Сейчас мы можем на порядок улучшить бизнес-процессы за счет искусственного интеллекта. Появляются готовые решения. Компании фактически могут нанимать роботов с ИИ для выполнения круга задач, которые они делают быстрее и эффективнее человека.
Однако вокруг искусственного интеллекта слишком много шума. При этом мало готовых примеров использования и еще меньше — полностью готовых цифровых работников с ИИ, которых можно сразу включить в работу и получать результат.
Такая ситуация типична для начала любого нового технологического тренда. Можно вспомнить массовый переход компаний в начале 2000-х от самописных систем учета к корпоративным системам управления (ERP). Возникновение подобных корпоративных «модных трендов» — это нормально, так формируется критическая масса ошибок и верных решений. Но есть нюанс.
Те, кто раньше начнут применять ИИ, получат сильнейший рост эффективности процессов, и догнать их будет почти невозможно.
Чем занимается Intellect lab
Intellect lab — разработчик готовых роботов с искусственным интеллектом и интегратор решений по роботизации (RPA, Robotic Process Automation). Специализируется на создании и быстром запуске готовых роботов для автоматизации рутинных операций департаментов снабжения, финансов, HR, канцелярии и службы поддержки.
По статистике IDС, в 2019 году объем рынка ИИ в России составил $139 млн, а к 2023 году эта величина должна вырасти на 30%. Уверен, что цифра будет существенно выше. Если год назад компании только пробовали свои силы, обсуждали возможности и искали подходы, то сегодня мы уже видим примеры получения существенного эффекта на производстве и в работе с клиентами. Компании активно внедряют ИИ для повышения эффективности основного бизнес-процесса (например, сборка автомобилей, производство удобрений и т.п.).
Часто за кадром остаются обеспечивающие или сервисные процессы — например, работа с документами, закупки, подбор персонала, бухгалтерия и другие. А ведь компания может получить эффект от применения ИИ только если вместе с основным процессом улучшит и вспомогательные.
Тут мне близка аналогия со спортом — теннисист не может быть успешным, если разовьет руку, но забудет про сердце. Так же и в бизнесе. Часто конечный результат ограничивается длительным временем рассмотрения договоров, ошибками в проведении финансовых операций, задержками в закупочных мероприятиях и так далее. В этой связи радует, что ИИ перешел в разряд инструментов для предметников: бухгалтерии, закупок, документооборота и производства.
Как правило, компании хотят использовать готовые инструменты. Нужен робот с искусственным интеллектом для рутинных задач, который сразу сможет работать и давать результат.
Можно предположить, что робот, который создан специально для компании, будет эффективнее. Это так для основного и уникального процесса компании, позволяющего выделяться на фоне конкурентов. Но вспомогательные и сервисные процессы по своей сути похожи у всех компаний.
Например, определение кода ОКОФ и срока амортизации основных средств или распознавание документа в любой компании происходят по похожим правилам. Более того, эффективность робота с ИИ во многом определяется объемом информации, которую он уже обработал. Тут как с человеком: больше опыт — больше результат. Получается, что компания, создавая робота с нуля, будет не только нести избыточные затраты, но и сразу ограничит его возможную эффективность.
Нецелесообразно самостоятельно создавать роботов с искусственным интеллектом для вспомогательных процессов. Применение готового робота с ИИ окупается в рамках одного года и дает качественно новую ценность для процесса.
Так, на химическом предприятии из списка РБК-500 мы освободили специалистов по закупкам от непрофильной функции, внедрив нашего робота с ИИ, который автоматически определяет срок полезного использования и группу амортизации основных средств. Это типовая задача решается в каждой компании России — от этих кодов зависит налогооблагаемая база. Специалист, который делает это вручную, фактически становится придатком машины со справочником в руках, а робот с ИИ способен мгновенно присваивать тысячи таких кодов.
Еще один факт о текущей ситуации с ИИ — нехватка площадок для обсуждения. Точнее, площадки есть, но на них почти нет практики обмена пошаговыми алгоритмами действий в «боевых» условиях, которые понятны, скажем, директору по снабжению. Именно поэтому мы сделали свою площадку обмена готовыми решениями в формате мозгового штурма по применению ИИ в процессах. Чтобы люди выходили и говорили — сделайте вот эти пять шагов и получите результат. Ближайшее такое мероприятие, деловой завтрак, пройдет в Москве 22 августа.
Точек применения ИИ множество. Используя его, мы освобождаем человека от роли придатка компьютера и даем ему время и возможность решать уникальные задачи и приносить существенно больше пользы компании.
Я не разделяю громкие заявления о грядущем отмирании некоторых профессий вроде бухгалтеров и экономистов. Скорее, в прошлое будут уходить не профессии, а типы деятельности. Люди делают ошибки в цифрах, а ИИ позволит им освободиться от рутинных операций.
Те же бухгалтеры смогут заняться решением более сложных и долгосрочных задач, уделять больше времени анализу данных, минимизации налоговых рисков, оптимизации процесса учета. Подобные задачи искусственный интеллект не сможет решать еще довольно долго.