Риски, которые станут существенной угрозой для мира в следующие два года, связаны с ограниченными экономическими и образовательными перспективами молодежи, снижением карьерной ротации между поколениями и усилением социально-экономического неравенства, считают авторы Глобального исследования восприятия рисков (The Global Risks Perception Survey — GRPS), проводимого среди молодых респондентов Всемирного экономического форума (ВЭФ).
Чтобы сегодняшние школьники не стали поколением упущенных возможностей, необходимо уже сейчас формировать у них компетенции XXI века — критическое мышление, креативность, коммуникацию и кооперацию, подчеркивают аналитики ВЭФ: «Новые методы обучения должны стать инклюзивными, адаптивными и всеобъемлющими».
То есть методики преподавания и сами предметные знания и общие навыки, о которых еще недавно говорили как о желательных, сегодня требуют немедленного внедрения во избежание потери целого поколения.
Новая реальность
Дети — это в скором будущем участники финансового рынка, предприниматели, налогоплательщики, вкладчики и заемщики, отмечает доцент кафедры «Экономика и финансы» ВШЭУ ЮУрГУ, волонтер финансового просвещения Банка России Нина Жданова. Поэтому финансовая грамотность — еще один навык, жизненно необходимый молодежи, обучение которому целесообразно начинать на начальных ступенях образовательной системы, отмечает она.
В рамках международных исследований в области образования, в частности Programme for International Student Assessment (PISA; мониторинговое исследование качества общего образования, проводится раз в три года), последние десять лет помимо базовых компетенций учащихся — читательской, естественнонаучной и математической грамотности — изучают и финансовую грамотность, отмечает младший научный сотрудник проектно-учебной лаборатории «Развитие университетов» НИУ ВШЭ Татьяна Чиркина.
В 2015 году, например, согласно исследованию уровня финансовой грамотности 15-летних школьников, проведенному PISA в рамках Международной программы ОЭСР по оценке образовательных достижений учащихся, российские школьники заняли 10-е место среди 18 ведущих экономик мира. Лидерами рейтинга тогда стали школьники Китая, Австралии, Бельгии, Новой Зеландии. В 2018 году Россия повторила результат, заняв 10-е место уже среди 20 стран.
Появление уроков финансовой грамотности, а также развитие в школе других актуальных сегодня навыков — закономерный процесс гармонизации российской системы образования с общемировой, а также с потребностями экономики, считает Татьяна Чиркина.
Так, например, многие крупные банки уже выдают детям дебетовые банковские карты с семи лет, то есть первоклассники уже могут участвовать в финансовых транзакциях. Современным подросткам уже вполне хватает знаний, чтобы пробовать элементарные финансовые инструменты, заявил на Петербургском международном экономическом форуме первый зампред Центробанка РФ Сергей Швецов. Регулятор выступает за законодательное разрешение 12-летним торговать на бирже и ведет соответствующие обсуждения с правительством.
Стратегия повышения финансовой грамотности с приоритетом на школьников и студентов, разработанная Центробанком, Минфином, Минобрнауки, реализуется в стране с 2017 года.
Напомним, что в России попытки внедрить в образовательную программу формирование навыков XXI века в целом начали предпринимать с 2012 года, когда вступили в силу федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) для всех образовательных учреждений страны. В новые стандарты, в частности, были включены soft-skills — метапредметные и личностные результаты школьников (уметь доказать, интерпретировать, оперировать понятиями, решать задачи).
Летом 2021 года была утверждена новая редакция ФГОС, одним из самых заметных нововведений которой стало включение в школьную программу элементов финансовой грамотности. В начальной школе, в частности, они должны быть включены в уроки математики и окружающего мира, а в 5–9-х классах — в обществознание, математику и географию. Такая практика будет в обязательном порядке распространена на все школы страны со следующего учебного года, а при согласии родителей — в ряде школ уже в этом году.
Дело практики
Однако без реального, хотя бы минимального включения детей в производительный труд им трудно будет понять стоимость денег, считает заведующий кафедрой общей и социальной педагогики Сибирского федерального университета Антонида Лукина.
Подростки хотят зарабатывать собственные деньги, но государство такой возможности им не дает, отмечает она: «Производительный труд в школах практически под запретом, и реальные трудовые навыки у детей не развиваются». Преподавать финансовую грамотность без формирования уважения к труду бессмысленно, считает Антонида Лукина.
Согласно п. 4 ст. 34 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» запрещено привлекать несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей к труду, не предусмотренному образовательной программой.
Кроме того, в соответствии с Трудовым кодексом РФ прием на работу несовершеннолетних допускается только с 16 лет, снижение возраста до 14 лет обременено рядом дополнительных сложностей.
Директор Центра трансформации образования Московской школы управления «Сколково» Ольга Назайкинская подчеркивает необходимость менять методы преподавания с трансляционных на проектные, предполагающие практическое применение полученных теоретических знаний: «Причем такой подход необходимо распространить на все предметы».
Практико-ориентированный подход позволит сократить нагрузку на учеников, уверены эксперты.
По данным Института возрастной физиологии Российской академии образования, учебная нагрузка уже почти в два раза превышает нормы СанПиН. Так, суточная нагрузка в начальной школе составляет более восьми часов, то есть 40 часов при пятидневной неделе при допустимой недельной нагрузке не более 32 часов, в старшей школе — 12 часов в сутки, или более 60 часов в неделю при максимально допустимых 34 часах.
Введение уроков финграмотности не должно стать причиной увеличения нагрузки на обучающихся, считает доцент Высшей инженерно-экономической школы Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Максим Иванов: «Возможным решением может стать закрепление таких дисциплин на факультативной основе».