Компетенция , Весь мир ,  
0 

Заложники имиджа

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
Чемпионат мира по футболу, который пройдет летом на территории России, вряд ли придаст российскому рынку недвижимости дополнительный импульс для развития, считают эксперты.

Эффект мундиаля будет заметен только в крупных городах с устойчивой туристической инфраструктурой. Остальным придется думать, как загружать и содержать созданные специально под ЧМ квадратные метры.

Спортивный драйвер

Масштабные спортивные события — олимпиады, универсиады, чемпионаты мира и Европы — оказывают существенное влияние на развитие городов. Один из самых успешных примеров — Барселона. которая после Олимпиады 1992 года превратилась в один из самых посещаемых городов Европы. Олимпийские игры были использованы руководством страны для создания в Испании второго после Мадрида крупного промышленного и культурного центра. В течение олимпийского делового цикла (в период между 1986 и 1993 годом) Барселона демонстрировала наибольшие темпы роста городской инфраструктуры и развития в Европе. А вот Монреалю олимпийская феерия стоила 30 лет обслуживания публичного долга.

В России свой профит от масштабных спортивных мероприятий получили Казань и Сочи. Теперь такой шанс есть у 11 городов — участников чемпионата мира по футболу, который стартует в России в июне 2018 года.

Миллиарды на подготовку

По данным специального исследования «Сколько стоит ЧМ 2018 года?», проведенного консалтинговой компанией S.A. Ricci, совокупный бюджет подготовки к мундиалю составит 626 млрд руб. (около $9 млрд). При этом федеральный бюджет и местные власти инвестируют 333 млрд и 94 млрд руб. соответственно, то есть 68% от суммарных затрат на ЧМ лягут на налогоплательщиков.

По словам Александра Морозова, генерального директора S.A. Ricci, страны — организаторы последних трех футбольных чемпионатов мира (Германия, ЮАР и Бразилия) вкладывали наибольшую часть затраченных на эти спортивные события средств в модернизацию транспортной, социальной и инженерной инфраструктур.

Россия не стала исключением. Около 60% от общей суммы расходов (включая 25% частных инвестиций) будет вложено в транспортную, инженерную и социальную инфраструктуры принимающих ЧМ городов. Полностью на частные средства (около 40 млрд руб., или 6% в структуре подготовительного бюджета) строится гостиничная недвижимость — отрасль давно нуждается в обновлении и расширении номерного фонда, но инвесторы обходили ее вниманием из-за длительных сроков окупаемости. Кроме того, страна в довольно короткие сроки получит обновление существующей транспортной и дорожной инфраструктуры.

Очередь за прибылью

Суммарный верифицируемый экономический эффект от мундиаля (туризм, билеты на матчи, сопутствующий бизнес в сфере торговли, развлечений, общественного питания и т.п.), то есть фактически заработанные средства, по подсчетам S.A. Ricci, может составить около $0,5–1 млрд. Это десятая часть затрат на подготовку чемпионата. «В краткосрочной перспективе ЧМ не удалось окупить ни одной из пяти последних стран-организаторов, включая развитые Германию и Японию», — подчеркивает Александр Морозов.

Опрошенные РБК+ эксперты далеки от оптимизма в оценках будущих прибылей от ЧМ-2018. «Если бы мундиаль проводился в Москве и Санкт-Петербурге, экономический эффект был бы мощнее, но вряд ли из того же Саранска или Волгограда можно сделать еще один Сочи. Элементарно не хватит денег», — объясняет Станислав Ивашкевич, глава компании Ivashkevich Hospitality.

«Даже многократный рост выручки в сфере розничной торговли и услуг по итогам полного года обусловит лишь умеренное улучшение финансовых показателей бизнеса арендаторов и стоимости коммерческой недвижимости. В этот год не ожидаю многократного повышения цен на недвижимость и ставок аренды», — прогнозирует Тимур Нигматуллин, аналитик отдела анализа рынков управления инвестиционного консультирования компании «Открытие Брокер».

Позитивные факторы, по мнению эксперта, имеют отношение только к крупным городам, которые смогут использовать инфраструктуру после завершения ЧМ: Ростов-на-Дону, Волгоград, Москва, Санкт-Петербург. По расчетам Александра Морозова, процесс окупаемости инфраструктурных инвестиций растянется как минимум на 10–15 лет. Именно такой срок необходим для возврата денег, вложенных в строительство гостиниц и стадионов.

Испытание на прочность

Если говорить о рынке недвижимости, то, по словам руководителя аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости» Олега Репченко, «эффект мундиаля» почувствуют только два сегмента: рынок краткосрочной аренды и рынок гостиничных услуг».

По данным компании STR Global, совокупный объем качественного номерного фонда в России составляет около 65 тыс. единиц. В крупных туристических державах (Франция, Испания, Германия) данный показатель выше в полтора — два с половиной раза. В ходе подготовке к ЧМ-2018 объем номерного фонда вырастет на 10–12%. При этом на развивающихся рынках, включая российский, среднегодовые темпы прироста потока иностранных туристов увеличиваются после таких мероприятий, как мундиаль, максимум на 10%.

Дальше все будет зависеть от самих инвесторов и региональных властей. Если они смогут перенаправить возросшие туристические потоки именно в свой город, тогда шанс окупить вложения есть. В противном случае города-участники получат очередную головную боль в виде «лишних» гостиниц.

Проблема Саранска

«Чемпионат мира по футболу 2018 года стимулирует развитие инфраструктуры регионов», — говорит Татьяна Белова, глава направления по работе с гостиничным сегментом в отделе стратегического консалтинга компании CBRE. По данным CBRE (предоставляет в том числе консалтинговые услуги в сфере недвижимости), с начала 2017 года регионы пополнились восемью современными гостиницами (в сумме 1281 номер), в том числе двумя отелями в Санкт-Петербурге (Lotte и Hilton Expoforum), Sheraton в Нижнем Новгороде, Hilton Garden Inn в Волгограде. В Москве открылось восемь гостиниц современного стандарта с общим номерным фондом 1799 единиц. На 2018 год в Москве и Московской области анонсированы восемь гостиниц современного стандарта с общим номерным фондом 2308 единиц, в регионах заявлены к открытию 11 гостиниц с общим номерным фондом 1802 единицы.

«Рынки в процессе подготовки к чемпионату мира вели себя по-разному. На некоторых, более зрелых, где номерной фонд был уже значительным (Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Казань), процент прибавления новых номеров был не столь высок. На менее развитых (Саранск, Воронеж, Калининград) количество нового брендированного предложения увеличилось в ходе подготовки к чемпионату на порядок», — говорит Татьяна Веллер, руководитель отдела гостиничного бизнеса компании JLL. По ее мнению, фактического дефицита номеров на большинстве рынков российских городов-миллионников не наблюдалось и до чемпионата — вопрос был только в качестве этого номерного фонда.

Впрочем, не все эксперты считают, что грядущий чемпионат придаст импульс региональным центрам. «Мы как раньше не знали Саранск в качестве признанного туристического центра, так и не будем знать, — говорит Станислав Ивашкевич. — И это несмотря на то, что в столицу Мордовии пришли всемирно известные гостиничные сети Mercure и Sheraton».

Эксперт приводит в пример Уфу и Екатеринбург, где проходили заседания саммита Шанхайской организации сотрудничества. Специально под эти мероприятия в городах построили несколько брендированных отелей, и они до сих пор недозагружены. Похожие проблемы скоро испытает на себе Челябинск. По мнению Станислава Ивашкевича, также очень показательна ситуация в Калуге, где в свое время открылись три сетевых отеля, но за несколько лет загрузка в них достигла лишь 40%. Всему виной экономические санкции, которые подорвали российский бизнес таких мировых гигантов, как Volkswagen и Continental, ранее открывших в Калуге дочерние предприятия.

Радости частников

Куда более прозаические задачи решают участники рынка краткосрочной аренды, которые рассчитывают на получение ажиотажной прибыли в самые короткие сроки. По словам Павла Луценко, генерального директора федерального портала «Мир квартир», в период проведения ЧМ-2018 ставки краткосрочной аренды квартир вырастут в 1,5–3 раза, однако пока наблюдается увеличение цен лишь на 3–5%. Так, сегодня средняя суточная ставка аренды однокомнатной квартиры в городах, принимающих ЧМ-2018, колеблется от 1736 руб. в Саранске до 4265 руб. в Москве. Место в московских хостелах стоит 800–2000 руб. в сутки.

Ажиотаж бронирования мест размещения в городах, где будет проходить ЧМ, начнется в марте—апреле, тогда же следует ждать и резкого подорожания съемного жилья.

«Многие собственники уже планируют сдать квартиру вместо долгосрочной аренды в краткосрочную, другие переедут к родственникам, чтобы сдать свою квартиру, третьи станут сдавать отдельные комнаты в своем жилье, чтобы снять сливки с чемпионата», — отмечает Павел Луценко. По мнению Александра Морозова, локальный экономический эффект от ЧМ-2018 продлится недолго, около двух месяцев.

Рыночный расклад Ипотека идет в гору
Скачать Содержание
Закрыть