Банковская digital-инфраструктура для бизнеса в России, особенно крупного и среднего, пока отстает от массового розничного сегмента, говорят специалисты. «В целом развитие финансовых сервисов и технологий для компаний, на мой взгляд, находится в нашей стране в начальной стадии формирования. Существует много разных проектов на уровне планов и деклараций, но многие еще далеки от практической реализации», — отмечает президент Ассоциации корпоративных казначеев Владимир Козинец. Во многом это связано с тем, что если в банковском ретейле, к примеру в сфере дистанционного обслуживания или мобайл-сервисов, применяются во многом типовые решения, то в случае с корпоративными клиентами в каждом конкретном случае нужен индивидуальный подход. На создание и внедрение цифровых продуктов для них требуется больше денег и времени.
В малом и микробизнесе ситуация ближе к розничному сектору, поскольку цифровые решения для них легче тиражировать. «Предложение для некрупного бизнеса в России развито достаточно хорошо. В России даже есть специализированные цифровые банки для малых предпринимателей («Точка», Модульбанк и пр.)», — говорит руководитель группы по оказанию услуг компаниям финансового сектора в «Делойт, СНГ» Максим Налютин. Активно развивают новые продукты для этого сегмента и классические игроки (Сбербанк, Райффайзенбанк, «Открытие», ПСБ и др.). Существуют платформы заемного капитала, работающие по принципу p2b-кредитования.
Вопрос масштаба
Как правило, в крупных банках за цифровизацию услуг для крупного и малого бизнеса отвечают разные подразделения. «Подходы очень отличаются, потому что решения для малого и микробизнеса гораздо проще масштабировать, а корпоративный запрос — история сложная и капиталоемкая», — объясняет руководитель управления по работе с предприятиями среднего бизнеса Райффайзенбанка Евгений Богачев. По его словам, крупному клиенту требуется гораздо более широкая продуктовая линейка в онлайне — от простого открытия счета и стандартного РКО до обслуживания валютно-обменных операций, покупки инструментов хеджирования, опций валютного контроля, инструментов управления ликвидностью и пр.
Корпоративный сектор сегодня сильно нуждается в развитии банковских цифровых продуктов, подтверждает Владимир Козинец: «В первую очередь это касается платежных сервисов — единых платежных шлюзов (host-to-host, «Транзит 2.0», СПФС (система передачи финансовых сообщений. — РБК+), CyberFT, системы быстрых платежей (c2b, b2b), различных вариантов TMS (системы управления казначейством. — РБК+), дальнейшего развития цифровых систем факторинга, торгового финансирования и сделок на денежном рынке».
Соответствующий запрос сегодня есть со стороны практически всех отраслей — торговли, нефтегаза, транспорта и пр., говорит Евгений Богачев. Наибольшую заинтересованность, по его словам, проявляют крупнейшие корпорации, многие из которых уже исчерпали методы оптимизации, лежащие в «физической» плоскости, — например, сокращение штата. Между тем в сфере digital еще остался большой неиспользованный потенциал для снижения затрат. С учетом масштабов компаний любое улучшение за счет применения цифровых продуктов может принести им ощутимый экономический эффект, снизить себестоимость финансовых операций. «Спросом пользуются и будут пользоваться банковские продукты, которые позволяют не только выполнить традиционные задачи — скажем, привлечь финансирование, но и оптимальным способом решить смежные задачи бизнеса, например по управлению остатками на счетах по группе компаний», — добавляет Максим Налютин. Например, в мае Райффайзенбанк специально для Askona Life Group разработал блокчейн-экосистему, которая автоматизирует и существенно удешевляет расчеты с поставщиками и покупателями. Решение особенно актуально для групп компаний и холдингов для автоматизации расчетов по поставкам, управления финансированием, крупным компаниям-производителям — для расчетов с покупателями и поставщиками, добавил Богачев.
Те же люди
В целом картина сейчас выглядит следующим образом: есть банки-лидеры, у которых уже сформирован цифровой блок для эффективной работы с корпоративными клиентами, и все остальные — у кого этого направления нет вообще или оно очень слабо развито. В августе 2019 года финансовая лаборатория VR Bank и фонд «Сколково» провели исследование с целью оценки степени цифровизации топ-30 банков по итогам работы в первой половине 2019 года. Результаты показали, что наиболее продвинутые кредитные организации (в первую пятерку вошли Тинькофф Банк, Сбербанк, Альфа-банк, Райффайзенбанк и «Ак Барс») существенно опережают конкурентов по уровню развития digital-инфраструктуры.
Как показали результаты исследования, услугу по открытию счета юридического лица онлайн предоставляют 14 банков из 30, а сервис онлайн-бухгалтерии — всего четыре. «Было также отмечено, что крупные банки создают собственные подразделения по разработке финтех-продуктов, в том числе для бизнеса. В частности, 17 кредитных учреждений, представленных в рейтинге, более 10% всех операционных затрат расходуют на НИОКР», — сообщил РБК+ финансовый директор VR Bank Роман Ромашевский.
В Райффайзенбанке, к примеру, как рассказал Евгений Богачев, создано специализированное профильное подразделение, которое активно взаимодействует с внешними финтех-компаниями. «Наши специалисты сотрудничают с различными инновационными кластерами, стартапами, находятся внутри финтех-сообщества, при этом давая этому сообществу обратную связь, подсказывая, какие потребности есть у банков, помогая «довести до ума» хорошие идеи. Адаптацией выбранных продуктов под необходимый функционал и их внедрением затем занимаются уже непосредственно те или и иные профильные бизнес-подразделения», — говорит эксперт.
Главные стимулы для развития корпоративного направления — ужесточение конкурентной среды и растущие запросы со стороны бизнес-клиентов. Цифровые сервисы, дистанционное банковское обслуживание (ДБО), различные онлайн-платформы для корпоратов — сегодня все эти темы, по словам Евгения Богачева, очень быстро развиваются. «Любой клиент банка заинтересован в скорости и удобстве при обслуживании. И не важно, как частное лицо он пришел или как юрлицо. В качестве физлиц все пользователи современных гаджетов уже успели в полной мере оценить все прелести цифровизации банковских услуг, привыкли к удаленным сервисам, мобильным приложениям», — говорит он. С Евгением Богачевым соглашается директор по работе c финансовым сектором компании «ABBYY Россия» Ольга Морозова: «Руководители предприятий, специалисты — те же люди, они не хотят тратить часы в очередях, вводить вручную данные, собирать для банков справки, если намерены открыть счет, оформить зарплатный проект для сотрудников или получить долгосрочный кредит для своей фирмы».
Поэтому ведущие российские банки, по ее словам, сейчас активно внедряют решения для автоматической обработки и анализа сложных, неструктурированных документов, технологии обработки естественного языка, компьютерного зрения и распознавания лиц в различных сочетаниях, применяют искусственный интеллект для персонализации предложений и сервисов для предпринимателей, организуют удаленную регистрацию юридических лиц, в том числе с помощью смартфона. Мобильные технологии помогают бизнес-клиентам банков автоматически извлекать данные из любых документов — например, счетов на оплату. «Для бизнеса важно как можно скорее начать работу с банком, и за счет автоматизации это можно сделать в три раза быстрее», — говорит Ольга Морозова.
Месседж от рынка
Наиболее перспективным и актуальным для развития, как говорят специалисты, является направление дистанционного банковского обслуживания. «Это самый востребованный на сегодня в целом сервис. Во многих банках, в том числе у нас, удаленное обслуживание уже очень хорошо налажено», — отмечает Евгений Богачев. Однако, как говорится, нет предела совершенству. На рынке все время появляется множество новых разных потребностей. Главный запрос от корпоративных клиентов на будущее, по его словам, это максимальное наполнение системы «банк — клиент»: детализация и аналитика информации об операциях, подключение новых продуктов в системе ДБО.
Есть и другие интересные задачи. Так, в России пока далеко не совершенны digital-сервисы по кредитованию бизнеса. Одна из причин в том, что финансовые данные в нашей стране пока еще недостаточно прозрачны по сравнению с зарубежной практикой, считает Евгений Богачев. Есть открытые данные Росстата, куда все предприятия сдают финансовую отчетность раз в год. Да, ФНС заявила о планах создать сервис доступа к квартальной бухгалтерской отчетности юрлиц с 2020 года, но пока детальной информации о подключении к такому сервису на рынке нет. «Проблема в том, что публикуются соответствующие данные с задержкой в шесть-девять месяцев. Кроме того, из имеющихся данных не всегда очевидно, как отдельные предприятия связаны между собой, насколько крупные бизнесы они образуют. Кроме того, отчетность индивидуальных предпринимателей пока никак не проанализировать дистанционно. А их миллионы, и они зачастую являются участниками той или иной группы предприятий», — объясняет он.
По словам Евгения Богачева, помимо «внешней витрины» с продуктами, которую видит клиент, для банков важна и цифровая «внутренняя кухня» — системы мониторинга и аналитики с помощью искусственного интеллекта. Эта работа позволяет на основе имеющихся данных о бизнесе и операциях клиента в банке совершенствовать продуктовое предложение, выявлять целевые потребности каждого клиента на будущее, формировать репрезентативное предложение. К примеру, Райффайзенбанк пилотирует новый продукт — предодобренный овердрафт для корпоративных клиентов. Основываясь на информации о движении средств по счетам клиента, используя внешние данные о его финансовом состоянии, наличии арбитражных дел и т.д., банк одобряет определенного размера кредитный лимит. Воспользоваться лимитом клиент сможет очень оперативно: останется подписать предложение банка и предоставить последнюю финансовую отчетность.
Несмотря на то, что развитие банковских b2b-сервисов идет медленнее, чем b2c, большая часть финтех-стартапов сегодня ориентируется именно на эту сферу, говорит Роман Ромашевский: «Для выхода на рынок b2b не нужна банковская лицензия, не требуется больших вложений в маркетинг, поэтому многие финтех-компании работают по модели b2b2c». Так или иначе, по данным «ABBYY Россия», за последнее полугодие 29% проектов с применением интеллектуальных технологий для бизнеса были реализованы именно в банках.