Российский рынок легковых автомобилей восьмой месяц подряд демонстрирует положительную динамику — впервые с докризисного 2012 года. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), с января по октябрь было реализовано почти 1,3 млн автомобилей, что на 11% больше, чем за тот же период годом ранее.
Одновременно сразу несколько производителей приняли решение об организации местного производства или увеличении существующих мощностей. Так, Mitsubishi организует на своем российском заводе выпуск новой модели, Volkswagen и Ford Sollers занимаются локализацией сборки двигателей, о строительстве завода по производству легковых автомобилей объявил Mercedes-Benz. Все это свидетельствует об активном восстановлении рынка.
Помимо общего укрепления экономической ситуации росту продаж способствует отложенный спрос, удешевление кредитов и развитие новых форм финансирования, самой перспективной из которых является лизинг.
Корпоративный спрос
По данным RAEX («Эксперт РА»), объем лизинга легковых автомобилей по итогам первого полугодия составил 86 млрд против 55 млрд руб. за аналогичный период 2016-го. Аналитики лидера рынка — лизинговой компании «Европлан» оценили объем нового бизнеса на рынке легковых автомобилей в первом полугодии в 13,2 млрд руб., что составляет больше половины общего объема компании. При этом рост к аналогичному периоду 2016 года для компании составил 80%.
Предприниматели все чаще обращают внимание на лизинг как способ приобретения транспорта, говорит гендиректор «Европлана» Александр Михайлов. Если в 2014 году доля лизинга в продажах легковых автомобилей в России составляла 5,1%, то по итогам 2016-го она достигла 8,1%, а в первом полугодии 2017-го — уже 8,5%. При этом в развитых странах, напоминает эксперт, этот показатель часто превышает 30%.
«Все большее количество производителей анонсируют лизинговые программы как на базе кэптивных банков, так и при участии внешних партнеров, причем нескольких. Набор предлагаемых лизинговых продуктов и программ расширяется, они становятся гибче и предлагают все больше возможностей», — отмечает руководитель отдела корпоративных продаж компании «Авилон BMW» Надежда Фролова. Для корпоративного бизнеса, говорит она, лизинг давно является традиционной схемой владения автопарком, поскольку позволяет без значительных первоначальных затрат приобретать дорогостоящее имущество.
В развитии лизинга заинтересованы и производители, и продавцы, поскольку эта схема позволяет привязать клиента на долгие годы, напоминает заместитель директора ООО «Европейская юридическая служба» Александр Куликов. «Кооперация лизинговой компании, производителя и дилера выстраивает долгосрочные отношения с клиентом. Если программа правильно подобрана, через два—три года он получит новый автомобиль и возобновит программу с теми же партнерами», — объясняет эксперт.
Выигрывает и покупатель, говорит аналитик RAEX Павел Жолобов: «Лизингодатели заключают совместные программы с производителями, и автомобили по таким программам являются более выгодными». Специалист добавляет, что производители автотехники часто реализуют машины через собственные лизинговые компании, на которые порой может приходиться 30–40% всех автопродаж.
Росту интереса к лизинговым схемам способствовали госпрограммы, в рамках которых покупатели получают прямую субсидию на покупку. В совокупности с другими схемами финансирования это делает автомобили еще более доступными, напоминает Александр Михайлов. Многие спецпредложения лизинговых компаний основаны на скидке от поставщика автомобиля. К этой скидке прибавится субсидия аванса. Государство через лизинговые компании компенсирует покупателям автомобилей часть расходов — 10% от суммы транспортного средства. В результате снижаются объемы ежемесячных платежей для потребителя. «Общая скидка на некоторые автомобили может составить более 20% от стоимости машины — это огромная сумма», — говорит Александр Михайлов. При этом лизинг не создает домохозяйствам банковский долг. Эксперты уверены: в перспективе лизинг может стать привычной формой покупки автомобилей не только для организаций, но и для частных лиц.
Частное уклонение
Однако пока контракты на покупку легковых машин в лизинг заключают в основном корпоративные клиенты, таксопарки и компании, предоставляющие услуги аренды. Население такой схемы все еще опасается, предпочитая более традиционный кредит. Формально лизинг для физлиц в России существует с 2011 года, когда были сняты законодательные ограничения на этот вид деятельности. Первые игроки здесь появились в конце 2013 года, но результаты пока скромны. Так, доля розничных лизинговых сделок в общем обороте дилерской компании «Рольф» в 2015 году не превышала 0,3%. Всерьез интересоваться лизингом физлица начали в момент кризиса, когда кредиты заметно подорожали и ежемесячные платежи стали обременительными.
В условиях роста цен на автомобили потребители в России начали интересоваться уже не стоимостью продукта, а объемом ежемесячных платежей, подтверждает гендиректор компании «Контрол лизинг» Дмитрий Тимофеев. «Автолизинг — хорошо известный финансовый инструмент в США и Европе, где на его долю приходится до 40% всего объема продаж новых автомобилей. На Западе уже выросло несколько поколений потребителей, которые не знают, сколько стоит их автомобиль, а знают только сумму ежемесячного платежа по лизинговому контракту», — говорит эксперт.
Лизинговые компании рассчитывали в первую очередь на потребителя сегмента машин бизнес-класса, но с такими запросами стал обращаться и средний класс. Дмитрий Тимофеев уверен, что лизинг и в России может стать новой философией владения автомобилем для частных клиентов: «В развитых странах к машине относятся как к потребительскому предмету, а у нас ее считают активом, вложением и средством самовыражения. Лизинг как выгодная финансовая схема должен изменить отношение к автомобилю».
Однако пока частников отталкивают лимиты на годовой пробег, ограничения по территории использования лизинговых машин, а также постоянно работающие системы GPS-мониторинга. Лизингодатель может не только отслеживать все перемещения автомобиля, но и дистанционно блокировать двигатель, если клиент нарушает правила договора. Фактически для потребителя такая машина является арендной, а не собственной. Именно поэтому, говорит Надежда Фролова, лизинг для физических лиц не так востребован, как традиционный кредит. «Людям тяжело осознавать, что они, приобретая автомобиль в лизинг, не становятся его собственниками в отличие от кредитной схемы покупки», — соглашается Александр Куликов.
Резкого скачка интереса к лизингу легковых автомобилей со стороны частных клиентов эксперты рынка в ближайшее время не ждут. «Ключевым препятствием выступает низкий уровень финансовой грамотности населения и недостаточное понимание механизма лизинга, что вызывает скепсис у рядовых граждан», — подтверждает Павел Жолобов.
В отношении корпоративных продаж эксперты более оптимистичны. «Популярность лизинга как способа приобретения автомобиля, а вслед за ней и спрос на услуги проверенных лизингодателей будут расти», — утверждает Александр Михайлов. По мнению Александра Куликова, доля лизинговых сделок в сегменте легковых автомобилей в ближайшие три-четыре года достигнет 35–40%.