Решения ,  
0 
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.

Десятилетие do it yourself

По итогам форсайта «Петербург-2026: пространство утопии и прагматики» редакция «РБК Петербург» провела дискуссию в деловом и архитектурном сообществе на тему предстоящих перемен. Собеседники РБК высказали свои точки зрения на то, как изменится городская среда и городской квартал в Петербурге в ближайшие десять лет и будут ли изменения быстрыми.

Мелкодисперсные и повсеместные

Данияр Юсупов, эксперт Открытой лаборатории «Город» (ОЛГ):

Предыдущее десятилетие было временем макропреобразований в технологической сфере, которые внедрялись макроигроками. Теперь преобразования спустятся вниз, на уровень жителей квартала и жильцов квартир; они будут мелкодисперсными и повсеместными. Идеология DIY – самоорганизации, ремесленничества, небольших улучшений жизни, достигнутых своими руками, – будет прослеживаться в жизни образований, которые мы называем кварталами, во всех ее аспектах, от культуры до технологий. Этот прогноз основан на том, что иссякают ожидания улучшений со стороны управляющих компаний. Другой важный фактор изменений – реструктуризация рабочего времени. Если в индустриальную эпоху рабочие, инженеры, студенты по заводскому свистку отбывали на производство, так что в жилых кварталах оставались только дети и старики, то сейчас это совсем не так. Разные слои населения проводят значительное время вблизи своего жилья. Вот эти люди, которые остаются в жилых кварталах, составляют социальный потенциал. Это потенциал коллективных решений в области обустройства жилой среды, оптимизации инфраструктур (в том числе путем недорогих технологических внедрений) и обустройства деятельности. Уже появляются социальные центры обмена усилиями и умениями; развиваются сервисы обучения людей друг другу различным навыкам и ремеслам, которые потом технологизируются.

Поток проектов реконструкции

Олег Барков, генеральный директор Hansa Spb Development:

Стоит ожидать активизации усилий по развитию транспортной инфраструктуры – например, создания новых хордовых и поперечных магистралей безостановочного движения, оптимизации системы управления дорожным движением (внедрения системы наружной навигации, системы управления светофорами, адаптивных дорожных знаков, которые перестраиваются и подстраиваются в зависимости от времени суток или дорожной ситуации, и так далее). Наверное, появится городская система управления движением и адаптивной навигации, доступная в каждом автомобиле, – эдакий значительно расширенный сервис «Яндекс-пробки».

Я надеюсь, будут найдены и поставлены на поток оптимальные типовые решения по реконструкции кварталов застройки 50-70-х годов. Жду формирования стандартов настоящей, глубокой реконструкции этих кварталов – стандартов де-факто, а не только де-юре – и реализации пилотных проектов, которые позволят апробировать эти стандарты. Нужно показать на примерах, как старые, морально устаревшие кварталы могут после реконструкции обеспечить людям комфортную среду проживания еще на 20-40 лет.

Надо освежать город

Павел Колчин, директор дирекции маркетинга Банка «Санкт-Петербург»:

Надеюсь, что в первую очередь изменения коснутся транспортной инфраструктуры. Безусловно, необходимо ограничивать или делать платным въезд автомобилей в центр города. Но это возможно только при должном уровне развития как подземного, так и наземного общественного транспорта. Очень хочется, чтобы велосипед стал «полноправным петербуржцем». Что касается застройки, то надо освежать город. Есть масса старых и брошенных объектов, в которые, думаю, постепенно будут вкладывать средства инвесторы и девелоперские компании. Следует разумно подходить к реконструкциям, гармонизируя между собой наследие и обновления. Взаимосвязь истории и современных технологий, которая в разных формах может проявляться, например, на территории старого промышленного пояса, очень многим по душе. Думаю, через 10 лет мы увидим целый ряд ярких проектов, устанавливающих эту связь.

Путь в будущее пройдет по грузовой ветке

Владимир Линов, доцент Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета:

Принципиальных изменений не будет никаких. К области реальных прогнозов можно отнести усовершенствование наземного транспорта и пуск городской наземной пассажирской железной дороги по трассе нынешней грузовой и создание полукольца с «хвостами» – своего рода параллельного метро, наземного, которое стоит вдвое дешевле. Такое изменение, вполне достижимое, кардинально бы улучшило ситуацию с транспортом. Возможно медленное совершенствование инфраструктур, технологический перелом в системах отопления – рост числа автономных систем, меньшая эксплуатация городских теплоцентралей. Гораздо интенсивнее будут строиться небольшие котельные, снабжающие теплом отдельные кварталы.

Панель изменит ландшафт

Сергей Падалко, руководитель архитектурной мастерской «Витрувий и сыновья»:

Мне кажется, к 2026 году появится большее количество электромобилей, а также некоторое количество автомобилей с роботами вместо водителей. Найдут широкое применение датчики расхода энергоресурсов, будут активно внедряться технологии ресурсопотребления. Еще в ближайшую десятилетку, я думаю, существенно разовьется панельное домостроение. Оно уже находится на технологическом уровне, намного превышающем советский. И вот эти изменения могут быть очень заметными и влиять на городской ландшафт в целом, ведь технология панельного домостроения позволяет за относительно короткие сроки возводить большие строительные объемы при относительно небольшой стоимости строительства. Важно то, как будет применяться эта технология массовой застройки – она может обеспечить большой объем хороших панельных домов, а может – плохих.

Рыночный расклад Петербургская медицина: между роботами и талончиками на прием
Скачать Содержание
Закрыть