Экспертиза , Весь мир ,  
0 

«Три главных фактора, которые определят судьбу гостиничного рынка»

Генеральный директор Azimut Hotels Максим Бродовский — о ближайшем будущем гостиничной индустрии и рецептах преодоления кризисов.

Гостиничный бизнес сложно представить без открытых границ и свободы передвижения, поэтому 2020-й невозможно назвать годом его подъема. Даже там, где границы открыты, многие люди опасаются передвигаться так же свободно, как делали это ранее. Бизнес по всему миру частично ушел на удаленку и максимально сократил деловые поездки, люди предпочитают оставаться дома. Поэтому подавляющее большинство гостиниц, ориентированных на бизнес-путешественников, сейчас фактически утратили большую часть своих клиентов.

При этом есть много людей, которые в последние годы предпочитали индивидуальный туризм путешествиям в составе организованных туристических групп, строили личный досуг самостоятельно и, по большому счету, были связаны только собственными финансами и желаниями куда-либо поехать, особенно это стало заметно в сегменте загородных и курортных гостиниц. Отели, ориентированные на таких путешественников, сегодня на подъеме. За примерами даже в России далеко ходить не надо: Сочи, Краснодарский край в целом в этом сезоне оказались на недосягаемой высоте.

Три главных фактора, которые определят в самом ближайшем будущем судьбу гостиничного рынка в крупных городах: появление вакцины или эффективных доступных лекарственных средств от COVID-19; возвращение формата бизнес-путешествий; восстановление организованного туризма.

Вакцина или лекарство — необходимое и сегодня фактически единственное условие возобновления свободного неограниченного передвижения людей между государствами. С их появлением должны возобновиться и деловые поездки в тех объемах, к которым все привыкли, и мы отдаем себе отчет, что произойдет это постепенно, на восстановление привычной бизнес-активности может уйти несколько лет. Возврат к организованному туризму, его реорганизация в новых реалиях также случатся не сразу. Однако и этот формат путешествий будет по-прежнему востребован. Далеко не каждый при планировании поездки и досуга готов возлагать ответственность за это только лишь на себя и своих близких.

Гостиничный бизнес сложен и зависит от многих факторов. Нередко это «жизнь внутри жизни»: из ряда современных отелей можно месяцами не выходить на улицу, но быть полностью обеспеченным всем необходимым. С учетом падения спроса и, как следствие, доходов городским бизнес-отелям в новых реалиях, конечно же, пришлось оптимизировать собственные расходы. В первую очередь речь о расходах на персонал, капитальных проектах, закупках, маркетинге и рекламе. Целый ряд проектов, которые планировалось делать в расчете на перспективу и развитие, пришлось на неопределенный срок приостановить и даже заморозить.

Со многими курортными и загородными отелями в последние месяцы все произошло с точностью до наоборот. За счет людей, которые не боятся путешествовать и которые хотят провести отпуск не дома или на даче, а на море или в комфортных условиях за городом, резко подскочил спрос. Ряд гостиниц Краснодарского края или Подмосковья ощутили острую нехватку персонала, так как просто не справлялись с возросшим количеством гостей. Сказалось и отсутствие развлекательных программ, которые срочно надо было придумывать для отдыхающих.

Люди сегодня с трудом способны планировать свое будущее. Так же и с отелями. Что ожидать от наступающей зимы? Как будет развиваться ситуация с коронавирусом? Какие новые ограничения в связи с этим введут власти? Как планировать свои доходы и, в зависимости от них, расходы?

Невозможность на 100% четкого планирования — ключевой фактор, который сегодня максимально усложняет управление отелями как бизнесом.

Нам необходимо научиться вести бизнес в новых реалиях и быстро адаптироваться к малейшим изменениям обстановки. На практике это может означать умение резко сократить определенные расходы или быстро нанять новых сотрудников, либо же оперативно составить и подписать контракт с подрядчиками на дополнительные услуги. Все это требует большей гибкости и умения преобразовывать свою деятельность в очень сжатые сроки.

Azimut Hotels в это непростое время сосредоточились на том, чтобы привлечь максимальное количество индивидуальных путешественников. Понимаем, что сможем зарабатывать больше, если длительность проживания таких путешественников будет дольше. Наша задача — дать им возможность не только приехать с деловыми целями, но и остаться в отеле, например, на уик-энд, чтобы посмотреть город, где они оказались.

Другой ключевой фактор, от которого зависит финансовый результат бизнеса, — контроль за расходами. Гостиницам предстоит очень аккуратно подходить к тому, на что возможно потратить деньги. Но есть и такие расходы, от которых мы не имели права отказываться даже в самый тяжелый период: это расходы, связанные с безопасностью наших гостей, сотрудников, мерами профилактики в борьбе с COVID-19, а также вложения в противопожарные системы, в мероприятия по охране труда и поддержание зданий гостиниц в надлежащем состоянии.

Говоря о будущем, нельзя сбрасывать со счетов, что часть бизнес-туристов еще долгое время так и останется в онлайне. Сегодня командировочные расходы большей части компаний по понятным причинам урезаны. Контрагенты перешли на электронные коммуникации.

Однако даже самые современные технологии не заменят живого человеческого общения. Когда ты не можешь пожать руку другому человеку, посмотреть прямо в глаза, совместно пообедать или поужинать, наконец, просто увидеть своего партнера, вряд ли можно установить полностью доверительные отношения.

И самое важное, что для каждого из нас совершенно немыслима ситуация, когда ты не можешь обнять и прижать к себе близкого, родного человека, а вместо этого приходится общаться лишь по видеосвязи или телефону. Уверен, что сегмент путешествий в другие города и страны к родственникам и друзьям будет восстанавливаться даже быстрее делового туризма.

Очевидно, что в городах, где предложения отелей будут и далее существенно превышать спрос, кому-то придется покинуть этот рынок. Какие-то площади будут проданы и перестроены под другие нужды. Где-то гостиницы станут апартаментами, где-то переформатируются в бизнес-центры. Там, где спрос сохранится и будет расти, произойдет противоположная история: придется открывать дополнительные номера или переделывать под них доступную недвижимость, чтобы удовлетворить всех желающих.

Личный рецепт скорейшего выхода из кризиса — хорошая команда. Каким бы классным, умным, способным и знающим ни был руководитель гостиницы или собственник бизнеса, если нет хорошего подбора профессионалов рядом с ним, то успеха не будет.

Путешественники доверяют персоналу отелей не просто свои деньги, они доверяют безопасность себя и своих близких. А иногда доверяют свое имя и репутацию, проводя в гостинице мероприятия для своих клиентов или рекомендуя кому-то гостиницу для проживания или организации конференций и форумов. И важно понимать, что доверие не формируется мгновенно, а только лишь грамотным, четким и ответственным взаимодействием с клиентом в течении длительного времени. Это может сделать только хорошая команда. Поэтому для Azimut Hotels в разгар кризиса индустрии гостеприимства, аналогов которому не было со времен Второй мировой войны, было важно сохранить квалифицированный персонал. Уверен, что если сейчас мы сделаем все для этих людей, помогая им сохранить работу и стабильный доход, то именно они восстановят наш рынок.

Отели остаются инструментом, который может быть интересен потенциальному инвестору. Но в первую очередь ему следует оценивать модель ведения бизнеса, учитывать региональную специфику. Для тех, кто желает приобрести городской отель как готовый бизнес, сейчас хорошее время для входа, поскольку цены на отели снизились.

Если же инвесторы хотят выстраивать бизнес на перспективу и строить отель, то надо помнить, что это довольно длительный процесс. Он займет не менее трех-четырех лет в зависимости от многих факторов: региона, где идет строительство, сложности согласований, климатических условий, разработки концепции и т.д. Тому, кто вкладывает деньги в гостиницу, надо оценивать не сегодняшний рынок, а то, что с ним будет спустя эти годы. Показательно, что даже в кризис мы видим направления, на которых владельцы гостиниц сегодня чувствуют себя очень хорошо.

Уверен, что и у сегмента городских бизнес-отелей есть все перспективы, чтобы в течение пары лет вновь начать приносить хорошую прибыль так же, как гостиничная индустрия это делала раньше в течение многих лет.


Чем известны Azimut Hotels

Международная гостиничная сеть Azimut Hotels создана в 2004 году; это первая российская сеть отелей, представленная на международном рынке.

Azimut Hotels сегодня включает 40 отелей в 32 городах России, Германии, Австрии и Израиля. Является гостиничным оператором полного цикла и предоставляет услуги собственникам как проектируемых и строящихся, так и существующих гостиничных объектов.


Об авторе
Максим Бродовский Максим Бродовский Генеральный директор Azimut Hotels