Инструменты , Весь мир ,  
0 

Правила для природы

Фото: Руслан Шамуков /ТАСС
Фото: Руслан Шамуков /ТАСС
У многих российских предприятий низкая энергоэффективность, а уровень воздействия на окружающую среду — высокий. Улучшить экологическое регулирование должно внедрение норм о наилучших доступных технологиях.

Лучшее из имеющегося

В разделе «Промышленность. Ресурсы. Экология» деловой программы Петербургского международного юридического форума запланированы сразу семь секций. Специалистам есть что обсудить: настройка природоохранного законодательства стала одной из актуальных тем.

Еще в 2014 году в России были приняты поправки в закон «Об охране окружающей среды», предусматривающие постепенный переход на новые принципы наилучших доступных технологий (НДТ). По данным эксперта-аналитика ГК «Финам» Алексея Калачева, согласно этому документу в 2015–2021 годах только вновь построенные предприятия должны соответствовать этим принципам. В 2021–2026 годах планируется внедрить НДТ на ста пилотных предприятиях, в 2026–2033 годах показатели выбросов и сбросов должны соответствовать технологическим показателям НДТ на всех 300 пилотных предприятиях. В 2033–2040 годах все 1500 крупных предприятий страны должны перейти на НДТ.

По мнению экспертов, внедрение новых технологий неизбежно требует появления соответствующих норм регулирования. «Мы склонны преуменьшать угрозу от тех технологий, которые нам кажутся безвредными. Например, сейчас во всем мире бурно развернулось строительство ветровых и солнечных электростанций. К сожалению, мало стихий, которые более непостоянны, чем ветер и свет Солнца. Чтобы сглаживать колебания мощности, применяют аккумуляторные литиевые батареи, которые намного опаснее радиоактивности», — говорит профессор РАНХиГС, президент консорциума «Международное объединение технологий и инноваций» Леонид Примак.

Он отмечает, что в случае аварии на промышленной батарее весом в несколько сотен тонн под угрозой практически вечного заражения и уничтожения всего живого окажутся территории в сотни гектаров, а при попадании веществ в подпочвенные воды и реки заражение разойдется на тысячи километров. Поэтому нужен особый контроль за такими предприятиями, резюмирует Примак.

Пока в России идет предварительная работа: в 2015–2017 годы запланирована подготовка справочников наилучших доступных технологий, которые предполагаетя обновлять каждые десять лет. Так, в 2015 году были разработаны справочники по производству целлюлозы, аммиака, меди, керамических изделий, стекла, цемента, извести. «В 2016 году был принят справочник «Производство алюминия», и на этом работа, кажется, застопорилась, хотя должно было быть разработано еще около десятка справочников НДТ, а также более 25 справочников — в 2017 году», — констатирует Алексей Калачев.

По его словам, усложнение и рост объемов соответствующей отчетности — скорее дань бюрократической традиции. «Нужно переходить от большого количества документов для подтверждения в разных организациях соблюдения экологических требований по разным нормативам к комплексному экологическому заключению, которое консолидирует все требования», — считает он.

Другой проблемой, по словам эксперта, является сложность фактического оперативного контроля за соблюдением норм, содержащихся в справочниках. Предприятия должны быть оборудованы соответствующими датчиками и системами промышленных источников выбросов и сбросов загрязняющих веществ к январю 2018 года. В этот срок они вряд ли уложатся. Поэтому, например, в РСПП вообще предлагают переход на технологическое нормирование отложить.

Сложности внедрения

Принцип использования наилучших доступных технологий связан с реализацией концепции «зеленой экономики», объясняет доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин РЭУ имени Г.В. Плеханова Наталья Свечникова.

По ее словам, исходя из этой концепции, Минпромторг формирует новые высокотехнологичные отрасли промышленности для производства оборудования и заводов по переработке отходов. Именно для этого министерство предлагает провести перевооружение производств инновационным оборудованием.

«Возникает вопрос: могут ли внедряться принципы «зеленой» экономики за счет современных технологий в преимущественной для нашей страны тепловой генерации? В частности, на ТЭЦ невозможно отказаться от использования углеводородов, например газа для производства электроэнергии и тепла, но вполне по силам расходовать его экономнее, увеличивая коэффициент полезного действия», — отмечает эксперт.

Леонид Примак уточняет, что экологические проблемы принято подразделять на три группы. Во-первых, характеризующие процесс производства, или операционные показатели экологической деятельности. Во-вторых, определяющие функционирование системы экологического менеджмента. В-третьих, отражающие информацию о местных, региональных, глобальных экологических условиях или состоянии окружающей среды.

Именно последний тип проблем, на взгляд Леонида Примака, позволяет наилучшим образом проверить безопасность производства. «Обеспечить экологическую чистоту производства, даже самого опасного, как это ни странно, довольно просто. К примеру, достаточно просто следить за исправностью химических реакторов и котельного оборудования», — убежден он.

Запреты и стимулы

Российские промышленники уже сейчас активно внедряют наилучшие доступные технологии, однако рассчитывают в этом вопросе на поддержку государства.

«Вступление в силу Парижского соглашения по климату создало предпосылки для формирования глобальной системы климатических обязательств. Но для того чтобы соглашение заработало, правительства стран-участниц должны создать систему стимулирования «зеленых» технологий и контролировать выполнения обязательств по снижению выбросов», — говорят в компании «Русал».

Так, среди мер поддержки «зеленых» технологий могут быть налоговые преференции для компаний, которые их внедряют, а также сокращение или отмена таможенных пошлин на оборудование, позволяющее сократить энергопотребление и снизить выбросы.

«Производство алюминия связано с высоким потреблением электроэнергии, которая занимает почти треть себестоимости. Более 90% алюминиевого производства «Русала» обеспечивается за счет возобновляемой гидроэнергии, и компания намерена к 2020 году довести этот показатель до 100%», — говорят в «Русале». В свою очередь, «Норильский никель» активно участвует в разработке справочников по наилучшим доступным технологиям, которые касаются деятельности компании, рассказали в пресс-службе компании.

Эффективным механизмом, стимулирующим распространение низкоуглеродных технологий и одновременно обеспечивающим справедливые условия конкуренции, может стать «цена на углерод», говорят в «Русале». Опыт применения «цены на углерод» есть у многих стран, и анализ этого опыта важен для разработки системы углеродного регулирования в России. По данным Всемирного банка, уже в 2016 году 40 стран, 20 городов и регионов ввели различные формы «цены на углерод».

Наиболее распространенными являются углеродный налог и углеродный рынок. «Для обеспечения экологической безопасности в России необходимо сочетать прямые и косвенные методы государственного регулирования», — говорит Наталья Свечникова. Запреты и ограничения, поясняет эксперт, должны сочетаться с различного рода стимулами для тех субъектов хозяйственной деятельности, которые заботятся об окружающей среде.

Скачать Содержание
Закрыть