Это высококонкурентный бизнес в котором превалируют московские и международные игроки. Наше внимание привлекла самая быстрорастущая региональная сетка, которая появилась в этом году, но уже заняла основные места в центре города. Мы взяли интервью у необычного человека, который недавно появился на горизонте ростовского бизнеса питания и сразу занял в нем заметное место -хозяина самой быстрорастущей сети Ростова-на-Дону «Булочные Шевченко» —Вадима Шевченко.
— Вадим, сколько у вас сейчас булочных? Насколько это доходный бизнес?
— 10 булочных. В среднем получается мы открываем 1 булочную в месяц. Первую мы открыли весной 2017 года. Пока мы не можем объективно оценить рентабельность проекта — у нас мало статистики, вот завершим годовой круг весной 2018 года и тогда сможем взглянуть на проект честно, оценить его языком сухих цифр. Сразу хочу отметить, что я не единоличный владелец сети, есть еще другие партнеры большей частью из столицы.
— В чем ваше конкурентное преимущество? Есть ли какие-то фишки?
— Мы имеем самую широкую линейку продукции среди булочных Ростова — помимо хлеба и булок, мы продаем пироги, пирожки, слойки и массу сладких вкусностей, готовим кофе. Стилистика заведения (mill style, от англ. — «в стиле мельницы», ближе по духу к лофту) и собственно атмосфера предполагает не просто покупку, но и располагает остаться, продолжить у нас дружеское чаепитие, общение.
— Это сложный бизнес с точки зрения его ведения?
— Ничего сложного. Выбираете место, товар, подбираете людей. Надо много и упорно работать над своими коммуникативными навыками и развивать их в команде продавцов. Классная коммуникация продавца и покупателя — основа успеха в этом бизнесе также как и в остальных. «Все решают эти маленькие мелочи», как говорил герой фильма Тарантино. Мы начали строить сеть булочных так как появились свободные ресурсы (время, люди, деньги) в других видах бизнеса нашей «бизнес банды».
— То есть это не ваш основной бизнес?
— Нет, я возглавляю авторскую группу, которая работает над созданием и продвижением отделов продаж в самых разных видах бизнеса — девелопмент, строительство, HoReCa, Event-маркетинг и даже банковский сектор. Мы работаем вместе с 2003 года. Но булочные — это на данный момент наше самое юное дитя.
— А у авторской группы есть название? И почему она «авторская»?
— Мы называемся Sales Machine. А авторская, потому что основную деятельность: производство идей, контента и воплощение наработок в жизнь мы ведем методами, разработанными для сценарных авторских групп. Это наше ноу-хау и одна из составляющих успеха. В текущий момент развития общества «креативный класс» создает основную прибавочную стоимость продукт и наша «авторская группа» как раз этим и занимается. Мы исходим из того, что качество продуктов у любых производителей не сильно отличается и задача — донести до потребителя индивидуальные отличия, закрепить их в сознании.
Это осложняется общим интенсивным информационным потоком, нам приходится проявлять максимум творческих способностей, чтобы во всех наших проектах показывать результат, да и не просто выше среднего, а конкретно лучший в отрасли.
— Почему вы так называетесь Sales Machine?
— По аналогии с Sex Machine! Наш слоган, ну, скажем для цензуры «Бьем всех в продажах!».
— У вашей авторской группы есть сайт, портфолио?
— Нет, на данный момент мы загружены работой на 100% и новые проекты нас не интересуют, поэтому никакая реклама и PR нам пока не актуальны. Даже визиток нет. Присматриваемся к партнерам, обкатываем технологии, готовимся к выводу на рынок новых революционных продуктов и услуг.
— Расскажите об успехах вашей группы в других отраслях.
— На данный момент мы аккумулируем статистику по нашим проектам для того, чтобы вынести ее в публичное поле в рамках книги по маркетингу и продажам, которую мы пишем. Цель показать, что в современной действительности есть не только «маркетинг от Манна». Вот в булочных, например, короткое плечо успеха — год и уже все понятно. А в привлечении клиентов для индустриального строительства время сбора статистики 3–5 лет. Мы хотим заявить о системных, а не разовых успехах, поэтому пока не готовы делится этой информацией.
— В чем секрет успеха в столь разных направлениях?
— Мы постоянно прирастаем новыми силами, выдаем оригинальный и уникальный контент, проводим закрытые семинары для клиентов. Изначально в группе нас было двое. Сейчас уже 7. Среди них есть и кандидаты наук: специалисты маркетинга, экономики и конечно филологии. Без виртуозного владения словом организовать хорошую и успешную рекламную кампанию практически невозможно. Кроме того, часть организованных нами сбытовых структур, работает в формате B2B, и в нашей группе работают мощные переговорщики. В том числе и англоговорящие. Все это дает возможность получать, обрабатывать и распространять среди участников авторской группы уникальный опыт.
— Какие интересные бизнес тренды вы можете отметить?
— Уровень образованности собственников бизнеса — учредителей в общей массе очень низкий. Они (собственники — прим ред.) занимаются потреблением премиум продуктов круглосуточно, это становится основным видом деятельности. Чтение книг, а тем более их написание не входит в этот круг. Принятие решение осуществляется на основе общения с фокус группой. И туда не входят аналитики PWC или Boston Consulting (смеется). Соответственно собственники часто не понимают, что происходит вокруг. Просто сидят на ресурсах — деньгах, зданиях, участках земли и ничего не делают. Получают ренту. Весь их опыт закончился в 2000-е, это в лучшем случае. Дальше стагнация.
Поэтому мы видим огромный разрыв между движущей силой сегодняшнего общества — креативным классом и теми кто контролирует ресурсы для их реализации. Разрыв этот понятийный и образовательный. Поэтому инновационный бизнес в РФ так медленно развиваемся и уже давно проигрывает во многих областях. Краудфандинговые механизмы отчасти решают эту задачу. Но только отчасти и не в том объеме, чтобы оказать значительное влияние на развитие российской действительности.
— Что пожелаете читателям?
— Как владелец сети булочных хочу сказать «Приятного аппетита».