— Рынок легких коммерческих автомобилей показывает уверенный рост. Что является основным драйвером?
— Я думаю, что основным фактором, влияющим на рост рынка LCV, стал эффект отложенного спроса. Это хорошо заметно по нашим продажам: те клиенты, которые еще год назад в силу непростой экономической ситуации не решились на обновление или расширение автопарка, в этом году были вынуждены обзавестись новой техникой — машины естественным образом изнашиваются, да и лизинговые контракты истекают. Сейчас же экономика стабилизировалась, и наступило удачное время для замены старых автомобилей.
Есть и новые тренды. Активно начало развиваться мелкое и среднее предпринимательство, к нам потянулись новые клиенты — владельцы небольших магазинов, мастерских, булочных. А ведь это публика довольно требовательная, например, к комфорту, потому как сам хозяин бизнеса может находиться за рулем.
— В каком направлении, на ваш взгляд, будет развиваться рынок?
— По-прежнему будет оказывать значительное влияние сектор государственных закупок, потому что на них приходится существенный объем продаж. По моим оценкам, в прошлом году доля госзакупок составила порядка 40% от всего рынка — это если говорить об иностранных брендах. Плюс рост числа малых и средних компаний, о котором я сказал. Поэтому вывод на рынок наших новых моделей Citroen Jumpy и Peugeot Expert оказался очень своевременным. Эти машины достаточно компактны с точки зрения городских условий эксплуатации, но чрезвычайно просторны внутри. У них низкий расход топлива вкупе с низкой стоимостью владения. Это инновационные и комфортные автомобили.
— При сертификации этих моделей вы учитываете ограничение на въезд в центр Москвы и грузовой каркас в отдельных ее районах?
— Да, конечно. У нас автомобили представлены как минимум в двух вариантах исполнения. Есть модификации, рассчитанные на максимальную грузоподъемность, для тех клиентов, кому важно перевозить тяжелые и объемные грузы. Есть и модели полной массой до 2,5 т, которые могут беспрепятственно передвигаться по всей Москве.
— Какие финансовые инструменты при покупке коммерческого транспорта наиболее эффективны?
— Разумеется, самый серьезный инструмент — это лизинг: с его помощью продается около 40% LCV. Государственная поддержка этого направления — очень важный и нужный шаг со стороны правительства. Правда, господдержка распространяется только на автомобили локальной сборки. В настоящее время мы продаем автомобили импортного производства, но тем не менее приобретение автомобиля может быть осуществлено на выгодных условиях в рамках финансовых предложений от лизинговой компании Группы ПСА — ООО «Пежо Ситроен Лизинг», которая начала действовать в этом году. Кэптивный банк может себе позволить более низкую ставку, чем другие финансовые организации, что дает нам определенное преимущество. Мы уже заключили несколько крупных контрактов, но все еще впереди.
Все указывает на то, что будет расти роль операционного лизинга и различных продуктов, связанных с возможностью — или гарантией — обратного выкупа.
— В каком состоянии сейчас находится вторичный рынок коммерческой техники? Он все такой же дикий, как и раньше?
— На этом рынке сейчас происходят качественные изменения, появляются профессиональные игроки, которые занимаются выкупом и перепродажей комтранса. Об этом можно судить хотя бы по тому, как активно клиенты сдают свою технику в трейд-ин. В прошлом году мы запустили трейд-ин для коммерческих автомобилей, и уже тогда 25% покупателей были готовы воспользоваться этой услугой. В этом году этот показатель вырос до 40–45% в зависимости от модели.
Автомобили по этой схеме попадают к дилерам — то есть выходят на цивилизованный рынок, где продается проверенная техника, с возможностью расширения дилерской гарантии. Уверен, что и в дальнейшем вторичный рынок будет окультуриваться за счет того же операционного лизинга и схем с обратным выкупом.
— Как автопроизводители выстраивают отношения с организациями, которые специализируются на переоборудовании автомобилей?
— Конверсия — очень распространенное явление: коммерческая техника имеет гораздо больше вариантов применения по сравнению с пассажирскими авто. Если клиент хочет не просто грузовой фургон, а транспортное средство для, условно говоря, мобильной сервисной бригады, то есть с дополнительными посадочными местами и уменьшенным пространством для груза, — он должен получить такую машину. Это касается спецтранспорта для инкассации, маршрутки, скорой помощи, ритуального автомобиля — разновидностей великое множество. Переоборудование позволяет существенно сократить производственный процесс, поскольку построить машину, в точности соответствующую пожеланиям заказчика, проще из готового цельнометаллического фургона. Не надо формировать заказ и отправлять его на завод — вместо этого можно взять автомобиль, который уже находится в России, и вылепить из него все что угодно. Да и вообще завод не всегда сможет учесть все, порой весьма специфические, пожелания клиента по допоборудованию машины, а специальное ателье с такой задачей справится.
Само собой, мы производим сертификацию всех партнеров, отслеживаем их производственный процесс и качество, согласовываем комплектации и цены. Таким образом, мы гарантируем, что подвергшаяся конверсии машина по качеству не уступает заводской продукции.
— Существует точка зрения, что успех на российском рынке во многом определяет наличие или отсутствие локальной сборки. Какова экономическая целесообразность организации собственного производства в России для PSA?
— Я бы не стал утверждать, что успех определяет только локальная сборка. Но ее наличие, безусловно, существенно влияет на результаты деятельности компании. Здесь я вижу два основных момента: во-первых, это уменьшение зависимости от колебаний курсов валют и, как следствие, более стабильное и выгодное ценовое позиционирование, а во-вторых, локализация обеспечивает различные меры поддержки со стороны государства, как то: лизинг, субсидии и возможность поставлять автомобили государственным компаниям в рамках бюджетных закупок, которые, как я уже говорил, могут достигать 40% в структуре продаж.
LCV для российского подразделения PSA — это одно из приоритетных направлений развития, поэтому у нас, конечно же, есть планы по локализации, мы о них объявим немного позже.