— Какие отрасли сегодня наиболее подвержены цифровой трансформации и как меняются подходы предприятий в этой сфере?
— Сегодня, пожалуй, нет ни одной отрасли, которая не проходила бы цифровую трансформацию. В каждой так или иначе начинают использовать цифровые сервисы, чтобы получить толчок к дальнейшему развитию. Банки, энергетика, ЖКХ, промышленность — одни стремительно увеличивают объемы предоставляемых цифровых услуг, другие только переходят на «цифру». Но цель у всех одна — повысить собственную конкурентоспособность за счет использования современных технологий: ускорить принятие решений, лучше анализировать риски, точнее прогнозировать. На мой взгляд, одним из самых перспективных направлений с точки зрения цифровой трансформации является социальная сфера. В первую очередь это медицина, образование и государственные услуги, обеспечивающие эффективный диалог между правительством и гражданами.
— Насколько быстро устаревают технологии, хватает ли их запаса в условиях быстрых темпов оцифровки?
— Многие технологии практически не менялись за последние десятилетия. Здесь правильнее говорить о том, что устаревают не они сами, а подходы к их утилизации. Глобально на ИТ-рынке давно не появлялось фундаментально новых идей и технологий. Бизнес в целом пока «умещается» в технологиях ХХ века, с поправкой на уменьшение их стоимости, ускорение вычислительных процессов, конвергентность и новые алгоритмы обработки информации.
Безусловно, есть технологии, которые развиваются семимильными шагами. Сегодня требуется все большая производительность, нужны новые вычислительные системы, огромен потенциал технологий хранения и обработки данных. Определяющие тренды — это мобильность, облачные технологии, искусственный интеллект и интернет вещей.
Спрос на новые решения диктуют заказчики, среди которых есть как инноваторы, так и консерваторы. К первым можно отнести глобальные технологические компании, такие как Google и Amazon, а также крупных провайдеров интернет-услуг. Ко вторым — те сферы, где консервативность обусловлена особыми производственными условиями и мерами безопасности, например промышленность и нефтегазовая отрасль. Однако не стоит мыслить шаблонами и штампами. Место для внедрения новых технологий и исключения из правил есть везде.
— Как проникновение мобильного доступа влияет на стратегии компаний? Можно ли уже говорить о формировании новых потребностей бизнеса в связи с реализацией концепции интернета вещей?
— Мобильность — это уже часть нашей жизни. Сегодня сложно представить специалиста в любой сфере, у которого не было бы мобильной почты, телефона или «умного» устройства для здорового образа жизни. Однако сама по себе мобильность — это лишь часть решения задачи, если говорить о развитии интернета вещей.
По идее, интернет вещей (IoT) — это не просто наличие разветвленной инфраструктуры, которая бы обеспечивала возможность миллиардов подключенных к Сети устройств общаться друг с другом. Они должны делать это полностью автономно, без участия человека. Человек же будет получать результат этого взаимодействия — экономически эффективный сервис. Минимально необходимая инфраструктура для IoT уже сформирована, но проникновение этих технологий будет не быстрым.
Сегодня, когда мы находимся на самом начальном этапе становления этого рынка, IoT — скорее концепция. Несмотря на то что количество подключенных устройств растет в геометрической прогрессии, еще не достигнут тот объем, чтобы можно было говорить о полноценном интернете вещей. Пока существует набор относительно «умных» устройств, которые могут собирать и передавать данные в рамках определенной экосистемы. Подобных экосистем уже достаточно много, и попытки их объединения предпринимаются постоянно. Однако взаимодействие самих систем на уровне устройств все еще встречается достаточно редко.
— Какие барьеры тормозят проникновение интернета вещей в b2b-сегменте?
— Сдерживающих факторов очень много. Во-первых, существуют ограничения в использовании определенных частот, и процесс их преодоления достаточно длителен и бюрократически сложен. Во-вторых, разворачивание инфраструктуры 5G подразумевает выделение огромных инвестиций, которые, очевидно, не удастся вернуть даже в среднесрочной перспективе. И это при том что технологический потенциал 4G еще достаточно велик, а операторы уже сегодня сталкиваются со сложностями в привлечении дополнительной прибыли с абонента.
В-третьих, есть ограничения с точки зрения проникновения мобильного доступа. Если какие-то устройства не всегда доступны для коммуникации, это уже не полноценный IoT. Интернет вещей не может работать фрагментарно — для его функционирования необходим масштаб всей страны и даже мира. Если какая-либо функция работает только в городской черте и недоступна в сотнях километров от нее, теряется весь смысл.
В-четвертых, это гигантский объем данных, который будет создаваться десятками миллиардов устройств и на передачу которого не хватит потенциала ни 5G, ни тем более 4G в их текущей технологической реализации.
Наконец, сдерживающим фактором становится повышение внимания людей к собственной приватности — далеко не все хотят делиться подробнейшими деталями своей жизни, что неизбежно в мире подключенных вещей.
— Каковы следующие шаги в цифровизации?
— Серьезный драйвер — цифровизация государственных слуг. Именно их развитие и активное проникновение дает сильный толчок для распространения других цифровых сервисов. В целом же в условиях цифровизации государства важен не просто канал передачи информации (условный «транспорт»), но возможность вообще исключать человека из каких-то процессов в рамках оказания той или иной услуги. Преимущества искусственного интеллекта очевидны — такому помощнику не нужен перерыв на обед, у него нет плохого настроения, он не может нахамить, заболеть или сделать элементарную ошибку. Программа работает стабильно, она беспристрастна и не подвержена никаким человеческих слабостям. Машина обрабатывает задачи с огромной скоростью и сама учится на своих ошибках. В идеале набор таких устройств действительно поможет государству стать более быстрым и эффективным при взаимодействии с гражданами, повышая таким образом качество жизни и уровень удовлетворенности социума. А это как раз одна из тех задач, которые ставит перед собой цифровая экономика.
Однако развитие технологий и уменьшение человеческого фактора влекут за собой сокращение рабочих мест и, как правило, увеличение безработицы. Во всяком случае на начальном этапе, когда еще не произошла переквалификация освободившихся рабочих рук.
Несмотря на то что это проблема, скорее, социального порядка, решать которую предстоит совместно государству, обществу и бизнесу, технологии могут помочь и тут. Цифровизация образовательного процесса уже начала новый виток спирали развития человечества, и у «Индустрии 4.0» неизбежно будет продолжение.