картеля, но соглашения не достигли. В феврале 2016-го они вернулись к этому вопросу и, казалось, добились предварительного согласия. 17 апреля ОПЕК и независимые производители должны были подписать соглашение о заморозке добычи на уровне января 2016 года. Предполагалось, что эта мера будет действовать полгода. Однако переговоры в столице Катара Дохе оказались провальными. Саудовская Аравия отказалась присоединяться к соглашению без Ирана. Но министр нефти этой страны Биджан Намдар Зангане не приехал на встречу, заявив, что Иран намерен восстановить досанкционный уровень добычи, поскольку страна только вышла из-под эмбарго.
Тем не менее осенью появилась обнадеживающая информация. 28 сентября в Алжире в рамках Международного энергетического форума члены картеля провели неформальную встречу, в ходе которой удалось договориться об ограничении нефтедобычи на уровне 32,5–33 млн барр. в сутки. Это немного ниже текущих уровней. Как следует из ежемесячного доклада Международного энергетического агентства, объем суточной добычи нефти странами ОПЕК в октябре составил 33,64 млн барр. (на 240 тыс. барр. больше, чем в сентябре).