Экспертиза ,  
0 

«Молодые бизнесмены больше готовы инвестировать в развитие»

Руководитель блока розницы и малого и среднего бизнеса ПСБ Константин Басманов — о стимулах для восстановления и развития предпринимательства после пандемии.

Сегмент малого и среднего предпринимательства (МСП) в России постепенно восстанавливается. Положительные тенденции наметились еще в феврале, и три месяца подряд деловая активность росла, и в апреле индекс составил 52,6 пункта (п.).

Напомню, что в рамках исследования проводятся замеры по четырем компонентам — продажи, кадры, инвестиции и кредиты. Весенняя положительная динамика была во многом обусловлена ростом компоненты продаж — рост выручки в апреле отмечали 17% опрошенных предпринимателей, на 5 процентных пунктов (п.п.) больше, чем месяцем ранее. При этом фактические продажи среднего бизнеса первыми вышли в зону роста и в апреле достигли уровня 51,3 пункта.

Индекс RSBI — с 2020 года ежемесячное исследование настроений малого и среднего бизнеса, организованное ПСБ совместно с «Опорой России» и исследовательским агентством Magram Market Research. В опросе принимают участие владельцы и топ-менеджеры более 1700 компаний сектора МСП из всех регионов Российской Федерации. Значение индекса выше 50,0 пункта означает рост деловой активности, ниже 50,0 п. — снижение. Значения около 50 п. означают нейтральную зону.

Обнадеживает и ситуация в части ожиданий предпринимателей на ближайшие три месяца — доля тех, кто рассчитывает на рост выручки, составила 35% от общего числа опрошенных. Пессимистами, ждущими падения выручки, остался, как и в марте, 21% респондентов.

Конечно, надо сказать, что сегмент МСП очень неоднородный, и компании в зависимости от отрасли, географии, масштаба и формата пострадали от коронакризиса в разной степени. В целом мы увидели, что в меньшей степени убытки понесли компании среднего размера, которые работают преимущественно в производственном секторе. Ограничения, связанные с пандемией, практически не вызывали у них трудностей, при условии сохранения всех цепочек поставок. А во многих случаях они сохранялись. Сбыт упал, но не ушел в ноль. Замечу, что средний бизнес начал возвращаться к нейтральным уровням еще в июне прошлого года, а в августе уже показал рост деловой активности. В то же время микробизнес, представленный в основном в сфере услуг и торговли, не восстановился до сих пор. Сфера услуг, где было отмечено некоторое оживление в марте этого года, сейчас все равно продолжает показывать снижение деловой активности.

Бизнесу, помимо прочего, приходится сегодня подстраиваться и под изменение потребительских настроений, изучать новый клиентский опыт. Ключевым моментом стала адаптация к удаленной работе и развитие цифровых продаж.

Бизнес постепенно становится безбумажным. Яркое доказательство — использование каналов видеосвязи в сегменте МСП выросло за последний год на 53%, а распространение мессенджеров внутри бизнеса достигло фактически 100%.

Появились новые возможности и каналы для продвижения и продаж товаров и услуг. Большее число потребителей стало благосклонно смотреть на дистанционные покупки и онлайн-общение с продавцами товаров и услуг. Многие предприниматели открыли для себя маркетплейсы как способ быстро и действенно вывести бизнес в онлайн и искать клиентов там, за пандемию их число выросло на 12%, до 28%. Также выросла популярность экспресс-доставки. Все это в совокупности привело к росту сегмента e-commerce — в полтора раза за прошлый год, о чем говорят данные Ассоциации компаний электронной торговли (АКИТ).

На высоком уровне как в прошлом, так и в этом году остается кредитование МСП. Начиная с октября 2020-го компонента «кредиты» Индекса RSBI держится стабильно выше 55 п., а в феврале 2021 года был зафиксирован исторический максимум компоненты — 58,3 п. Это говорит о высокой степени удовлетворенного спроса по кредитам.

Банк России также отмечает ряд положительных трендов в сфере финансирования малого и среднего бизнеса в первом квартале 2021 года. Во-первых, увеличивается темп выдачи займов: количество субъектов МСП, получивших кредиты в марте, выросло на 14% год к году. Что, с одной стороны, свидетельствует о выгодных условиях со стороны банков, с другой — о выходе на рынок кредитования бизнесов, которые ранее кредиты не привлекали. Также наблюдается динамика роста среднего размера кредита в малом и микробизнесе: за первые три месяца текущего года он увеличился на 12% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года, до 6,1 млн руб.

Одна из особенно важных и, на наш взгляд, крайне позитивных тенденций — рост молодежного предпринимательства. ПСБ давно следит за развитием этого направления. Так вот, молодые предприниматели стабильно показывают более высокий уровень деловой активности, чем старшие коллеги. За время пандемии в рамках исследования индекса RSBI мы наблюдали целый ряд показателей, когда молодежный сегмент — до 35 лет — отрывался от более возрастного блока на 4–5 пунктов. В 2021 году, когда экономика начала восстанавливаться, молодежь уже в январе вышла на уровень роста, остальные — отстали на месяц.

Среди молодых бизнесменов существенно выше процент тех, кто ожидает роста выручки в ближайшей перспективе и готов инвестировать в развитие. После кризиса появились новые возможности для роста, воспользоваться которыми у молодых предпринимателей даже больше шансов, чем у многих традиционных бизнесов.

Хочу отдельно заметить, что развивать в России предпринимательство нужно не только за счет финансовой поддержки, различных льгот и преференций. Нужно также создавать и больше нематериальных стимулов. В частности, «Опора России», Агентство стратегических инициатив и Общественная палата РФ при поддержке ПСБ с 2011 года реализуют проект премии «Бизнес-Успех». В этом году финал состоялся 26 мая, где ПСБ вручал награды в двух номинациях: «Лучший молодежный проект» и «Лучший производственный проект». Также в рамках проекта проводится фотовыставка «Бизнес в объективе», которую курирует банк. И это работает ничуть не хуже, чем реклама по ТВ, потому что здесь не абстрактные бизнес-идеи обсуждаются, а это конкретные люди, которые заявили свой бизнес на конкурс, защитили свой проект перед жюри сначала у себя в регионе, а затем в Москве.

Обществу нужно как можно чаще рассказывать, что современный предприниматель — это уже далеко не тот персонаж из 90-х, получающий сверхдоходы… А ведь подобное клише в народе до сих пор существует. Сегодня представители малого и среднего бизнеса — это люди, которые меняют жизнь вокруг себя, создают рабочие места, добавленную стоимость, двигают страну вперед.

Чем известен ПСБ

ПАО «Промсвязьбанк» (ПСБ)  — универсальный банк, основанный в 1995 году. Входит в топ-10 крупнейших банков России и в список системно значимых кредитных организаций, утвержденный Центробанком, законодательно определен в качестве опорного банка для реализации государственного оборонного заказа и сопровождения крупных государственных контрактов.

ПСБ предлагает широкий спектр услуг для розничных и корпоративных клиентов, малого и среднего бизнеса, поддерживает развитие предприятий ОПК и гражданской промышленности.

Об авторе
Константин Басманов Константин Басманов руководитель блока розницы и малого и среднего бизнеса ПСБ