Экспертиза , Весь мир ,  
0 

«Сегодняшним школьникам в жизни предстоит освоить несколько профессий»

Программный директор «Города образования», директор Московского центра качества образования Павел Кузьмин — о новых образовательных технологиях и развитии soft skills учеников.

Цифровая экономика не может расти без инноваций, и прежде всего для ее развития нужны люди, способные их создавать. Быстрое развитие технологий способствует росту объема коммуникаций, поэтому качественное обучение сегодня — это не только предметные знания.

На передний план выходят «надпредметные» гибкие компетенции — soft skills. Навыки XXI века — целеполагание, умение работать в команде, критическое мышление и эмоциональный интеллект.

Сегодняшние школьники выйдут на совершенно другой рынок труда: в жизни им предстоит освоить несколько разных профессий. Чтобы нынешний ученик в будущем успешно адаптировался к быстро меняющемуся рынку труда, уже сегодня необходимо выявлять его интересы и способности, выстраивать индивидуальные образовательные траектории. Эти задачи способны решить программы предпрофессионального образования, реализуемые в столице с 2015 года.

Ранняя профориентация с участием вузов и работодателей позволяет еще в школе сделать осознанный выбор будущего — фактически «протестировать» ту или иную профессию.

Кроме того, предпрофессиональная подготовка обеспечивает развитие конвергентного образования, которое стирает междисциплинарные, межпредметные границы и дает возможность изучать единую картину мира.


Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

Что такое «Город образования»

В рамках Московского международного форума «Город образования» с 29 августа по 1 сентября в 75-м павильоне ВДНХ ведущие эксперты более чем из 50 стран и 80 регионов России тестировали новейшие образовательные технологии. В этом году форум стал третьим по счету и самым масштабным за годы своей работы: в рамках деловой программы выступили порядка тысячи экспертов более чем из 50 стран мира, на выставке были представлены свыше ста компаний-экспонентов.

На форуме традиционно представлены ключевые московские проекты, в том числе «Московская электронная школа», «Предпрофессиональные классы», «Лаборатория дошкольника» и др. Девиз форума 2019 года — «Город, который учит и учится».


Сфера образования должна следовать запросам рынка труда. Одним из самых актуальных его направлений стала ИТ-сфера: искусственный интеллект, большие данные, роботы. В рамках нового проекта предпрофессионального образования «ИТ-класс в московской школе» в городских учебных заведениях открываются классы информационных технологий.

Одна из задач образовательной системы еще не решена во многих странах мира — речь о равном доступе детей к образованию. В Москве мы стремимся обеспечить любому ребенку выбор образовательного направления в пределах его школы.

Важно, что школы, реализующие проекты предпрофессионального образования — те же новые ИТ-классы, открыты во всех округах Москвы.

Мы видим, что электронные образовательные платформы не только делают обучение интересным и результативным для ученика, но и позволяют проявить свои таланты учителям. Так, библиотека информационно-сервисной платформы «Московская электронная школа» (МЭШ) собрала уже более 40 тыс. электронных сценариев уроков по всем обязательным предметам с 1 по 11 классы.

Мировые эксперты отмечают ценность контента, созданного и отобранного самими учителями. При этом система МЭШ открыта для пользователей из других регионов России и стран мира.

Еще электронная школа дает больше возможностей для самоконтроля. На развитие навыков самостоятельности в обучении, в частности, направлен новый сервис МЭШ «Самодиагностика», который позволяет ученикам тестировать свои знания после каникул и подготовиться к новому учебному году. А диагностика групповых проектов на базе Московского центра качества образования позволяет оценить развитие креативности, способности решения комплексных задач в команде.

Показатель качества образования — результаты московских учащихся. Так, на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников в 2018/19 учебном году ученики московских школ завоевали 946 дипломов победителей и призеров — почти в 3,5 раза больше, чем в 2010 году. Журналист из Великобритании и директор влиятельного образовательного портала UKEdChat Колин Хилл, например, отмечает фундаментальный подход, интерактивность и инновационность технологий московской системы образования. А директор по международным образовательным программам KidZania Гер Граус высоко оценил уровень московских образовательных проектов и отметил, что мероприятия такого уровня и размаха, как «Город образования», помогают эффективному обмену опытом.

Однако настоящие оценки нам поставит будущее — это успехи наших школьников, которых они смогут добиться в профессии в условиях цифрового рынка. Обеспечивая повсеместное качество образования, за достижение высоких результатов важно поощрять школы, учителей и учеников вознаграждениями и грантами.

А для системы московского образования главное — самой оставаться способной к обучению. Московский международный форум «Город образования» стал одной из крупнейших в мире коммуникационной и выставочной площадкой новых образовательных технологий.

Мы продолжим аккумулировать лучший опыт российских и зарубежных коллег, делиться успешными практиками с участниками сообщества на площадке форума и за его рамками.

Об авторе
Павел Кузьмин Павел Кузьмин Программный директор «Города образования», директор Московского центра качества образования