Новости партнеров , Весь мир ,  
0 

Инвестиции, обучение, IT: Сбербанк не оставил проекты в РТ из-за кризиса

Инвестиции, обучение, IT: Сбербанк не оставил проекты в РТ из-за кризиса
В РТ, несмотря на ограничения, введенные из-за коронавируса, продолжают реализовывать крупные проекты. О том, как в них участвует бизнес, рассказал управляющий отделением «Банк Татарстан» ПАО Сбербанк Рушан Сахбиев

Повышение грамотности

— События, вызванные коронавирусом, продемонстрировали, что не все компании смогли грамотно выстроить работу и адаптироваться к изменениям. Насколько Сбербанк был готов к переходу на дистанционный формат работы?

Могу сказать, что мы заранее готовились к тому, чтобы переводить клиентов на удаленные каналы обслуживания. Еще до введения самоизоляции и других ограничений около 80% всех наших операций проходили дистанционно. Количество установленных мобильных и интернет-приложений как в бизнесе, так и среди населения, каждый год удваивалось. В период ограничений количество дистанционных операций достигало 90%. Сегодня все возможно, даже удаленное оформление ипотеки.

Нам повезло, что в большинстве своем люди знали и умели пользоваться дистанционными сервисами банка, что позволило безболезненно пережить такой сложный период.

Для сравнения в европейских странах доля бесконтактных считывателей, которые позволяют провести оплату, довольно низкая. В нашей стране 99,9% всех терминалов использует бесконтактные платежи. Это позволило нам в период ограничений, связанных с распространением коронавируса, не блокировать какие-либо операции. Работа не остановилась.

Другое дело, что есть категория людей, которая с трудом овладевает новыми технологиями. Мы помогали им и переводили на дистанционное обслуживание. При этом наша задача повышать финансовую грамотность не только с точки зрения владения различного рода приложениями и программами, связанными с обслуживанием банка, но и увеличивать понимание принципов разумного инвестирования, сбережения, ответственной кредитной политики. В бизнесе – это различные услуги банка, которые расширяют возможности, связанныe с поддержкой экспорта, уплатой налогов, юридические консультации, обучение администрированию. Все эти продукты есть сегодня на платформе «Деловая среда» и в мобильном приложении «Сбербанк Онлайн».

— Большое внимание вы уделяете образовательным проектам среди школьников и уже взрослых специалистов. Что вы реализуете сегодня на территории Татарстана?

Наибольший резонанс вызвал проект текущего года – «Школа 21». Он готовит специалистов в области информационных технологий. Мы считаем, что навык программирования сегодня необходим в разных сферах: и врачу, и учителю, и банкиру. «Школа 21» помогает его приобрести. А тем, кто хочет полностью уйти в данную сферу, дает возможность освоить профессию.

Мы уже провели первый набор и первый «бассейн» (4-недельный тестовый период обучения). К сожалению, эпидемиологическая ситуация привела к отмене очных занятий. Но онлайн-тестирование и онлайн-поступление проходят и сейчас. Проект не заморожен. В ближайшее время надеемся вернуться в офлайн-формат. Несколько десятков тысяч человек со всей страны заинтересованы в обучении и подают заявки.

Безусловно, у нас есть образовательные проекты и для школьников. Так, благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» разработал несколько программ. Самая масштабная – это «Цифровая платформа персонализированного образования для школы». Платформа содержит обучающие модули по всем предметам школьной программы, а также авторские модули для углубленного изучения материала и кросс-предметных исследований.

Система позволяет учителям продолжать эффективное обучение, а ученикам — заниматься самостоятельно. Подчеркну, что это не замена классическому образованию, а дополнение, которое позволяет более эффективно организовать учебный процесс. Даже после возвращения к офлайн-обучению мы намерены в лучших школах Татарстана продолжать использование цифровой платформы. С начала нового учебного года в программе будет участвовоать 7 общеобразовательных школ. Также мы подписали соглашение с КФУ. И школы при университете также будут использовать данную цифровую платформу.

Есть несколько других программ. Например, «Академия искусственного интеллекта», где мы повышаем уровень цифровой грамотности школьников, прививаем им интерес к анализу «больших данных», машинному обучению. Проект «Сделай мир ближе», в рамках которого мы дарим школам бумажные микроскопы – фолдоскопы.

В направлении образования Сбербанк будет и дальше активно работать.

Инвестиции не остановлены

— В условиях пандемии регионам, и Татарстану в частности, сложнее привлекать новые инвестиции. Как вы оцениваете инвестпривлекательность республики? Какие совместные проекты с РТ реализуете?

В период пандемии мы не остановили свою инвестиционную деятельность, не прекратили выдачу кредитов. Конечно, основной объем в апреле и мае у нас пришелся на работы, связанные с реструктуризацией действующих кредитов по бизнесу, который испытывает сложности. Порядка 3 тыс. предпринимателей и предприятий РТ воспользовались различными формами поддержки. Это и выдача льготных кредитов по госпрограммам, и реструктуризация, и отсрочки.

Вместе с тем у нас продолжилась работа и по существующим инвестиционным проектам. Мы профинансировали посевную кампанию на 2,7 млрд рублей.

Особая работа у нас продолжилась в строительном секторе. С начала года Сбербанк профинансировал строительство 7 новых жилых комплексов. Сегодня в республике порядка 60% от всех строек, профинансированы за счет Сбербанка. Отмечу, что уже 2,7 тыс. татарстанцев открыли в банке эскроу-счета. Важно, что в период пандемии мы не зафиксировали падений в этой отрасли. Работа не останавливалась.

Также мы продолжали принимать заявки на инвестиционные кредиты. Конечно, все это мы делаем с учетом нашего видения и прогнозов развития ситуации.

 Развитию строительной отрасли способствует доступная ипотека. Недавно ставки снизились до 6,5%, благодаря программе государственного субсидирования. Как жители региона отреагировали на снижение ставок?

Сбербанк пошел еще дальше и сделал приобретение квартиры гораздо более выгодным: своим клиентам мы предлагаем ипотеку по сниженной ставке 6,1%. Предложение, действительно, нетривиальное. Наверное, этим и обоснован большой интерес к программе среди жителей Татарстана.

Напомню, что первоначальный взнос по этой программе составляет 20% от стоимости жилья, а максимальный срок кредитования – 20 лет. При этом пониженная ставка 6,1 % будет действовать весь срок кредита. Программа распространяется на приобретение готового или строящегося жилья от застройщика, поэтому льготная ипотека – отличная программа поддержки не только для жителей, но и для застройщиков.

Сбербанк активно финансирует строительство коммерческой недвижимости. Как выстроена работа с торговыми центрами. Ведь очевидно, что они серьезно пострадали от ограничений?

Да, сейчас наибольшие сложности испытывает сектор коммерческой недвижимости, в частности, торговые центры. Очевидно, что наша главная задача помочь нашим клиентам пережить тяжелые времена, предоставить различные формы поддержки, реструктуризации. Одной из первых Сбербанком проведена реструктуризация кредита ТЦ «Торговый Квартал» в Набережных Челнах. Были предоставлены кредитные каникулы. Аналогичная помощь была оказана ряду менее крупных объектов.

Регион в «цифре»

 Вы участвовали в проектах, связанных с цифровизацией региона. Насколько активно продвигается эта работа? Как на этот процесс повлиял массовый переход большинства сфер в онлайн из-за режима самоизоляции?

Сбербанк и правительство республики – партнеры в развитии цифровых и платформенных решений. У нас накоплен огромный опыт по трансформации своих процессов «в цифру». Безусловно, мы готовы эти компетенции передавать тем субъектам России, которые проявляют интерес.

Так, в феврале было подписано соглашение между президентом Татарстана Рустамом Миннихановым и президентом Сбербанка Германом Грефом о сотрудничестве в цифровой сфере. Оно предполагает, что и банк, и республика интегрируют свои усилия для развития совместных проектов. В первую очередь, это цифровая платформа Сбербанка, на базе которой планируется внедрять цифровые сервисы в рамках действующих в Татарстане программ развития. В связи с этим банк проводит обучение сотрудников министерства цифрового развития РТ.

Также совместно с республикой разрабатываются программы и приложения для жителей РТ. В пилоте находятся два проекта – «Мои Субсидии» и «Фабрика данных». По итогам данных пилотов будет принято решение о дальнейшем масштабировании цифровой платформы Сбербанка и интеграции решений в проекты Татарстана.

 Какие технологические новшества были отработаны в период пандемии? Каким IT- решениям удалось упрочить свои позиции?

Сегодня в группу компаний Сбербанк входит много организаций, услуги которых в условиях самоизоляции оказались весьма востребованы. Эти сервисы пережили серьезный бум в период самоизоляции. Например, Delivery Club, «Ситимобил», «СберМаркет». Последний удвоил свои масштабы – и в количестве магазинов, с которыми работал, и в количестве пользователей. Это оказалось востребованным.

Это же касается нашей дочерней компании ОККО. Мы ввели специальные программы, позволяющие бесплатно пользоваться сервисом, расширили линейку услуг. Например, в онлайн-кинотеатре появились каналы на татарском языке.

Уверен, что и после отмены всех ограничений доля пользователей онлайн-услуг вырастет многократно. Потребители оценили удобство пользования удаленными сервисами. Хотя, безусловно, без мира офлайн мы не обойдемся. После отмены ограничений мы увидим всплеск посещений ресторанов, торговых центров. Бизнес должен воспользоваться моментом и повышенным спросом.

Поддержка и помощь

 Какие меры поддержки являются наиболее востребованными у бизнеса и населения в условиях пандемии. Как много клиентов воспользовалась кредитными каникулами и другими льготами, введенными в период пандемии?

От предприятий малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей мы приняли 2,2 тыс. заявок на реструктуризацию кредитов на сумму 3,4 млрд рублей. По программе субсидирования процентной ставки было выдано 60 кредитов на сумму 351 млн рублей. Также 733 малых предприятий получили зарплатные проекты под 0% на сумму 1,2 млрд рублей. Сегодня активно выдаем льготные субсидируемые кредиты на восстановление деятельности под 2%.

Согласно условиям этой программы, если компания сохраняет не менее 90% персонала, весь кредит и проценты по нему года будут списаны (при сохранении не менее 80% занятости — погасится половина). Поступило 3 тыс. заявок. Из них уже одобрена 1 тыс. на сумму 1,3 млрд рублей.

Общий объем различного рода программ нами оценивается в 18 млрд рублей. Это составляет практически 20% нашего кредитного портфеля. Хочу заметить, что принимая такие меры, мы можем недополучить часть процентного дохода, но сохраним бизнес клиента, его платежеспособность и возможность возвратности кредита. Мы действуем в интересах и банка, и клиентов.

 В республике представители и крупного, и малого бизнеса присоединились к благотворительным акциям помощи в период пандемии. Какие социальные активности есть у Сбербанка в Татарстане?

На период пандемии пришлось празднование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Мы оказали помощь ветеранам и труженикам тыла, в том числе тем, которые не являются клиентами банка. Вручали подарки, организовывали поздравительные мероприятия, закупали средства защиты от COVID-19. Была акция, в рамках которой сотрудники Военного комиссариата совместно с сотрудниками Сбербанка поздравили ветеранов ВОВ и вручили им пылесосы. В период пандемии мы передали 12 тыс. масок для волонтерских штабов республики.

Также у нас много программ, которые реализуются за счет активного участия наших сотрудников в волонтерском движении. В этом году появился фонд «75 тысяч добрых дел». Мы создали специальный сайт, где наши сотрудники могут зарегистрироваться в качестве волонтеров и выбрать «доброе дело».

К Международному Дню защиты детей оказана благотворительная помощь Первой детской городской больнице, также подарки получили маленькие пациенты 9 медицинских учреждений.

Что касается прямого банковского обслуживания, в период пандемии Сбербанк принял участие в выдаче пенсий и доставке карт пенсионерам, которые не могли обратиться в филиал банка в силу эпидемиологической ситуации в стране.