Рыночный расклад , Весь мир ,  
0 

Рост в пользу бедных

Фото: Григорий Сысоев/ТАСС
Фото: Григорий Сысоев/ТАСС
Главные драйверы роста микрофинансирования — объем среднесрочных ссуд прибавляет более 30% в годовом выражении — спрос со стороны заемщиков, не имеющих доступа к банковскому кредитованию, и падение доходов населения.

Искусственный отбор

Российский рынок микрофинансирования находится в процессе активного реформирования. Во-первых, Банк России продолжает зачистку рынка. Как считает гендиректор ГК Eqvanta (МФК «Быстроденьги», МФК «Турбозайм») Юрий Провкин, одной из главных тенденций последнего времени является сокращение числа легальных игроков: за последние два года количество микрофинансовых организаций в реестре Центробанка уменьшилось на 19%. «После введения новых правил работы на рынке микрофинансирования с него ушли компании, испытывавшие недостаток капитала, а также работавшие в серой зоне, то есть рынок очистился, стал более правильным», — полагает гендиректор МФК «Джой Мани» Марина Смирных. При этом, по ее мнению, развитие рынка идет хорошо, поскольку его поддерживает устойчивый спрос на микрофинансовые продукты со стороны населения.

Второй важный тренд связан с готовящимся изменением правил игры. Согласно принятым Госдумой в конце прошлого года в первом чтении поправкам в законодательство, предполагается снижение максимальной суммы процентов по договору займа с трехкратного до полуторакратного с 1 января 2020 года и установление максимально допустимой дневной процентной ставки в 1% с 1 июля 2019 года, тогда как сейчас типичные дневные процентные ставки по займам «до зарплаты» (PDL) находятся на уровне, близком к 2% (по данным Банка России, среднерыночные значения полной стоимости PDL-займов во втором квартале 2018 года составили 631,3% годовых, в то время как по банковским кредитам сроком выше года на сумму от 100 тыс. руб. — 31,4% годовых).

И рынок уже начал готовиться к этим изменениям. «В качестве основной тенденции, которая ярко проявилась в 2018 году, я бы назвал изменение бизнес-модели для большого количества компаний, — говорит генеральный директор МФК «МигКредит» Олег Гришин. — От ориентации на займы PDL они начинают ускоренно переходить на работу с длинными потребительскими кредитами (IL), а также на другие клиентские сегменты, в частности на кредитование малого и среднего бизнеса».

Происходит изменение продуктовых линеек и структуры портфелей компаний: они сокращают долю краткосрочных займов в портфеле и наращивают долю среднесрочных потребительских займов, соглашается гендиректор MoneyMan Ирина Хорошко. По ее словам, законодательные новации оказывают сильнейшее влияние на рынок — по подсчетам Центробанка, они приведут к уходу с рынка до 75% компаний, работающих в сегменте PDL. Кроме того, ЦБ планирует обязать МФО рассчитывать показатели долговой нагрузки (ПДН) и учитывать повышающий коэффициент при подсчете резервов по займам с высоким ПДН. Однако Ирина Хорошко считает, что такой подход неприменим к краткосрочным займам, которые изначально рассчитаны на высокий ПДН — клиенты берут PDL, чтобы закрыть кассовый разрыв в домохозяйстве, а не для потребительских целей. «Избыточное регуляторное давление повлечет рост черного рынка микрофинансирования. PDL-МФО выйдут из реестра ЦБ и будут выдавать займы с нарушениями. Потребность в краткосрочных займах не снизится, поэтому клиенты пойдут к нелегальным кредиторам. Что скажется на имидже легального сектора и его инвестиционной привлекательности», — заключает эксперт.

В России пока не существует единой платформы учета обязательств физических лиц, все эти данные разрознены по базам кредитных историй, а где-то и не учтены вовсе, отмечает Олег Гришин. По его мнению, сделать адекватную оценку предельной долговой нагрузки клиента в такой ситуации становится проблематично, а создание базы на единой платформе требует больших технических и организационных усилий, которые может реализовать только регулятор. «В этой связи я допускаю, что займы в МФО будут выдаваться на основе справки о доходах клиента. Хотя опыт банков показывает, что даже использование справки 2-НДФЛ никак не снижает риски. Гораздо эффективнее сейчас применять модели для оценки платежеспособности клиентов, чем какие-то правила, состоящие из конкретных требований», — добавляет он.

«2018 год был неоднозначным с точки зрения регулирования: внимание к рынку было повышенным, обсуждались кардинальные предложения по ограничению ставок и суммы переплаты, — рассказывает Юрий Провкин. — При этом спрос на микрозаймы рос. Поэтому важным становится выбор клиента в пользу легальной компании. Такие резкие ограничения на рынке провоцируют еще больший рост «черных кредиторов», которые действуют вне правового поля, а значит, без какого-либо регулирования ставок, ПСК и уровня задолженности». По итогам 2017 года население, по оценкам экспертов, было должно «серым кредиторам» почти 100 млрд руб., тогда как в 2014 году размер теневого сегмента составлял лишь 14 млрд руб.», — добавляет он, отмечая также среди факторов, препятствующих росту рынка «жесткое регулирование и навязывание бизнес-моделей, которые не работают в российских реалиях».

Пределы роста

Впрочем, несмотря на существенное сокращение количества игроков, российский рынок микрофинансирования в целом показывает очень уверенный рост. По данным ЦБ, по итогам первого полугодия увеличение портфеля микрозаймов физических лиц составило 28,7% к аналогичному периоду 2017-го, при этом 18,1% составил прирост портфеля PDL (кредиты в пределах 30 тыс. руб. на срок не более 30 дней), 33,5% — прирост портфеля среднесрочных потребительских микрозаймов. Для сравнения: прирост портфеля необеспеченных банковских потребительских кредитов за аналогичный период составил 17%.

В России около 20% населения не имеют доступа к банковскому финансированию, отмечает Ирина Хорошко. А стагнация в экономике и падение реальных доходов населения провоцируют рост потребительского кредитование, при этом банки ужесточили условия выдачи кредитов. «Мы чувствуем большой приток банковских клиентов, — говорит она. — Рост проникновения интернета, компьютерной и финансовой грамотности населения, а также географическая экспансия компаний тоже влияет на рост кредитных портфелей МФО».

«Рост спроса со стороны заемщиков продолжается, при этом он становится только более качественным, заемщик становится профессионально грамотным, — говорит Марина Смирных. — Мы видим также, что из офлайна он переходит в онлайн. То есть финансовая грамотность клиентов растет, одновременно и качество сервисов улучшается». При этом, по ее словам, среди заемщиков МФО много людей, которые в прошлом испортили свою кредитную историю, и им трудно получить одобрение кредита от скоринговых систем банков.

МФО научились выдавать потребительские микрозаймы онлайн за секунды и на достаточно длительный срок, рассказывает Олег Гришин. При этом вопрос избыточной для клиента суммы займа решается через механизм досрочного погашения. Это позволяет технологично удовлетворить потребности заемщика в деньгах, никак его не ограничивая. Клиент получает отработанный график аннуитетных платежей, не способный вогнать заемщика в «вечную» задолженность по процентам и пеням, которая часто в разы превышает изначально взятую сумму. Кроме того, в случае с IL-займами нет механизмов скрытых пролонгаций и больших процентных ставок, которые в случае просрочки на 10–15 дней «накапливаются как снежный ком». Что касается сегмента PDL, то, по мнению Олега Гришина, «на заре становления российского микрофинансового рынка PDL-компании играли роль локомотива и, подобно первой ступени ракеты, поднимали рынок вверх, но по аналогии с космическими запусками первая ступень, отработав, должна неизбежно отстыковаться от ракеты, чтобы дальнейший полет прошел успешно».

Рассуждая о перспективах развития российского рынка микрофинансирования, эксперты единодушно предсказывают замедление темпов роста. «Несмотря на сложности рынок будет расти в обозримой перспективе, — полагает Ирина Хорошко. — Компании сократят уровень одобрения, поэтому рост будет не такой значительный, как ранее. На рынке останутся эффективные игроки с наработанными скоринговыми моделями и технологической экспертизой, доля онлайн-компаний станет подавляющей. Такие компании почувствует перераспределение клиентов от ушедших неэффективных офлайн-игроков».

«Я думаю, что в среднесрочной перспективе рынок МФО будет показывать рост, но, конечно, не такими темпами, как это было ранее, когда цифра в 40% никого не смущала, — соглашается Олег Гришин. — Тормозом выступят регуляторные и законодательные новации. В этих условиях рост на 15% в год может стать неплохим показателем».

Инструменты «Лояльность микрофинансовых компаний к инвестору растет»
Содержание
Закрыть