Наращивание сотрудничества России и Саудовской Аравии началось еще до того, как в октябре этого года саудовский король Салман бен Абдель Азиз Аль Сауд совершил первый в истории двусторонних отношений визит в Россию.
По словам главы Минэнерго Александра Новака, за семь месяцев 2017 года торговый оборот между странами вырос примерно на 50%.
Министерство энергетики России сообщило, что объем совместных проектов России и Саудовской Аравии, договоренностей о которых удалось достичь, может выйти на уровень $10 млрд, в том числе $2 млрд — сумма соглашения о сотрудничестве, которое заключил с представителями этой страны Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ).
Так совпало, что вскоре после московских переговоров в Саудовской Аравии разразился коррупционный скандал, в который оказались вовлечены члены королевской семьи, высокопоставленные чиновники. Однако вряд ли его последствия каким-либо образом затронут наметившиеся планы сотрудничества, поскольку комитет по борьбе с коррупцией, созданный с подачи короля, возглавил кронпринц Мухаммед бен Сальман бен Абдель Азиз Аль Сауд, который активно развивает совместные проекты с Россией.
Традиционные и возобновляемые
Приоритетными проектами, говорит аналитик компании IFC Markets Дмитрий Лукашов, считаются строительство газопровода из Ирана в Индию протяженностью 1,2 тыс. км, а также создание прямого авиасообщения между Саудовской Аравией и Россией. Подписано и соглашение о развитии железнодорожного сообщения в королевстве. Эксперты уверены, что Россия в состоянии помочь в строительстве сети новых железных дорог, поставках подвижного состава и другой железнодорожной техники. Помимо этого страны собираются сотрудничать в области возобновляемой энергетики.
В начале ноября в Эр-Рияде состоялось пятое заседание межправительственной комиссии, по итогам которой было подписано еще несколько документов. Как сообщил ТАСС, в частности, это соглашение о строительстве в Саудовской Аравии медицинского научно-исследовательского центра и фабрики по производству биофармацевтических препаратов, соглашение о строительстве завода по производству биопротеина строительно-инжиниринговым холдингом «Русгазинжиниринг», а также меморандум о взаимопонимании между АФК «Система» и Wafrat Al Tawasul о создании российско-саудовской инвестиционной компании.
Совместная работа с Саудовской Аравией может развиваться по нескольким направлениям, и в первую очередь в топливно-энергетическом комплексе, уверен заместитель генерального директора ИК «Финам» Ярослав Кабаков. «Причем речь идет не только о добыче и переработке нефти и газа, но и электроэнергетике. Особый интерес может представлять работа по использованию возобновляемых источников энергии — солнца, ветра, энергии приливов. Перспективным может быть сотрудничество в атомной энергетике», — отмечает эксперт. По его словам, наши страны могут взаимодействовать как на территориях обоих государств, так и в третьих странах.
Старший аналитик энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Артем Малов напоминает, что у национальной нефтяной компании Saudi Aramco уже есть контакты с российскими компаниями, предоставляющими услуги в области нефтехимии. Саудовская Аравия не так давно представила новый амбициозный план экономических реформ Saudi Arabia’s Vision 2030. Согласно этому документу страна уже к 2030 году диверсифицирует экономику, основанную сейчас на добыче нефти, и благодаря этому снизит зависимость от углеводородов. «Безусловно, у России есть технологии, которые могут быть интересны в Саудовской Аравии», — замечает Малов.
Оборонительные средства
Кроме нефтяной сферы у России и Саудовской Аравии много возможностей для плодотворного сотрудничества, уверены другие эксперты. «Другая интересная сфера для сотрудничества — оборонно-промышленный комплекс. Здесь стоит рассмотреть различные варианты. Во-первых, Россия может стать поставщиком технологий в области ОПК — саудиты давно стремятся договориться об организации у себя лицензионного производства отдельных видов российских вооружений, — рассказал старший консультант SBS Consulting Денис Хайретдинов. — Пока смогли договориться о производстве автоматов Калашникова АК-103». «Добыча углеводородов в Саудовской Аравии сконцентрирована на небольшой территории. Причем на одном месторождении Гавар добывается 60% всей саудовской нефти. Страна сильно уязвима в военном отношении и кровно заинтересована в современных средствах ПВО», — соглашается Дмитрий Лукашов.
Возможно, имеет смысл рассмотреть вопрос о привлечении инвестиций Саудовской Аравии в российские предприятия ОПК с должным уровнем защиты государственной тайны.
Эксперты также предполагают, что между двумя странами возможно сотрудничество в создании атомных установок малой и средней мощности для опреснения морской воды. С этим согласен Ярослав Кабаков. По его мнению, вполне реальны перспективы совместной работы в проектах по водоснабжению, переработке сточных вод, опреснению.
Не все эксперты настроены столь же оптимистично в отношении перспектив экономических проектов. В рамках сотрудничества, скорее, Саудовская Аравия будет источником технологий для России, чем наоборот, полагает заместитель директора аналитического департамента компании «Альпари» Анна Кокорева. По ее словам, из-за санкций Россия может предложить этой стране меньше, чем могла бы. «Безусловно, даже небольшие совместные проекты усилят позиции России на Ближнем Востоке и укрепят авторитет страны в глазах иных ближневосточных партнеров. Однако вряд ли за счет работы с Саудовской Аравией доля нашей страны на этом рынке сильно увеличится», — считает эксперт.
По мнению Анны Кокоревой, «королевству невыгодно поддерживать конкурентов», а на рынке нефти наши страны, безусловно, являются конкурентами. Сотрудничество скорее поможет улучшить уровень взаимопонимания в политике, особенно учитывая тот факт, что Россия имеет влияние на Сирию и Иран, что не менее важно. А Ярослав Кабаков уверен, что сотрудничество с Саудовской Аравией может способствовать заключению новых соглашений в экономике с другими странами, в том числе на Ближнем Востоке.
Зарубежные проекты российского ТЭКа
Самая обширная география зарубежного бизнеса среди российских нефтяников — у ЛУКОЙЛа. Компания участвует в добывающих проектах в Ираке (Западная Курна-2), Азербайджане (газоконденсатное месторождение Шах-Дениз), Казахстане (месторождения Тенгиз, Карачаганак и др.), Узбекистане, Египте, Норвегии, Румынии, Африке и Мексике.
Экономические отношения России и Венесуэлы в основном завязаны на совместной добыче энергоресурсов. В 2010 году был создан российский Национальный нефтяной консорциум из нескольких нефтекомпаний для работы на гигантском месторождении Хунин-6 в Венесуэле. А компания «Роснефть» разрабатывает в Венесуэле несколько месторождений с госкомпанией PDVSA, являясь одним из крупнейших инвесторов в эту латиноамериканскую страну. Суммарные геологические запасы нефти проектов «Роснефти» в Венесуэле превышают 20,5 млрд т.
«Роснефть» также работает в Ираке. Совместно с правительством Иракского Курдистана компания реализует проект по эксплуатации и планирует построить там газопровод. Ранее «Роснефть» договорилась здесь о поставках нефти до 2019 года, а также и о совместной работе на пяти нефтяных блоках в регионе, общие запасы которых оцениваются в 670 млн барр.
Наиболее активное сотрудничество России и Ирана началось после снятия санкций с этой страны. Почти все крупнейшие компании российского ТЭКа, в том числе «Газпром», ЛУКОЙЛ, «Газпром нефть» и «Зарубежнефть», заявили о желании разрабатывать месторождения в Иране и подписали меморандумы о намерениях с иранской госкомпанией NIOC. «Газпром» также планирует построить газопровод из Ирана в Индию. Насколько интенсивным будет сотрудничество, говорить преждевременно — тендеры еще не проводились. Проектами в Иране также интересуется холдинг «Росгеология». Идут переговоры о торговле электроэнергией, Россия в начале года приступила к строительству ТЭС на юге Ирана.
«Газпром нефть» уже много лет является крупнейшим иностранным инвестором в Сербии. С 2009 года она вложила в компанию «Нафтна индустрија Србије» (НИС) более €2,5 млрд.