Экспертиза , Весь мир ,  
0 

«Для среднего бизнеса организация поездок онлайн уже привычная история»

Никита Булгаков, руководитель сервиса для организации командировок OneTwoTrip for Business — об основных тенденциях рынка деловых поездок.

Сегодняшний тренд на тревел-рынке заключается в том, что с точки зрения клиентского опыта сегмент b2b постепенно сближается с сегментом b2c. Пользователь уже давно привык бронировать и выкупать размещение, билеты на транспорт самостоятельно и онлайн — это удобно и быстро. И прежняя схема оформления поездок офлайн постепенно уходит в прошлое. Причина в том, что онлайн-сервисы имеют больший пул поставщиков и, соответственно, более широкий спектр предлагаемых клиенту услуг и конкурентные цены. Аналогичный подход постепенно транслируется в сегмент b2b-тревел: на любой площадке, у любого поставщика услуг должен быть максимально широкий спектр опций, сходный с тем, к какому привык обычный путешественник.

На Западе тревел-услуги в сегменте b2b начали переходить в онлайн лет пять назад. В России эти процессы стартовали примерно в то же время, но на глобальной площадке этот тренд быстрее набирает обороты.

Сейчас в развитие онлайн-услуг на мировом рынке инвестируются немалые средства.

В качестве примера можно привести несколько компаний, которые развивают свои услуги именно онлайн. Они появились всего три-четыре года назад, но за это время закрыли довольно крупные инвестиционные раунды. Так, европейская TravelPerk в апреле привлекла $160 млн, а американский сервис TripActions чуть раньше, в январе, — $155 млн. Средства необходимы им именно для того, чтобы занять большую часть глобального рынка. Дело в том, что определенных лидеров на нем в сегменте b2b все еще нет, то есть назвать его консолидированным даже при наличии нескольких крупных игроков нельзя. На это и делают ставку новички сегмента. Они создают автоматизированные платформы, которые позволяют быстро масштабироваться, очень просто подключать новых клиентов и тратить меньше ресурсов на их обслуживание.

В России происходит ровно то же самое: здесь достаточно фрагментированный рынок не очень больших игроков в офлайне. И они как раз заинтересованы в том, чтобы его консолидировать. Удобство организации деловых поездок онлайн стало очевидным для потребителя. Если говорить о рыночной структуре, то большую часть — около 70% от оборота, по данным исследования РБК «Рынок бизнес-тревел услуг России 2019 года», занимают госпредприятия и достаточно крупный частный бизнес.

Оставшаяся часть, примерно треть, — это представители малого и среднего бизнеса и физические лица. Наш типичный клиент сегодня — не очень крупная компания, примерно с несколькими тысячами сотрудников в штате, с бюджетами на поездки от 600 тыс. до 2 млн руб. в месяц. Но тренд, который мы наблюдаем на рынке, — все больше крупных компаний готовы переходить к организации командировок в онлайн. Хотя, например, выбирать бюджет для командировок в 2 млн руб. в месяц может как компания с численностью сотрудников до 100 человек, так и корпорация, в которой насчитывается более 3 тыс. сотрудников.

Выгода и простота организации деловых поездок онлайн понятна. Во-первых, с сервисом мало кто может конкурировать с точки зрения ассортимента предложений. В нашей базе, например, содержится более 800 предложений авиакомпаний (включая лоукостеры), свыше 2 млн отелей по всему миру. Кроме того, сейчас активно, с ростом примерно на 20% в год, развивается направление bleisure — работнику предоставляют возможность совместить командировку с путешествием в рамках мини-отпуска. Во-вторых, если сотрудник самостоятельно оформляет свою поездку онлайн, это становится гораздо экономичнее в плане времени и трудозатрат, чем организация его же командировки с помощью офлайн-инструментов. Работник в несколько кликов, без посредников, может составить оптимальную логистику командировки, забронировать перелет и выбрать понравившийся отель или апартаменты. При этом он имеет круглосуточный доступ к автоматическому контролю за процессами оформления поездки.

Важной частью организации бизнес-поездки онлайн является и удобство бухгалтерской отчетности. При использовании онлайн-сервиса компания сразу оплачивает командировку и выгружает закрывающие документы в личном кабинете.

Существует масса других факторов, которые делают планирование делового путешествия через интернет комфортнее. Среди них — возможность самостоятельно обменять или вернуть авиабилеты в приложении, защита данных, контроль расходования средств, аналитика и т.д.

Пандемия сильно изменила рынок организации командировок — спад был довольно серьезным, однако негативное влияние нельзя назвать продолжительным. Например, в апреле—мае 2020 года деловые поездки практически сошли на нет. Но спрос на них достаточно быстро восстановился, и сегодня показатели достигают уровня 2019-го. Особенно положительный тренд наблюдается в тех отраслях, которые и в пандемию не могли прекратить ездить: строительство, крупное непрерывное производство. В этих направлениях мы, например, вышли на прежний уровень еще в октябре—ноябре прошлого года, а сейчас объемы кратно превышены, и рост продолжается.

В итоге мы видим все большее число компаний, отказывающихся от штатного тревел-менеджера и единого центра, который занимается организацией деловых поездок, в пользу онлайн-сервисов. Впрочем, сейчас даже тревел-департаменты все охотнее пользуются интернет-сервисами. Конечно, есть немалое число организаций, в основном крупных, которые будут сопротивляться этому тренду. Ведь его принятие влечет за собой снижение бюджета на тревел-подразделение, сокращение сотрудников и т.д. Переход в онлайн — достаточно долгий процесс, который будет тянуться в крупных компаниях ближайшие лет пять. Но если смотреть статистику, то для среднего бизнеса организация поездок онлайн уже привычная история.

Что представляет собой OneTwoTrip for Business

OneTwoTrip for Business — онлайн-сервис для организации командировок, основанный в 2017 году. Задача сервиса ― помочь компаниям оптимизировать процесс оформления командировок и сократить расходы на деловые поездки. Сервис работает с юридическими лицами.

Об авторе
Никита Булгаков Никита Булгаков руководитель сервиса для организации командировок OneTwoTrip for Business