Инструменты , Весь мир ,  
0 

«В секторе фуд-ретейла мы наблюдаем драматические перемены»

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
Чему ежегодные тематические форумы и экспозиции могут научить даже лидеров рынка продуктового ретейла, РБК+ рассказал директор ежегодной выставки WorldFood Moscow Михаил Аксенов.

 — Как экономические санкции в отношении России повлияли на рынок фуд-ретейла?

— Скорее, положительно. Сегодня российский рынок продуктов питания находится в состоянии роста. Ключевым стимулятором этого роста является перераспределение рынка сбыта в сторону российских производителей. По данным Росстата, в 2017 году оборот только розницы вырос в сопоставимых цифрах по сравнению с показателем 2016 года на 1,2% и превысил 29,804 трлн руб. В секторе фуд-ретейла на протяжении последних четырех-пяти лет мы наблюдаем драматические перемены.

— Почему драматические?

— По их природе и последствиям. Речь идет о консолидации и укрупнении ведущих торговых сетей, оптимизации ассортиментных матриц, росте собственных торговых марок и форматов розничных точек с ювелирной заточкой под своего покупателя, о развитии альтернативных каналов продаж и новых форматов сетей, таких как мини-маркеты при заправках, почтовые отделения, онлайн-сервисы доставки, дрогери и жесткие дискаунтеры. В сегменте HoReCa происходят похожие изменения. Мы наблюдаем взрывной рост сетей быстрого питания и заведений формата стритфуд. Все это — реакция на трансформировавшееся поведение потребителя, который становится все более избирательным и требовательным в момент совершения покупки.

— Как именно вынуждены меняться участники рынка?

— Постоянная трансформация покупателя и ретейлера, а также рост конкуренции на сильно перегретом рынке требует от всех игроков фуд-индустрии быстрого поиска новых подходов к развитию бизнеса, гибкого стратегического планирования и постоянного внедрения креативных, инновационных решений. Ведь чтобы попасть на глаза покупателю, сначала нужно проникнуть в самое сердце закупщика сети.

— Где черпать новые идеи и как прогнозировать, что люди будут покупать завтра?

— Можно поехать за рубеж и привезти идеи из других стран. А можно и нанять дорогостоящих консультантов. Но все эти шаги потребуют больших временных и денежных затрат. А хотелось бы все сразу, и желательно, как говорится, не отходя от кассы.

Такие возможности есть и у нас дома. Следуя тенденциям развития рынка, в этом году пространство крупнейшей международной выставки продуктов питания WorldFood Moscow трансформируется синхронно с индустрией и становится крупнейшей лабораторией инноваций и стимулятором передовых бизнес-решений.

— Зачем она нужна?

— Почти за три десятилетия своего проведения выставка стала местом встречи ключевых игроков рынка с российскими и зарубежными экспертами, ведущими аналитиками и представителями органов государственной власти. Именно здесь, в формате коворкинга, разрабатываются стратегии и технологии для успешной работы в реалиях турбулентного рынка.

В выставке, проходящей в эти дни, принимают участие более 1500 компаний из 65 стран мира, которые привезли последние инновации мировой индустрии продуктов питания. Общая площадь выставки превышает 53 тыс. кв. м, что в полтора раза больше главной фанзоны чемпионата мира по футболу — 2018, которую организовывали в Лужниках.

Количество посетителей ежегодно растет. В прошлом году на выставке побывала 31 тыс. человек, из которых больше четверти приехали из 76 российских регионов, 11% — из 90 зарубежных стран. Мы ежегодно проводим исследования аудитории, поэтому уверены в ее качестве. Почти половина от общего числа посетителей, 47%, представляют оптовые компании, более 18% — ретейл, 15% — гости из компаний — производителей продуктов питания, сегмент HoReCa — это еще 5% посетителей. При этом 46% клиентов выставки — первые лица компаний, 84% гостей влияют на принятие решений. Такой качественный состав позволяет нашим участникам заключать успешные сделки.

— Что WorldFood Moscow расскажет специалисту, который интересуется состоянием дел в современном ретейле?

— Как изменяется потребитель, трансформируются продуктовые категории, каналы продаж в ретейле и как реагируют производители — все эти темы обсуждаются в ходе деловых мероприятий различных форматов: «Академия закупщиков», лаборатория генерации идей для ретейлеров и производителей Business Kitchen, тренды от ведущих аналитиков и многие другие. Этому посвящены 20 мероприятий деловой программы, в ходе которых выступают порядка ста спикеров — ключевых экспертов продовольственного рынка.

К тому же WorldFood Moscow не заканчивается с демонтажом экспозиции, она живет весь год. Наши участники по результатам опроса заявляют, что четыре дня контактов на выставке им хватает на целый год работы. 97% считают выставку полезной для их компании, 88% участников полностью удовлетворены результатами участия.

— Почему вы планируете в следующем году переехать в «Крокус Экспо»?

— Мы прогнозируем рост выставки в следующем году, нам потребуется большая площадь. Добавятся новые национальные экспозиции и разделы, увеличится содержательная часть, деловая программа. В частности, речь идет о нашей лаборатории решений WorldFood.

Мы тщательно изучаем мнения и ожидания от выставки как участников, так и посетителей, чтобы все время быть на шаг впереди индустрии и знакомить наших участников с главными новинками рынка, которыми индустрия будет жить через год, два или даже пять лет.

— Многие участники рынка активно пользуются инструментами цифровой эры. Что выставка может дать им?

— Новые знания. В следующем году мы планируем поднять острые для всех ретейлеров вопросы: роль цифровых сервисов и платформ, обсудить силу и возможности big data, изучить экосистемы и как они взаимодействуют, как правильно выстроить путь покупателя через различные каналы продаж, как определить и быстро развить новые форматы торговли и как персонализация помогает соответствовать покупательским ожиданиям. И здесь мы предложим нашим посетителям и участникам экспертизу лидеров российской и международной элиты ретейла.

Для подготовки деловой программы в этом году мы создаем экспертный совет WorldFood — ведущие эксперты рынка будут активно вовлечены в составлении актуальной повестки деловой программы. Подготовка, запуск и анонсирование многих программ будут происходить в течение всего года, весь год команда выставки будет активно взаимодействовать со всеми участниками индустрии.

— Насколько эффективны конкурсы, которые довольно давно стали отличительной частью продуктовой индустрии?

— Мы считаем их хорошим инструментом и хотим расширить линейку таких мероприятий. Уже в четвертом квартале этого года мы запустим следующую волну всероссийских конкурсов WorldFood Awards и «Продукт года», целью которых станет выявление самых эффективных, инновационных и клиентоориентированных компаний индустрии продуктов питания и напитков.

Совместно с нашими партнерами мы создадим пространство, где производители и ретейлеры смогут протестировать самые смелые и нестандартные решения и отточить стратегии на интерактивных бизнес-симуляторах.

Наша экспертиза как организатора, международный опыт и инновации призваны сделать участие клиентов в выставке максимально легким, помочь им достичь амбициозных целей. Для этого мы готовы предложить целый набор разнообразных инструментов, как, например, WorldFood Connect — систему управления потоком посетителей на стенде, состоящую из сканера беджей, подключенного к облачной базе данных выставки, и мобильного приложения, наглядно показывающего профиль каждого клиента и всю статистику работы на стенде. Специально для наших экспонентов мы также создали сервис клиентской поддержки, призванный обучать и проактивно помогать участникам в подготовке и эффективном проведении выставки. Создавая этот сервис, мы изучали опыт организации подобных служб у ведущих международных банков, мобильных операторов и даже привлекли экспертов из международных платежных систем, славящихся высочайшим уровнем консьерж-сервиса.

Компетенция Ретейл по-восточному
Скачать Содержание
Закрыть