Задача довести долю высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения в общем выпуске своих предприятий к 2025 году до показателя не менее 30%, к 2030 году — не менее 50% стоит перед российским оборонно-промышленным комплекcом (ОПК) еще с 2016 года. В сентябре прошлого года в ходе заседания Военно-промышленной комиссии РФ президент Владимир Путин в очередной раз напомнил о своих поручениях. Как отмечается в материалах Минпромторга, важность решения этой задачи связана с необходимостью обеспечения сохранения потенциала и устойчивой работы организаций ОПК в условиях снижения гособоронзаказа, который действительно падает в связи с окончанием основного этапа технического перевооружения Российской армии, запущенного в начале 2010-х годов.
Большие надежды
По экспертным оценкам, для достижения заявленного уровня диверсификации предприятиям ОПК нужно за десятилетие увеличить выручку от реализации продукции гражданского и двойного назначения втрое — с 700 млрд руб. в 2019 году до примерно 2,1 трлн руб. в 2030-м, говорит директор дирекции проектного финансирования и прямых инвестиций ПСБ Артем Гарибян.
В отраслевом разрезе, отмечает он, наибольшие успехи в данном плане демонстрируют авиационная и судостроительная промышленность, большое количество проектов заявляется и в сфере радиоэлектроники. «Эти отрасли я бы назвал основными, но достаточно большим потенциалом роста обладают также такие отрасли, как транспортное машиностроение, энергетическое машиностроение, ЖКХ, связь», — добавляет эксперт.
При этом по состоянию на 2020 год в среднем удалось добиться диверсификации на уровне 25%, поэтому выход на уровень 30% к 2025 году выглядит вполне осуществимым. Другое дело, что на горизонте с 2025 по 2030 год придется осуществить гораздо более серьезный рывок, что потребует мобилизации и финансовых ресурсов, и мер поддержки государства.
Диверсификация ОПК идет с переменным успехом в различных секторах, говорит заместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Василий Кашин. Формально рост доли производства гражданской продукции в ОПК идет с опережением графика. Сейчас доля производства гражданской продукции в ОПК превышает 24%. Однако в реальности наращивание гражданского производства идет зачастую искусственно — предприятия, сталкиваясь с нажимом сверху, производят гражданскую продукцию, чтобы соответствовать новым требованиям, но экономически это не вполне обоснованно.
Наибольшую эффективность при выпуске гражданской продукции предприятия ОПК показывают в трех случаях, считает заведующий лабораторией Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Игорь Фролов. Первый — когда гражданская продукция схожа с продукцией военного назначения: например, если завод, выпускающий боевые самолеты, на своих площадях и оборудовании производит детали и агрегаты для гражданских авиалайнеров. Второй вариант — использование материалов, оставшихся от выпуска военной продукции для производства гражданской, экономия здесь происходит за счет отсутствия необходимости создавать цепочки поставок сырья. И третий путь — использование того фактора, что оборонщики хорошо занимаются доводкой сложной продукции, у них хорошая экспериментальная база, в этом варианте вполне логичной выглядит их кооперация с гражданскими заводами, в том числе в рамках НИОКР и опытно-конструкторских работ.
Вместе с тем эксперты соглашаются, что процесс диверсификации предприятий ОПК крайне важен для развития российской экономики в целом. Это важный процесс в масштабах государства, говорит Артем Гарибян: «Достаточно посмотреть на цифры. Текущий объем продукции предприятий ОПК оценивается в 1,5 трлн руб. в год. А потребность в продукции, которая могла бы быть произведена на базе предприятий ОПК для реализации нацпроектов, не менее 3 трлн руб.».
Этот процесс имеет огромное значение для российской экономики. В ОПК сосредоточена большая часть российского хайтека, наиболее опытные кадры, способные решать сложные и масштабные задачи, соглашается Василий Кашин. Важна данная трансформация и для самих компаний, считает он. Для предприятий ОПК наращивание доли гражданской продукции открывает новые возможности роста, кроме того, это повышает их устойчивость перед лицом возможных колебаний в размерах государственного оборонного заказа.
Дорожная карта
Государство довольно активно поддерживает процесс диверсификации ОПК. Существует достаточно широкая линейка мер господдержки, большой блок субсидий, который предлагается Минпромторгом, рассказывает Артем Гарибян. Это субсидии на компенсацию части затрат в рамках научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, субсидии на поддержку производства предприятиями ОПК высокотехнологической гражданской продукции, субсидии на поддержку разработки пилотных партий и т.д.
Существуют и программы льготного кредитования, когда процентную ставку субсидируют корпорации развития. Так, в Фонде развития промышленности (ФРП; входит в группу ВЭБ.РФ) действует специальная программа «Конверсия», которая стимулирует производство предприятиями ОПК продукции гражданского и/или двойного назначения. Как показал рынок, продукты ФРП востребованы, говорит Артем Гарибян. Однако уточняет, что там есть лимит по сумме, по срокам предоставления, а также необходимость предоставления банковской гарантии. По мнению эксперта, для того чтобы качественно ускорить реализацию таких проектов, нужно расширять палитру доступных финансовых инструментов. В первую очередь это касается механизмов проектного финансирования, прямых инвестиций, венчурного финансирования. «Это то, на чем сейчас сфокусирован ПСБ в части развития проектов поддержки диверсификации», — поясняет он.
При этом, если речь идет о банковском финансировании, основная проблема сейчас — отсутствие дешевых длинных денег. «Поэтому мы сейчас прорабатываем те механизмы, которые позволили бы приблизить по своим условиям финансирование проектов диверсификации к условиям финансирования гособоронзаказа, в том числе механизмы субсидирования процентных ставок в приоритетных для народного хозяйства страны проектах диверсификации, а также использования государственных гарантий», — говорит Артем Гарибян. Драйвером роста рынка гражданской продукции, по его мнению, должна стать реализация нацпроектов, а также развитие импортозамещения, предусматривающее преференции отечественным производителям в ходе государственных закупок и закупок госкорпораций.
Главные проблемы с наращиванием гражданского производства в предприятиях ОПК связаны с государственным регулированием, в том числе в вопросах, касающихся обеспечения государственной тайны, а также с отсутствием у предприятий ОПК достаточных навыков и понимания специфики работы на рынке гражданской продукции, полагает Василий Кашин. По его мнению, необходимы устранение существующих барьеров для передачи технологий из военного в гражданский сектор производства и обучение сотрудников оборонных предприятий навыкам работы на гражданском рынке.
В качестве примера он приводит китайский опыт. В КНР сейчас создается механизм пересмотра грифов секретности для технологий, передаваемых из военного сектора в гражданский. А ранее был создан отдел по продвижению военно-гражданской интеграции в Министерстве промышленности и информационных технологий, который занимался регулированием такого рода вопросов. «Многие правила, касающиеся сотрудничества предприятий оборонки с гражданским, в том числе частным, сектором, упрощены, в результате даже предприятия наиболее чувствительных отраслей в Китае имеют возможность по гражданской тематике сотрудничать с зарубежными партнерами», — говорит эксперт.
Игорь Фролов, в свою очередь, считает, что для успешного и эффективного развития диверсификации ОПК нужна «дорожная карта», подготовленная на уровне правительственных структур, в случае с ОПК — Военно-промышленной комиссией.
В принципе государство движется в данном направлении. Как следует из документов Минпромторга, посвященных диверсификации производства в ОПК, ведомством «обеспечено долгосрочное планирование и разработана во взаимодействии с основными производителями гражданской продукции экономическая модель до 2030 года по ежегодному достижению целевых показателей, привязанная к планам организаций по текущему производству и освоению выпуска новой продукции».
Другое дело, что государство не может, очевидно, решить все задачи всех предприятий российского ОПК. Некий импульс в виде преференций в рамках нацпроектов отрасли может быть дан, но выход на открытый конкурентный рынок гражданской продукции будет уже делом каждой конкретной компании. Что потребует от оборонных предприятий развития новых для них компетенций — изучения рынков сбыта, продвижения продукции, работы с широким кругом поставщиков и покупателей, использования современных финансовых инструментов.
Автор
Иван Козлов