Экспертиза , Весь мир ,  
0 

«Компании уже нанимают роботов с искусственным интеллектом»

Директор компании Intellect lab Антон Беренцев — о массовом применении искусственного интеллекта (ИИ) в процессах компаний.

Сейчас мы можем на порядок улучшить бизнес-процессы за счет искусственного интеллекта. Появляются готовые решения. Компании фактически могут нанимать роботов с ИИ для выполнения круга задач, которые они делают быстрее и эффективнее человека.

Однако вокруг искусственного интеллекта слишком много шума. При этом мало готовых примеров использования и еще меньше — полностью готовых цифровых работников с ИИ, которых можно сразу включить в работу и получать результат.

Такая ситуация типична для начала любого нового технологического тренда. Можно вспомнить массовый переход компаний в начале 2000-х от самописных систем учета к корпоративным системам управления (ERP). Возникновение подобных корпоративных «модных трендов» — это нормально, так формируется критическая масса ошибок и верных решений. Но есть нюанс.

Те, кто раньше начнут применять ИИ, получат сильнейший рост эффективности процессов, и догнать их будет почти невозможно.

«Компании уже нанимают роботов с искусственным интеллектом»


Чем занимается Intellect lab

Intellect lab — разработчик готовых роботов с искусственным интеллектом и интегратор решений по роботизации (RPA, Robotic Process Automation). Специализируется на создании и быстром запуске готовых роботов для автоматизации рутинных операций департаментов снабжения, финансов, HR, канцелярии и службы поддержки.


По статистике IDС, в 2019 году объем рынка ИИ в России составил $139 млн, а к 2023 году эта величина должна вырасти на 30%. Уверен, что цифра будет существенно выше. Если год назад компании только пробовали свои силы, обсуждали возможности и искали подходы, то сегодня мы уже видим примеры получения существенного эффекта на производстве и в работе с клиентами. Компании активно внедряют ИИ для повышения эффективности основного бизнес-процесса (например, сборка автомобилей, производство удобрений и т.п.).

Часто за кадром остаются обеспечивающие или сервисные процессы — например, работа с документами, закупки, подбор персонала, бухгалтерия и другие. А ведь компания может получить эффект от применения ИИ только если вместе с основным процессом улучшит и вспомогательные.

Тут мне близка аналогия со спортом — теннисист не может быть успешным, если разовьет руку, но забудет про сердце. Так же и в бизнесе. Часто конечный результат ограничивается длительным временем рассмотрения договоров, ошибками в проведении финансовых операций, задержками в закупочных мероприятиях и так далее. В этой связи радует, что ИИ перешел в разряд инструментов для предметников: бухгалтерии, закупок, документооборота и производства.

Как правило, компании хотят использовать готовые инструменты. Нужен робот с искусственным интеллектом для рутинных задач, который сразу сможет работать и давать результат.

Можно предположить, что робот, который создан специально для компании, будет эффективнее. Это так для основного и уникального процесса компании, позволяющего выделяться на фоне конкурентов. Но вспомогательные и сервисные процессы по своей сути похожи у всех компаний.

Например, определение кода ОКОФ и срока амортизации основных средств или распознавание документа в любой компании происходят по похожим правилам. Более того, эффективность робота с ИИ во многом определяется объемом информации, которую он уже обработал. Тут как с человеком: больше опыт — больше результат. Получается, что компания, создавая робота с нуля, будет не только нести избыточные затраты, но и сразу ограничит его возможную эффективность.

Нецелесообразно самостоятельно создавать роботов с искусственным интеллектом для вспомогательных процессов. Применение готового робота с ИИ окупается в рамках одного года и дает качественно новую ценность для процесса.

Так, на химическом предприятии из списка РБК-500 мы освободили специалистов по закупкам от непрофильной функции, внедрив нашего робота с ИИ, который автоматически определяет срок полезного использования и группу амортизации основных средств. Это типовая задача решается в каждой компании России — от этих кодов зависит налогооблагаемая база. Специалист, который делает это вручную, фактически становится придатком машины со справочником в руках, а робот с ИИ способен мгновенно присваивать тысячи таких кодов.

Еще один факт о текущей ситуации с ИИ — нехватка площадок для обсуждения. Точнее, площадки есть, но на них почти нет практики обмена пошаговыми алгоритмами действий в «боевых» условиях, которые понятны, скажем, директору по снабжению. Именно поэтому мы сделали свою площадку обмена готовыми решениями в формате мозгового штурма по применению ИИ в процессах. Чтобы люди выходили и говорили — сделайте вот эти пять шагов и получите результат. Ближайшее такое мероприятие, деловой завтрак, пройдет в Москве 22 августа.

Точек применения ИИ множество. Используя его, мы освобождаем человека от роли придатка компьютера и даем ему время и возможность решать уникальные задачи и приносить существенно больше пользы компании.

Я не разделяю громкие заявления о грядущем отмирании некоторых профессий вроде бухгалтеров и экономистов. Скорее, в прошлое будут уходить не профессии, а типы деятельности. Люди делают ошибки в цифрах, а ИИ позволит им освободиться от рутинных операций.

Те же бухгалтеры смогут заняться решением более сложных и долгосрочных задач, уделять больше времени анализу данных, минимизации налоговых рисков, оптимизации процесса учета. Подобные задачи искусственный интеллект не сможет решать еще довольно долго.

Об авторе
Антон Беренцев Антон Беренцев Директор компании Intellect lab