В советское время шифер – кровельный материал, изготавливаемый из цемента, воды и природного минерала хризотил-асбеста – использовался повсеместно. Им покрывали и многоэтажные здания, и частные дома. Последние 25 лет шифер заметно уступил кровельным материалам из металла, ондулину и гибкой кровле.
Помимо прочего уменьшение доли шифера связано с изменениями в дизайне и архитектуре: плоские крыши стали превалировать над скатными, а шифер используется именно для скатной кровли. Если в 2003 году соотношение сегментов было равным, то в 2014 году доля материалов для плоских крыш возросла до 60 %.
Еще одним важным фактором стало то, что в последние три года рынок всех стройматериалов несколько просел: из-за экономического спада число возводимых объектов – как индивидуальных, так и многоэтажных – уменьшилось.
В итоге за последние 10 лет количество российских предприятий, выпускающих волнистые хризотилцементные листы (шифер) сократилось с 17 до 12 – с рынка ушли пять игроков. Сейчас в каждом округе России работает один-два завода, специализирующихся на изготовлении шифера.
Ценообразование способствует росту продаж
Несмотря на общее снижение доли материалов для скатных крыш, говорить о том, что шифер перестал пользоваться спросом, нельзя. Более того, по данным исследования ABARUS Market Research, в 2016 году этот кровельный материал снова начал набирать обороты.
В начале 2016 года на шифер приходилось 12% от общего объема продаж. По итогам 2016 года процент достиг 16%. Либерти Маркетинг Бюро в рамках работ по маркетинговому сопровождению деятельности Хризотиловой Ассоциации прогнозирует сохранение тенденции и возможность роста доли шифера на рынке к 2020 до 18%.
«В первую очередь это связано со стоимостью хризотилцементных листов. Шифер дешевле других кровельных материалов, а в то время, как доходы населения и компаний упали, это становится существенным фактором», – отмечают эксперты. Однако предпринимаемые Хризотиловой Ассоциацией усилия по возрождению использования шифера так же дают свои результаты.
По мнению специалистов, несмотря на то, что количество игроков на рынке уменьшилось, оставшиеся производители смогут закрыть все потребности строителей в материале.
До 20% шифера уходит на экспорт
Лет 15 назад шифер выпускали в основном для России – не более 3% общего объема производства уходили в такие страны, как Украина, Белоруссия, Казахстан. В последние 3-5 лет экспорт этого вида кровли начал расти. Шифером по-прежнему интересуются бывшие соседи по Советскому Союзу, но теперь вектор сотрудничества сменился на юг: российский шифер закупают Молдова, Азербайджан, Туркмения, Грузия. Сейчас доля экспорта достигает 20% от всего произведенного материала.
Производителям шифера играет на руку тот факт, что ввоз этого вида кровли в нашу страну запрещен с 2006 года. Правда, российским заводам приходится бороться с контрафактом: несмотря на законодательное ограничение, часть материалов поступает из Китая нелегально.
Эксперты строительного рынка говорят о том, что шифер как кровельный материал снова набирает популярность. При этом необходимо учитывать, что в последнее время потребителей интересуют современные виды материала: например, мелкоразмерный окрашенный шифер. Так что производителям стоит больше внимания уделять изучению спроса и развивать новые технологии.